Березин ведущий биография. Биологический отец телеведущего известный журналист владимир березин рано ушел из семьи. Чем Вы гордитесь более всего в своей жизни

Вконтакте

Одноклассники

Владимир Березин — биография

Владимир Александрович Березин родился в 1957 году. Учился он в Орловском училище культуры на факультете режиссуры, а позже – на факультете журналистики Уральского госуниверситета.

Уже к 1980 году Березин возглавил дикторский отдел на телевидении Свердловска, оставаясь на этом месте в течение 10 лет. Кстати, произошло это почти случайно – еще на местном телевидении Березина заметил Борис Ельцин, который и пригласил его к себе в Свердловск. А уже там на него обратило внимание руководство Останкино, и Владимир оказался в Москве.

К 1990-му он уже работал на Центральном телевидении. Среди проектов с участием Березина – передача ‘Доброе утро’, а также выпуски детской передачи ‘Спокойной ночи, малыши’.

После весьма драматических событий в 1991 году Березин оказался ведущим программы ‘Время’. Впоследствии Березин перешел на канал ВГТРК, на котором позднее получил должность главного диктора канала.

В настоящее время Владимир Березин – Народный артист России, заслуженный деятель искусства. Сегодня он ведущий концертных и официальных мероприятий в Кремле, а также множества фестивалей, концертов и шоу.

В 1993 году Березин был награжден Орденом Мужества за исполнение профессиональных обязанностей с риском для жизни.

С центрального канала Березин ушел весьма неожиданно – в самом расцвете карьеры, и этот уход породил множество вопросов, на которые Владимир, впрочем, не отказывается отвечать.

Так, в своем интервью он признал, что теперь, когда работа диктора уже позади, он чувствует себя намного более свободным. Хотя то, что профессия диктора – ‘его’, Владимир также ни в коем случае не отрицает. Именно эта работа помогла ему полностью раскрыться и, что также немаловажно, принесла ему настоящую национальную славу.

Так, долгие годы Владимир настолько плотно ассоциировал самого себя со своей профессией, что именно работа была для него главным жизненным приоритетом. И лишь в возрасте 50 лет Березин вдруг осознал, что работа – это хоть и нечто большое, но все же не самое главное, что дано ему в жизни. ‘Сводить себя только к собственной профессиональной составляющей - кощунственно’, — говорит ‘сегодняшний’ Владимир Березин.

Сегодня, вспоминая свои дня на ВГТРК, Березин говорит о том, насколько тяжело быть ‘звездой по жизни’. Так, в 1990-х, когда он был ‘лицом канала’, когда рейтинги его передач были по-настоящему колоссальными, сам он пребывал в некоей ‘путанице’, полностью сосредоточившись на своей ‘звездности’.

Из этого состояния Владимиру удалось выйти благодаря Церкви. Так, во время одной из съемок в Татарстане, в рамках культурной программы для артистов, он побывал в Раифском монастыре. После беседы со священником, которая продлилась два часа, Владимир попросту открыл для себя новый мир. Позже он даже несколько раз подумывал отправиться в монастырь жить, однако до этого все же не дошло, а вот в Татарстане он теперь бывает едва ли не каждую неделю, проводя выходные в монастырской келье.

Сегодня Владимир работает с ‘живыми’ людьми; его публика разная – от нескольких десятков человек на приемах, до многотысячных стадионов. По признанию Березина, работать с людьми гораздо интереснее, чем с камерой.

Сравнивая телевидение ‘тех лет’ и современное, Березин, конечно же, видит огромную разницу, однако о былых днях он не тоскует – все соответствует времени, и коммерция на телевидении сегодня является лишь продуктом эпохи.

Некоторыми проектами РТР Березин откровенно гордится, среди них – сериалы ‘Идиот’, ‘Мастер и Маргарита’, ‘В круге первом’, ‘Завещание Ленина’.

А еще Владимир, который много лет общался с первыми лицами русской эстрады, точно знает, что образы ‘звезд’ чаще всего слишком мифологизированы.

Вообще, Владимир Березин – человек очень тонкий, вдумчивый и имеет много вопросов к самому себе, на которые ему еще только предстоит дать ответы. В этом он, кстати, очень надеется на Церковь, которая уже очень помогла ему расставить многое по своим местам.

Владимир Березин — личная жизнь

На протяжении долгого времени Владимир ставил работу превыше всего, нередко пренебрегал собственными интересами, интересами семьи. Однако к пятидесяти годам он осознал, что работа не является главным в жизни человека, существуют и другие ценности. Его мировоззрение перевернула церковь. После посещения Раифского монастыря и двухчасового общения со священником диктор вышел оттуда совершенно другим человеком. Владимир даже задумывался о том, чтобы перебраться в монастырь на постоянное проживание, однако не решился на этот шаг.

В жизни Березин далеко не совсем удовлетворен собой, имея множество вопросов к собственной личности. Ответы на них он надеется найти при помощи церкви, которую посещает теперь каждую неделю.

Личная жизнь Владимира Березина не особо обсуждается в прессе, о ней можно найти лишь минимум информации. Достоверно известно лишь, что он является женатым человеком и имеет от этого брака дочку.

Владимир Александрович Березин. Родился 3 апреля 1957 года в Орловской области. Советский и российский диктор, теле- и радиоведущий, журналист. Народный артист РФ. Заслуженный деятель искусства РФ.

Имеет чеченские и русские корни.

Отец - Юрий Исламов, по национальности чеченец.

Мать родом из уральской деревни, русская. По профессии была геологом, работала в Казахстане, где и познакомилась с отцом Владимира - он из числа чеченцев, депортированных после Великой Отечественной войны. Между ними начались отношения. Уже будучи беременной, мать Владимира узнала, что у его отца есть жена, которую зовут Зоя. Юрий Исламов предложил ей принять мусульманство и стать его второй женой, но она не захотела и скрылась - уехала в деревню в Орловскую область к своей тетке.

Мамина тетя - Анна Михайловна - по сути воспитала Владимира. Позже он купил ей дом в Сергиевом Посаде.

Своего отца он впоследствии разыскал, уже в 1990-е годы. Ему помог бывший вице-президент Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев, который показал фото отца по чеченскому ТВ. Владимир встретился с отцом и своими братьями.

После окончания школы окончил Орловское училище культуры, факультет режиссуры. Далее окончил факультет журналистики Уральского государственного университета.

В 1980 году Владимир Березин возглавил дикторский отдел на телевидении Свердловска. Он оставался на этом месте в течение 10 лет. Как рассказывал Березин, большую роль в его карьере сыграл , тогдашний первый секретарь Свердловского обкома, который обратил внимание на талантливого диктора. Именно он содействовал его карьере в Свердловске. Там же на него обратило внимание руководство Останкино, и он оказался в Москве.

В начале 1990-х годов стал работать на Центральном телевидении. Среди проектов с участием Березина - передача «Доброе утро», а также выпуски детской передачи «Спокойной ночи, малыши!».

В 1991 году Березин был ведущим программы «Время».

В 1994 году награжден Орденом «За личное мужество» - за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни.

Впоследствии перешёл на канал ВГТРК (РТР). Там же он вскоре получил должность главного диктора канала. После закрытия дикторского отдела на РТР в 1996 году вёл телевизионные передачи «Мой XX век», «Площадь звёзд», а также фестивали «Славянский базар в Витебске» на том же телеканале.

Стал одним из самых узнаваемых лиц отечественного телевидения. Он сотни раз он объявлял имена самых популярных исполнителей и главных политиков. О Владимире Березине говорят, что если он впервые представляет кого-то из артистов, то тому суждено стать звездой.

Некоторые артисты считают, что он оказал на их становление непосредственное влияние. Так, рассказывал, что «золотым голосом России» его впервые назвал именно Березин - именно так ведущий однажды представил певца перед выступлением. Также он впервые представил широкой публике . Певица тоже рассказывала, что в начале ее карьеры именно этот диктор оказал на нее влияние: «87 год, отборочный тур «Юрмалы-87». Отбор по регионам. Концерт с трансляцией на Москву вел Березин. Благословил что ли...».

Часто ведет торжественные мероприятия и концерты в самых престижных залах России, официальные приемы в мэрии Москвы и Кремле. Владимира Березина называют «кремлевским ведущим».

Член Общественного совета при ГУ МВД России по Московской области. Вице-президент общественного фонда «Союз».

Имеет звания Народного артиста России, а также Ингушской и Чеченской республик.

Кремлевские звезды Владимира Березина. Пусть говорят

Рост Владимира Березина: 183 сантиметра.

Личная жизнь Владимира Березина:

Жена - Людмила Юрьевна Березина, телевизионный звукорежиссер.

В браке родилась дочь Юлия. Живет и работает во Франции. Она замужем за французом - как-то поехала на горный курорт покататься на лыжах и встретила свою судьбу. У них с мужем бизнес по прокату лыжного оборудования.

Приемная дочь - Маргарита Куправа, она грузинка, известный ученый, владеет рестораном в Москве. Замужем, супруга зовут Шалва. По словам Владимира, Маргарита в свое время спасла ему жизнь.

Приемная дочь Владимира Березина Маргарита Куправа с мужем

У Владимира Березина есть внучка Текла и внук Джамико.

Свое свободное время Березин проводит в своем деревенском доме. Разводит коз. Сам их пасет, он признавался, что "больше всего мне нравится петь, когда я один в поле, пасу своих коз". Коз у него шесть, все породистые, высокоудойные.

Владимир Березин - жизнерадостный и очень приятный в общении, обаятельный человек. он много лет проработал главным диктором телеканала РТР, а в настоящее время

известный ведущий главных концертных программ страны. Легкий в общении и добрый на слово, прекрасный и остроумный собеседник, талантливый журналист и просто обаятельный человек. С ним есть о чем поговорить, его можно часами слушать и непременно

у него, конечно же, есть чему поучиться. виртуоз, мастер своего дела, одно лишь его появление на сцене сразу располагает зрителей к нему, а заодно и ко всем участникам программы.

Начинал свой тернистый путь Владимир Березин на Свердловском телевидении, к чему в свое время приложил руку тогдашний глава Свердловской области Борис Ельцин. Уже тогда он стал популярной личностью, его в лицо знал каждый, кто хотя бы раз смотрел телевизор.

Владимир Березин поделился своими взглядами на жизнь и рассказал о себе корреспонденту «МС».

А пока несколько интересных фактов из жизни Народного артиста России Владимира Александровича Березина.

Владимир Александрович, Вы долгое время вели программы на телевидении, затем ушли. Что случилось и не собираетесь ли вернуться на телеэкран?

А я и не уходил с экрана. Достаточно времени я уделяю работе ведущего концертов, фестивалей, презентаций. Мне было удобнее уйти из штата и быть на телевидении консультантом. Я теперь участвую во всех программах, которые выходят на отечественном ТВ, а раньше мог вести только передачи, которые выпускает ВГТРК. У меня появилась возможность ходить в гости, а не только работать. Потому что работать все-таки не легче, чем ходить в гости. Я веду различные программы по договору. Говорят, человек поначалу работает на свое имя, а потом уже имя на него. Смею предположить, что мое имя сейчас работает на меня, и я живу с удовольствием.

У каждого публичного человека есть своя история в прессе. Вас не тяготят образы,созданные средствами массовой информации?

Я один из немногих людей, которые дружат с желтой прессой, а не работают на нее. Я представляю народ, про которого так много написали (мы с Вами, Ася, одного роду и племени), что этого достаточно моим коллегам из желтой прессы, которые на истории нашей зарабатывают себе на хлеб. А как таковой большой истории у меня не было. Могу рассказать маленький фрагмент, который потряс нашу семью. Однажды я дал интервью в одной из известных газет «желтой» категории. Меня спросили про мою дочь: «Чем она занимается?» Я долго рассказывал про ее увлечение лошадьми. Что это на генетическом уровне: у вайнахов практически все девушки и парни любят лошадей. Она любила со школы лошадей и в университете продолжала ими заниматься. Я так благодарен этой ее привычке, этому желанию. Лошади спасли мою дочь от самого плохого: наркотиков. Как? От того, что лошади пьяных и наркоманов не подпускают к себе. А ее поколение - это те, кто пробует все, но моя дочь не из их числа и никогда не пробовала наркотиков, хотя могла это делать, как многие из этой среды московской богемной молодежи... Моя дочь никогда не имела отношения к наркотикам, потому что лошадь сразу бы могла ее ударить. У нее были другие занятия. Ну, понятно, что я имел в виду. Но в результате в прессе написали: «Лошади спасли дочь Березина от наркотиков». Мою дочь вызвали в университете на кафедру и заявили: «Юля, ты что? Была зависима от наркотиков? Вот в газете пишут, что лошади спасли тебя от наркотиков». Был скандал, на меня обиделись жена, дочка. Я говорю, подождите, то, что написали журналисты, это не то, что я говорил. Я сказал, по сути, что увлечение полезное - спасает от плохого. После этой

истории я перестал иметь близкие контакты с желтой прессой. Я просто с ней дружу. Когда мне говорят: «Можно я про Вас напишу?», просто отвечаю: «Нет. Спасибо. Я в этом не нуждаюсь. Мне это не интересно». - «Ну, как же. Вы публичный человек, любимое лицо». Я на это отвечаю: «У нас, в нашем народе, не принято выставлять себя напоказ».

Я известен, и мне этого достаточно, чтобы иметь уважение, любовь публики, относиться ко мне как к мастеру. Все остальное - дешевая популярность. Она меня не интересует. Так установились паритетные отношения. Я был научен горьким опытом, когда из целого текста вырвали фрагмент и опубликовали, чтобы привлечь внимание, а смысл-то был совсем иной.

- Для Вас, как для человека публичного, существуют проблемы «звездной болезни»?

Я, наверное, тоже этим переболел. Это болезнь, которая возникает от головы. Это называется соотношение собственного представления, собственной значимости с тем, что о тебе думают люди. Это соотношение реального и виртуального, то есть то, что ты сам о себе придумал. В нашей профессии это как ветрянка у детей. Кто-то обходится, а кто-то нет. Если человек заболеет в зрелом возрасте «звездной болезнью», то голову, которая дает сквозняк, никогда ничем не замажешь, не заклеишь. Поэтому лучше по молодости отходить ею, по отсутствию жизненного опыта, ума, умения сравнивать. Если тебе безразлично, чего ты достигаешь, и как тебя воспринимают зрители, то говорят, что ты долго можешь искать результатов своей работы, долго их ждать, и ты не будешь двигаться вперед.

Раньше возникали некие симптомы, когда показывали меня на телевидении несколько раз в день. Выходя на улицу, я стал оглядываться - взгляд влево, вправо, косить глазом - тебя узнают или нет. Если на меня не реагируют, у меня возникал вопрос тревоги. Так продолжалось некоторое количество времени, пока я не ушел из системы ТВ официально, когда захотелось проверить себя, стою ли я чего-нибудь без того, что меня показывают на телевидении. Это у нас говорят: «Почти подвиг уйти оттуда, куда все ползут, пытаются просочиться, проскользнуть, пролезть, перепрыгнуть, залететь». А ходить на работу каждый день на ТВ я не хочу, потому что хочу поработать для себя, реализовать то, чему научился.

И после этого в течение полугода я выключил поиск реакции со стороны зрителей, потому что я каждый день торговал своим лицом. «Продается ли этот товар», - думал я. Потом мне стало безразлично. Стал заниматься бизнесом, своими проектами, начал продюсировать - я уже большой человек, взрослый мужчина, дайка, думаю, попробую что-нибудь еще кроме этого.

Вдруг через какое-то короткое время я понял, как мне легко. Понял, что мне безразлично в моей новой ипостаси, узнают меня или нет. И я понял, что хорошо, что не узнают. Почему? Потому что мне не нужно каждую секунду соответствовать представлениям зрителя обо мне. Это тяжелейшая работа.

Правда, прошло какое-то время, я иду по улице, но, странное дело, меня стали узнавать еще чаще. Меня так часто не узнавали, когда ежедневно был на экране. Люди запоминают даже голос, потому что они помнят, знают. Я как-то спрашивал, почему так. Мне отвечают: «Мы соскучиться успели. Мы просто скучаем. Ваш образ нам импонирует. Достаточно интеллигентный... Все было, как чай с утра».

Сегодня мне кажется, что это была «звездная болезнь», но не знаю, было ли это точно так. Ее симптомы я вовремя остановил в течение «болезни». Меня это очень радует, так как, наблюдая за некоторыми своими коллегами, артистами и телеведущими, мне их иногда жалко, потому что они только работают на одно: ощущение жизни через узнавание их зрителями, какое впечатление они производят.

А были переломные моменты, например, личностный кризис?

Конечно. У человека, который занимается творчеством, а я, позволю предположить, человек творческий, и отношусь к себе требовательно, всегда неожиданно возникает, непонятно, необъяснимо откуда взявшееся ощущение того, что что-то не так, чего-то не хватает. В эту минуту кажется, что в мире только ты и вокруг никого. Кажется, что ты ничего не успел сделать, что у тебя нет никакой перспективы, что ты ничего не умеешь, что никто не оценил твои способности. В моей жизни было таких моментов много и не один раз. Считаю, что у настоящего художника, который что - то создает, какой-то продукт, тратя на это свою душу, нервы, здоровье, эмоции, это происходит, будто в баке заканчивается топливо и машина останавливается. То же самое и у меня. Только я со временем научился эти вещи понимать, распознавать, когда этот период приходит. И тогда сразу меняю род деятельности. Наверное, это просто от большой усталости и нервного перенапряжения появляется неудовлетворенность собой: ну, все не так. Тогда я открываю свои записи, дневники, и начинаю читать то, что было полтора года назад, два, пять лет назад. Оказывается, я так много успел сделать в своей профессии! Правда. Оказывается, так много было событий, знакомых, которые стали друзьями. Достаточно заглянуть в емкость, куда я вкладываю визитки, которые свидетельствуют об отношении ко мне тех, кто вручал их мне в знак уважения. Их там тысячи.

Боже мой, а я о чем-то грущу! Я думаю, что меня никто не знает, я ничего не достиг. В моей жизни не произошло ничего интересного и не произойдет. Я смотрю свои планы до следующего года и, ух, Господи ты мой! Поездки, съемки, проекты - мама родная! И это только то, что записано. Если человек ремесленник - такое состояние его не трогает. А если он творящий - оно будет приходить к нему до конца его дней. Если оно не приходит рано или поздно, тогда все. Все, считай, закончилось. Ты уже можешь работать лифтером, вахтером, сантехником и т.д., но как художник, творец уже умер. Бояться этого не надо.

Надо уметь это объяснять и справляться. Подождать день, другой, третий, и обязательно придут новые эмоции, события, отношения, и все переменится. Нужно уметь ждать.

Чем Вы гордитесь более всего в своей жизни?

Я больше всего горжусь тем, что я вайнах. Теперь я осознанно стал относиться к своей причастности к этому народу. Я стал его любить, потому что больше стал понимать. Достоинств больше, чем некоторые недостатки, которые находятся у каждого человека, у каждого народа. Я стал гордиться тем, что во мне на генетическом уровне просыпаются те самые лучшие качества, которые позволяют справляться с худшими в характере. Это что касается мироощущений, миропонимания. Я стал гордиться тем, что я смог сделать для своей семьи все, чтобы они могли жить спокойно. Тем, что у меня есть в жизни то, чего изменить нельзя. То, что я успел сделать. Горжусь, что я в зрелом уже возрасте к своему юбилею могу привести итоги. За то, что мне практически не за что стыдиться. А в чем я раньше сомневался, я с этим уже разобрался, что-то изменил в себе, стал спокойнее, рассудительнее, перестал попусту волноваться, стал мудрее и могу тем, кто мне близок и дорог и для кого я авторитетен, подсказать, помочь.

А родственники в Чеченской Республике у Вас есть?

Отец, сестра, брат, племянники и другие родственники.

Не собираетесь в ближайшее время посетить Грозный?

Я все время собираюсь. К сожалению, у меня не получилось приехать на 5 октября. Но мы можем гордиться тем, что Грозный стал одним из красивейших городов России. Вайнахи могут этим гордиться. Но что касается работы, на работу без приглашения не приезжают. Навестить родных, наверное, да. В ноябре месяце планирую отца навестить. Он уже очень и очень взрослый человек, и неважно себя чувствует, как и все люди в этом возрасте. Хочу навестить племянников, племянниц, сестру, брата. С огромным удовольствием люблю это делать. Жена моего дяди, то есть тетя, устраивает специальный праздник для меня. Она делает домашние масло, сливки, и мы пьем чай со сливками. У нас есть такой ритуал. Когда я понимаю, что мне обязательно нужно съесть жижиг-галнаш и ч1епалгаш, выпить чай со сливками, которые готовит тетя моя, значит, я сразу сажусь на самолет и лечу в город Грозный.

-А как называется Ваше родовое село?

Мы из села Чишки. Мой отец чеченец из Ч1ишка. Из самого красивого места в Чеченской Республике, хотя каждый вайнах считает, что его родовое село - самое красивое. И я не исключение.

Спасибо, Владимир Александрович, за интересную беседу. Всего Вам доброго!

В. А. Березин родился 3 апреля 1957 года. Окончил факультет режиссуры Орловского училища культуры и факультет журналистики Уральского государственного университета. Работал ведущим программы «Доброе утро!». В 1991 году, после драматических событий, связанных с ГКЧП, впервые появился в эфире программы «Время». Позже стал главным диктором ВГТРК. Сегодня Владимир Березин-ведущий концертов, фестивалей, официальных приемов в московской мэрии и Кремле. Вице-президент общественного фонда «Союз». Народный артист России, Чеченской и Ингушской Республик, заслуженный деятель искусств.

В 1993 году за исполнение профессиональных обязанностей, сопряженные риском для жизни, награжден орденом Мужества. Женат, воспитывает дочь.

Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Владимир Березин: Здравствуйте! Добрый вечер, дорогие друзья!

Владимир Березин. В конце 1980-х его появление на экране центрального телевидения СССР вызвало огромный резонанс. Бархатный баритон, лучезарная улыбка, лучшие костюмы. Обаятельный провинциальный парень из Свердловска в одночасье стал любимым ведущим первого человека в государстве, чем вызвал зависть многих коллег по телевизионному цеху. А он все эти годы продолжал оттачивать мастерство в программах "Время", "Утро", "Спокойно ночи, малыши", "Песня года", не обращая внимания на злопыхателей и имея поддержку многомиллионной телеаудитории. Березина и сегодня любят за доверительную интонацию и высочайший профессионализм. В свои 60 он совершенно не похож на пенсионера. Дикторов и конферансье уже давно нет, а Березин есть, и его работа – это уже классика, которая никогда не стареет.

Дмитрий Кириллов: Вашим крестным оцтом на телевидении был первый президент России Борис Ельцин, правда?

Владимир Березин: Да.

Дмитрий Кириллов: А Людмила Зыкина ближайшим другом?

Владимир Березин: Люсенька, конечно.

Дмитрий Кириллов: Москву вы полюбили не сразу, но ваш друг Юрий Михайлович Лужков научил вас любить Москву?

Владимир Березин: Да, Юрий Михайлович научил меня по-настоящему и искренне любить Москву.

Дмитрий Кириллов: Вы жалеете, что профессия диктора исчезла?

Владимир Березин: Нет.

Дмитрий Кириллов: Ваша жизнь похожа на американские горки: из колхоза им. Жданова Орловской области в Георгиевский зал Кремля – это круто.

Владимир Березин: Это аномально.

Дмитрий Кириллов: Вы первый ведущий государственных приемов первого президента России. Вам обидно, что вас называют "кремлевский ведущий"?

Владимир Березин: Нет, я этим горжусь.

Дмитрий Кириллов: Вы впервые представили широкой публике Максима Галкина, Николая Баскова, вообще очень многих артистов, которые сейчас топовые мега-звезды. Говорят: "Если Березин представляет впервые кого-то, тот становится звездой". Вам это известно?

Владимир Березин: Нет.

Дмитрий Кириллов: Должность главного диктора телевидения России вам дала много преимуществ?

Владимир Березин: Нет.

Дмитрий Кириллов: Вы считаете Иосифа Кобзона своим учителем?

Владимир Березин: Да.

Дмитрий Кириллов: А правда, что вы с ним пели в дуэте?

Владимир Березин: Да, совсем недавно.

Дмитрий Кириллов: Вас назвали самым ценным приобретением центрального телевидения Советского Союза вначале 1990-х?

Владимир Березин: Да, это было. Мне это очень приятно до сих пор.

Дмитрий Кириллов: Я много лет наблюдал за вами, как вы работаете в кадре, начиная еще со времен телеканала Россия. Главный диктор телеканала Россия – это был, знаете, как вызов. У нас были дикторы, мы их знали прекрасно. Это не раздражало коллег: "Почему главный диктор?"?

Владимир Березин: Я на этот вопрос пытался ответить. Как я с любовью называю любимицу миллионов великого диктора Валентину Михайловну Леонтьеву, которая меня однажды поймала в коридоре Останкино, на мое "Здравствуйте, Валентина Михайловна", а Валентина Михайловна посмотрела и сказала: "А, это вы главный, что ли, диктор российского телевидения?". Я говорю: "Да". Она говорит: "Что это за должность "главный диктор"?". – "Валентина Михайловна, я не понимаю, а в чем проблема?" – "Вот у нас Кириллов был художественным руководителем, другие люди были завотделом. Что такое "главный диктор телевидения"? Это безобразие! Это безо…". Я говорю: "Валентина Михайловна, я могу вам дать номер телефона управления кадров ВГТРК. Вы можете позвонить и выразить свое отношение негативное к этому. Вот вы за отдел дикторов центрального телевидения не отвечаете, вы отвечаете только за себя, а я отвечаю за всех, а нас 15 человек, из них трое мастеров, за них не надо, наверное, отвечать, а остальные молодежь, вот за них мне надо отвечать".

Главный диктор – это человек, который от имени телевидения в те времена выполнял самые важные и ответственные задания. К примеру, нужно было провести государственный прием короля Испании. Бывали и крупные скандалы по этому поводу, но я об этом не хочу говорить. Почему? Потому что на память о том времени, о том нелегком революционном, путчевом, я бы сказал, времени, у меня осталось удостоверение, где написано "Главный диктор телевидения России", и подпись председателя ВГТРК.

Дмитрий Кириллов: Как получилось, что именно Ельцин в вашей судьбе сыграл такую важную роль?

Владимир Березин: Это было вначале 1980-х, Борис Николаевич был первым секретарем Обкома, и, как все в своей жизни, он равнял высшей меркой. Он сказал, что "У нас есть первые дикторы, вторые (12 человек в штате было), телевидение и радио, большая и интересная объединенная группа (в стране практически такой не было). Нам нужен еще молодой парень, нам нужно развиваться". То есть я до сих пор никак не мог понять – Ельцин и его команда так к этому относились. Помню, человек 18 на место было. Конечно же, я решил, что я приехал и уехал, и забыл об этом. А потом в самый ответственный очень сложный момент в моей творческой жизни вдруг пришла телеграмма: "Вы приняты по конкурсу на должность диктора свердловского телевидения и радио". Это было по настоянию Бориса Николаевича. Как это звучало? "Ищите в стране, если не можете у себя найти" – "А как же? А жить?". – "Квартиру дадим".

Я не знаю, как мне повезло. Меня там приняли. Там меня просто полюбили. Я был там своим, что в нашей профессии дикторской, профессии ведущего это и есть самое главное, потому что профессия диктора и ведущего – это ты, какой ты есть, в предлагаемых обстоятельствах, здесь и сейчас.

Дмитрий Кириллов: Трудно было быть любимым диктором Ельцина? Ведь, знаете, как коллеги: "Что такого в этом Березине?". Когда Ельцин приехал в Свердловск, он перевез помимо своей команды еще людей, которые рядом были в его окружении. И автоматически Березин приехал в Москву.

Владимир Березин: Это так совпало. Борис Николаевич меня сюда не звал, ему было не до этого. Меня в коридоре Останкино по случаю того, что делалось с Ельциным в те времена, когда его низвергли с высоты члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря Московского городского комитета партии, когда он стал изгоем и каким-то заместителем какого-то строительного комитета, мои коллеги – дай им Бог здоровья, я им так благодарен – за грудки хватали, сказали: "Вы сюда понаехали! И Ельцин твой такой-сякой! И ты! Мы здесь уже по 8-10 лет, а вы приехали, и сразу в эфир, сразу вести, сразу программу "Утро", сразу "Новости"!". Но недолго радовались коллеги, потому что он стал вдруг героем страны в те времена. Он стал героем страны.

Борис Ельцин (фрагмент архивного видео): Я зачитываю гражданам России. Мы имеем дело с правым реакционным антиконституционным переворотом.

Я всегда мог позвонить к окружению Бориса Николаевича, мог пожаловаться Наине Иосифовне, но этого никогда не было. Меня этому не учили. Меня учили там же в городе Свердловске на Урале, стиснув зубы, ждать. Если ты чувствуешь, что ты прав – не суетись, не спеши, сохрани в себе эту уверенность. Но если тебе в спину говорят что-нибудь плохое, значит, ты идешь впереди.

Мы приветствуем наших постоянных зрителей. Мы приветствуем тех, кто только что начал смотреть наш телеканал и в России, и далеко за ее пределами. Спасибо вам. Мы работали и всегда будем работать для вас.

Дмитрий Кириллов: Вы появились на экране телеканал "Россия". Как говорили: "Этот диктор выделяется. Он стоя читает. Все сидят. Что это за выскочка? Почему он стоя читает? Почему он меняет все время костюмы?". Одни говорили: "Классно! Это какой-то новый, какой-то американский стиль, свежий".

Владимир Березин: Тогда это звучало гордо "американский стиль".

Дмитрий Кириллов: А другие говорили: "Да он делает все, что угодно, потому что у него Ельцин крыша, и поэтому он позволяет себе то, что не позволяют другие дикторы, и вызывает раздражение, и, может быть, даже зависть".

Владимир Березин: Хорошо, что я не слышал, что Ельцин моя крыша, потому что я начал бы доказывать, что это не так, и многое бы потерял. Я вернулся, пришёл на канал "Россия" ("РТР" тогда) с должности комментатора редакции информации центрального телевидения. Это сейчас сказал, и все. Ты ведущий, и ведущий. Но по школе ценности, иерархической шкале тогда, комментатор, а дальше политобозреватель. И я вновь вернулся в дикторы. А встал я почему там? Чтобы хоть как-то профессия, в какую я снова вернулся, чтобы она хоть выглядела по-другому.

Дмитрий Кириллов: Вам просто было тесно в этих дикторских рамках, получается, где есть четкий текст?

Владимир Березин: Совершенно верно, потому что прежде мне все говорили: "Чтобы профессия жила и звучала гордо, расширяйте рамки профессии" (Игорь Кириллов). Я и расширял. Но время революционное, движение пластов, масс, тектонических пород.

Дмитрий Кириллов: Да, вы попали в революционное время. Кстати, вы кавалер Ордена "За личное мужество". Как так получилось?

Владимир Березин: А это случилось, опять же, связанное с моей профессией, и с штатной должностью главного диктора. Когда это случилось, когда пошли танки, то позвонили домой и сказали: "Как главный специалист, положено, когда что-то случается, все главные специалисты должны быть рядом". Меня привели в кабинет к директору канала, сказали: "Давай сейчас по очереди будете меняться. Люди будут подходить. Кто прорвется по-пластунски в темноте, придет, чтобы высказать свое мнение". Я был первым. Я до сих пор помню, Мариэтта Чудакова, блистательный литературовед, профессор, мы с ней первые поговорили о том, что происходит в стране и как к этому относиться. Небольшая студия метров, наверное, 25, два стола, два стула, стол, камера, и разговор: "Ваше отношение к…". И я как вошел (это около 9 вечера было), и вышел только после того, как увидел картинку, что подъехали танки, начали палить по Белому дому, по Дому правительства. Мне сказали: "Иди поспи. К вечеру обратно. Это такой прямой эфир, и подходили люди. Я помню и Хазанова, я помню Дмитрия Захарова, я помню людей из правительства. Я уже вошел туда безымянным, вышел героем. И мне вручили Орден "За личное мужество", за исполнение служебных, профессиональных обязанностей, связанных с риском для жизни. А когда вручали, сказали: "Борис Николаевич, как спокойно ты говорил, с людьми общался, в стране вдали от Москвы и многие в мире думали: "Не-не, у нас все в порядке"".

Дмитрий Кириллов: Вас многие звали "кремлёвский ведущий". Как раз о степени ответственности, наверное, хочется поговорить. В чем заключалась сложность этой работы? Вы как главный диктор телевидения России бывали постоянно в Кремле.

Владимир Березин: Это государственные приемы президента Ельцина, они были большие, торжественные, имперские. Вход в Георгиевский зал. И там поднимались человек 300, и я их представлял: Борис Николаевич, Наина Иосифовна, и дальше гости. Подходил человек, сотрудник протокола президента брал карточку. Я, не успев прочитать, он шел, а я озвучивал, к примеру, "Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков с супругой", шел перевод. Следующий.

В чем сложность была? В том, что за все это время я никогда не ошибся ни разу ни одной буквой. Почему? А потому что нельзя было ошибиться. А если ошибиться? Нет. А если все-таки?.. Нет! Это и есть протокол президента, где высшего уровня, высшего качества, высшей квалификации.

Дмитрий Кириллов: Что дает такая близость к власти, что вы находитесь рядом с президентом? Какие-то дивиденды вы получаете за это?

Владимир Березин: Да. Я до сих пор благодаря этому на протяжении нескольких лет стал еще более дисциплинирован. Я никогда не опаздываю. Если это происходит не по моей вине, я в это время несколько раз умираю. Я не могу. Я органически не могу.

Дмитрий Кириллов: Но это внутреннее состояние?

Владимир Березин: Это внутреннее состояние.

Дмитрий Кириллов: Обычно, когда находишься близко к власти, можно ведь что-то попросить что-то сделать.

Владимир Березин: Я никогда ничего не просил. Почему? Потому что мой принцип: все, что у меня есть, у меня есть, мне больше и не нужно. Что-нибудь хотелось – мне надо для этого придумать, себя загрузить, а я в этом смысле ленивый. Я научился в том числе благодаря этому состоянию главному и очень важному для человека вообще и представителя нашей профессии – я самодостаточен. Я умею ценить и наслаждаться тем, что у меня есть. Мы сейчас с вами говорим – у меня уже это есть. Вы меня слушаете, вам интересно, кому-то из тех, кто нас смотрит, это интересно – вы знаете, как для меня это уже? Вот так!

Дмитрий Кириллов: А знаете, как было людям интересно, когда вы постоянно меняли костюмы?

Владимир Березин: Да.

Дмитрий Кириллов: Каждый эфир у вас новый костюм.

Владимир Березин: Это легенда.

Дмитрий Кириллов: Вы приезжаете все время на каких-то дорогих машинах. Ощущение такое, что либо за вас просили, либо вы просили, потому что вы были полностью упакованы. Никто не был. Я вам говорю Кириллов младший.

Владимир Березин: Это говорил Отар Кушанашвили.

Дмитрий Кириллов: Никто не был упакован, как сейчас говорят. Владимир Александрович, я не верю, что вам какие-то не перепадали оттуда сверху из Кремля гостинцы. Знаете, когда вы заходили на телевидение, то ощущение, что вы заходили, просто несколько минут поприветствовать коллег, что-то прочитать, сесть в машину, уехать вести "Овацию", какой-то концерт очередной, а люди работали целый день. У вас какой-то свой график был?

Владимир Березин: Мне так нравится эта легенда, потому что у меня был жесточайший график, не меш четырех дней в неделю я должен быть в эфире, как все остальные вести программу канале. Я со всеми говорил: "Добрый день! Телеканал Россия продолжает свою работу. Мы очень рады, что мы вместе снова, что вы смотрите нашу передачу. У нас сегодня, кстати, вы увидите это, это, это. 458-ю серию многосерийного художественного фильма "Санта-Барбара"". Все остальное – нет. В моем отношении, в моей профессии изначально, как только я из деревни вырвался, то я уже точно знал, что ты можешь не покушать, но у тебя должна быть рубашка, потому что ты не поел и не попил – это там не видно. А если ты плохо одет, то в те времена, повторяю, когда хороших гардеробов всем недоставало, я должен был сохранять флер этого волшебства. Вот это я обязан, этому меня учила моя жена, которая говорила: "Мы должны купить новый костюм, раз в год хотя бы!".

Дмитрий Кириллов: Как показывают цифры, молодые смотрят интернет, телевидение как раз для людей, которые уже после 40, после 50 лет. Это аудитория".

Владимир Березин: Это те, кто садится на диван с пультом и подключается к пространству. Оп, и он уже там. За МКАД это телевидение нужно вот так, потому что чем дальше от Москвы, тем меньше возможностей. А у нашего поколения, которое я представляю, мало того, что интереса нет, потому что он интерес настоящий – жизнь здесь, сейчас, а не придуманная, и какие-то контенты, какие-то интернет-порталы. Мы читаем энциклопедию, а не "Википедию". Точнее читаем и ее, но верим энциклопедии, потому что то, что там написано, уже 100% верно, а в "Википедии" какая-то девочка написала, так это и осталось.

Дмитрий Кириллов: Есть же общемировая тенденция: взрослые ведущие на всех мировых каналах – это топовые люди, это люди, которым верят, которых ждут. У нас в России нет взрослых ведущих, то есть возрастных.

Владимир Березин: Нет. Слава богу.

Дмитрий Кириллов: Ну, Познер, но он один.

Владимир Березин: Но он же не за всех, он же Познер, и один раз в понедельник.

Дмитрий Кириллов: А если каналы щелкаешь, то люди просто могут не найти знакомого лица.

Владимир Березин: Мне интересно, чем же все это закончится в нашей стране. Закончится тем, что скажут: "Ой, пока не поздно, давайте поработаем для тех, кто верит". А это аудитория, которая ходила и ходит, в консерваторию ходила и ходит, в театр ходила и ходит, и постепенно добавляется молодежь по чуть-чуть, и она растет вместе с ними. Но это основные, которые в музеи ходят, которые читают, это те, на ком вообще будущее. Самая верная навсегда аудитория – это аудитория среднестаршего возраста.

Почему BBC? CNN не трогаем. BBC. Вы посмотрите, седовласые дядьки. И попробуй оттуда дядьку убери и посади молодого красивого парня денди. Половина Англии – а Англия, на минуточку, в ней консервативное ощущение жизни, – это эволюционно развивающееся общество, там не было революции, там до сих пор королева, как всем известно. Они перестанут верить в то, что человек говорит с экрана. Почему? Потому что люди старшего поколения, для которых это важно, важно доверие себе равного, себе подобного. Или человек старел, взрослел, рос, а все остальные, кому что интернет, что ящик, простите – это поклонницы и почитательницы поп-исполнителей.

Дмитрий Кириллов: Кто был крестным отцом у вас в шоу-бизнесе? Про телевидение я понял, но вы параллельно стали вести концерты, участвовать во всех топовых мероприятиях.

Владимир Березин: Вы говорите "топовые мероприятия", то есть это те, которые имеют классический образ?

Владимир Березин (фрагмент архивного видео): Добрый вечер, дорогие друзья! Вас приветствует национальный музыкальный фестиваль "Площадь звезд 99!".

Начинаем юбилейную церемонию вручения призов Национальной российской музыкальной премии "Овация".

Говорит и показывает Витебск, столица 25-го международного фестиваля искусств "Славянский базар".

Владимир Березин: Это, наверное, имидж, наверное, амплуа, которое я в себе сохранил, нащупал, потому что меня никто этому не учил. В то время, когда я набирал какую-то высоту, никто никого не учил, уже было не до того. Учителя, вы говорите, учили. Учителя – это не те, которые нас учат, а это люди, у которых мы учимся, а их много. От великого Эсамбаева до для меня кого Кобзона, когда человек в профессии, если об Иосифе Давыдовиче говорить, почему я его ученик, да хотя бы потому что (только не смейтесь) я до сих пор, когда узнал, что Кобзон перед выходом на сцену, когда надевает сценический костюм, никогда не садится, я за все время, сколько бы я ни работал до девяти часов, я не могу сесть на стул, потому что мне потом выходить на сцену, и у меня стрелки. Это отношение к делу и к профессии, и к зрителю, оно на подсознательном уровне. Поэтому Кобзон не только хороший певец, он выдающийся бизнесмен, он политик, он человек, сохранивший в себе величие, и сохранивший в себе роскошь, которую может позволить не каждый из нас – быть самим собой. Мне его завещал великий Эсамбаев. Он сказал: "Меня не будет, Володя – есть Иосиф, мой младший брат. Смотри, спрашивай – он тебе подскажет, потому что у меня только из великого папаха, – говорил великий Эсамбаев, – поэтому я все равно на голову выше всех. И звезда Героя социалистического труда. Все остальное, наверное, я делал неправильно", – шутя говорил он, хотя он-то делал все правильно. И в профессии он был единственный и лучший, и подобных только были попытки. И в отношениях человеческих. Когда в день моего юбилея позвонил Иосиф Даудович Кобзон, поздравил меня с юбилеем: "Что тебе подарить? Какая любимая песня?". Я говорю: "Моя любимая песня сегодня: "Я люблю тебя, жизнь"". Он говорит: "Исполняю для тебя. Подпевай". И он по телефону, и я по телефону, и мы спели несколько куплетов песни "Я люблю тебя, жизнь" на два голоса. Кто, где и когда встречал у нас в стране свой юбилей таким образом? Никто, нигде и никогда, почему-то уверен я.

(Фрагмент концерта Иосифа Кобзона.)

Иосиф Кобзон: (Поет.) Так ликуй и вершись в трубных звуках весеннего гимна. Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Владимир Березин: Народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон, народный артист России Алексей Евсюков.

Иосиф Кобзон: Владимир Березин.

Дмитрий Кириллов: Но не к каждому на юбилей и Пугачева приезжает.

Владимир Березин: Она приехала и сказала: "Вот он меня не звал, я сама приехала". Я сказал: "Аллочка, вы знаете, вас звать не надо, вы имеете право приходить всегда к кому захотите в любое время по любому поводу".

Я позвал на юбилей Максима Галкина, а с Максимом меня связывают добрые отношения. Я делал как сопродюсер концерт, посвященный Дню внутренних войск. Я увидел Максима где-то, увидел, как он делает образ Владимира Владимировича, тогда еще совсем молодого президента. И я говорю: "Давайте возьмем в концерт Максима Галкина" – "Кто это?". – "Молодой, начинающий исполнитель". Мне говорят: "Молодой, начинающий?.." – "Но он так делает Путина!". И человек, один из первых руководителей внутренних войск, сказал: "Владимир Александрович, только под вашу ответственность". Я сказал: "Вот моя рука, вот моя голова. Это будет успех". Успех был оглушительный. Владимир Владимирович так хохотал, потому что никто никогда его так точно не показывал. Я бы мог в этом месте сказать: "Вы знаете, и так началась стремительная карьера Максима Галкина". Нет, Максим очень талантливый человек был, есть и остается.

Дмитрий Кириллов: Владимир Александрович, может быть, рано на пенсию уходить? Какие планы? Знаете, такой банальный вопрос советской сливки: "Ваши творческие планы?". Пенсионер Березин, выглядите потрясающе.

Владимир Березин: