«Бабский трёп»: Что такое «Монологи вагины. Монологи вагины скачать fb2 Монологи вагины пьеса

Понимаю Ваше нетерпение и спешу разместить свои впечатления о спектакле!
Это моя первая рецензия, поэтому не будьте слишком строги, но будьте откровенны:-)

З.Ы. чувствую себя несколько рискованно, так как первая рецензия - и на такой неоднозначный спектакль!


РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ "МОНОЛОГИ ВАГИНЫ"

СКАНДАЛЬНОСТЬ ТЕМАТИКИ И ПЬЕСЫ.
Пьеса не показалась мне скандальной, эпотажной или шокирующей.
Действительно, актрисы говорят от лица своих вагин. Действительно, присутствует ненормативная лексика, но весьма элегантно, выдержанно и употребляется лишь пару раз в тех местах, где действительно без нее и не обойтись;-)
Почему я не шокирована – сказать сложно. То ли сработал эффект предварительной подготовки. То ли оттого, что форма изложения была для меня не нова, так как на психоаналитических семинарах приходилось многократно расшифровывать сны реальных и виртуальных пациентов о пещерах, засасывающих черных дырах и прочих вещах, символизирующих вагину, а также подолгу рассуждать на тему чем пенис отличается от фаллоса в трактовках то Фрейда, то Юнга, то Мелони Кляйн, то Ференци и т.п.

ЗРИТЕЛИ ИЛИ ПРИШЕДШИЕ ПРОСВЕТИТЬСЯ.
В большинстве своем люди молодые. Многие пришли парочками, и я не заметила тенденции к разобщению, даже наоборот, некоторые мужчины трогательно обнимали своих спутниц за плечи.
Были и ушедшие. Они ушли практически сразу, минут через 10-15 от начала. Их было очень мало, человек 7-8 на весь партер (более 100 человек). Большинство были зачарованы действием или с любопытством взирали на происходящее. После окончания – бурные аплодисменты и скандирование «браво!».

ОФОРМЛЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ, АКТЕРСКАЯ ИГРА.
Черный фон. Из декораций – только три ярко красных, освещенных прожекторами кресла. Три актрисы одеты в черную, местами пикантную одежду, соответствующую играемому ими образу.
Этот минимализм выдержан не спроста. В данном случае у режиссера нет выбора. В контракте на постановку строго зафиксированы ограничения в выборе декораций и костюмов.
Слева сидит актриса в одежде балерины, с черными пачками, что придает ей некоторую воздушность, чистоту и невинность. Это образ еще очень молодой женщины, не особенно опытной, еще познающей себя. Актриса – Екатерина Конисевич.
Справа создан образ а-ля Дитрих, в черном брючном костюме и элегантной шляпе мужского покроя. Она более опытная, несколько эмансипированная, иногда иронично-изощренная, но за этим частенько скрывается беззащитность и растерянность. Это Вера Воронкова.
Сидящая в центре актриса достаточно умело создает образы детей и старух. Они несколько комичны, простодушны и трогательны. Ее наряд – это широкий уютный халат, под которым скрывается короткая комбинация с кружевами. Это Анна Галинова, которая, как мне показалось, была наиболее органична.
По поводу актерского мастерства я промолчу. У меня, видимо, слишком высокие требования. Иногда мне казалось, что актрисам не хватает яркости, внутреннего драйва. Мне хотелось увидеть, как они сами кайфуют от того, что произносят, чтобы они смаковали каждое слово, каждый жест, делали это вкусно! Именно этого мне не хватило. Может быть, тематика иногда их коробила, не знаю… Когда вышли после спектакля, стали прикидывать, кто из наших актрис мог бы сыграть лучше…

ТЕКСТ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗЫСКИ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.
Об этом мне судить сложно. Я не особо изощренна и требовательна к вербальным изложениям, поэтому буду краткой.
Текст мне показался достаточно корректным, наполненным образными выражениями, иногда весьма оригинальными, иногда несколько банальными, и, вопреки мнению некоторых журналистов, не анатомически скучным. Присутствует и чувство юмора, и ироничность, и чувственность. Уверена, что Вы не раз посмеетесь над ловкими фразеологическими приемчиками героинь.
Сейчас я думаю о том, что переводить англоязычный оригинал было отнюдь не просто. Нужно обладать творческой дерзостью, чтобы «подобрать нужные слова», а некоторые даже придумать.
Еще одна сложная задача – придать американскому произведению наше российское преломление, чтобы текст дошел до нутра русского человека. И Василий Арканов, переводчик, сумел это сделать достаточно хорошо. Однако пьеса была и останется сугубо американизированной – это проступает сквозь слова, выражения и создаваемые образы. Наша вагина говорила бы чуть иначе и иногда о другом! ;-)
Про художественную ценность, которой, по мнению нескольких журналистов – нет, писать вообще не буду, так как не совсем понимаю, куда ее пристроить в данном случае. Для меня спектакль попал в другую ценностную категорию.
P.S. В качестве переводчика пьесы выступал Василий Арканов - собственный корреспондент НТВ в США и по совместительству сын того самого Аркадия Арканова.

МОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ.
Из театра я вышла явно в приподнятом настроении! Я искренно переживала за героинь, чему способствовали и поднятые темы и игра актрис. Сравнивала их опыт со своим, их представления о собственной сексуальности, со своими представлениями.
Пройдя путь, состоящий из 9 новелл и нескольких небольших диалогов и рассказиков, я почувствовала одновременно прилив внутреннего расслабления, радости и гордости за принадлежность к древнему роду Женщин, и подумала: «женщины обязательно должны побывать здесь и ради себя, и ради своих дочерей!».
Интересно было ощутить себя более органичной, цельной. Каждая моя клетка, каждый орган интегрировались, обрели единую энергию, единый смысл, единую сексуальность. Почему-то на ум пришел образ древней дикой женщины, свободной, открытой, которую в некоторых народностях зовут «бегущая с волками», которая живет где-то в глубине каждой из нас, но появляется не так часто, а жаль! :-)

КОНЦЕПЦИЯ, ПОДНЯТЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМАТИКА.
Автор охватила практически все ключевые моменты формирования из практически бесполого ребенка сначала девочки, потом женщины.
Кто-то из героинь прошел эти ступени легко и радостно, с поддержкой родителей, любимого человека, кто-то спотыкался о равнодушие близких, кого-то отвергли, кого-то уничтожили навсегда.
Что за ключевые моменты?
Это первые детские фантазии о вагине, о сексе, о своих половых органах, сопровождаемые либо внимательным отношением родителей, либо запретами, иногда весьма жестокими, с элементами страшилок, запугивания.
Это первая менструация. Ожидание ее как чуда, которое превратит неуклюжую девочку в полноценную женщину. Или наоборот, неподготовленность и страх при ее появлении «что со мной? я умру?». Девичьи таинственные разговоры: «а у меня так… а у тебя?» Некоторым героиням в этот день устраивают настоящий праздник, некоторых бьют и заставляют надеть красную одежду: не дай бог, протечешь, и увидит кто!
Это первое сексуальное общение с до-жути-понравившимся-парнем! Страх, что «моя вагина ему не понравится». Травма, если это происходит. Последующее отвращение к себе, отказ от секса, отказ от себя.
Это случайная встреча с мужчиной или женщиной (без особой разницы), которые открывают для героинь чувственный мир секса, дарят им наслаждение, превращают их вагины в цветы, раковины, лепестки. И женщина вторит им, расцветает, начинает любить себя, любить свое тело. По сути, они дарят женщине САМУ СЕБЯ! :-)
И это насилие, которое совершается единожды или нет, но губит, разрушает, разлагает внутреннее Я. И женщина больше не хочет знать о том, что она женщина, она не хочет знать, что у нее есть вагина. Потому что чувствует себя грязной, оскверненной, не живой.

Героини – это собранные из разных женских голосов образы. Говорят они от лица своих вагин. Говорят о себе, о своих ожиданиях, о верованиях, о самопринятии, о любви к себе и своему телу, о боли и наслаждении. Это похоже на психодраму, где голосом женщины становится голос ее вагины.
В одной из статей я прочитала, как интерпретировала фразу «Вагина – это я» одна из журналисток. Она написала о том, что автор несколько ограниченно воспринимает женщину, что помимо половых органов есть и другие части, мозг в конце концов.
Весьма забавно, как это мнение перекликнулось с шутливой фразой, прозвучавшей в самой пьесе: «Где-то в глубине вагины есть мозг!»
Моя интерпретация несколько иная. Думаю, что автор хотела донести мысль о том, что каждая частичка нашего тела – это мы сами. Мое лицо – это я, мои руки – это я, мои волосы – это тоже я, мой живот – это опять же я! Вагина же является очень важной частью женского тела, важной частью женского образа. Принять и полюбить в себе женщину можно только приняв и полюбив свою вагину. Именно поэтому «Вагина – это я!».

ПЬЕСА. ПОСТРОЕНИЕ. ДЕЙСТВО
Пьеса состоит из 9 основных монологов, которые разбавлены мини-перекличками героинь, отвечающих на такие вопросы, как «если бы Ваша вагина говорила, что бы она сказала?» или «во что бы она оделась?», а также небольшими рассказами и фактами из жизни разных вагин.
Большая часть ответов на весьма оригинальные вопросы мне не понравилась, ответы были несколько скучноваты, банальны, предсказуемы. Просто список не особо ярких образов. Исключение – были забавные ответы от «умеющих разговаривать вагин».
Были интересные факты. Например, одна из актрис с гордостью объявила, что в клиторе находится 8000 нервных окончаний, и это вдвое больше, чем в пенисе. А потом произнесла: «ну кому нужна однозарядная винтовка, если у вас в распоряжении есть целый пулемет». Мужчины – не обижайтесь, факты есть факты! ;-)

1 монолог «Волосы» - о желании быть любимой, в том числе и вагиной, не отдельными частями, а целиком, полностью.
2 монолог «Потоп» - о том, как страшно быть отвергнуто, стать для желанного другого сексуально уродливой, отталкивающей.
3 монолог «Семинар «Моя вагина» - о страхе потерять свою сексуальность и уподобиться фригидным женщинам, о последующей счастливой «находке», о самопознании и самопринятии своего тела.
4 монолог «Счастливая» - о счастливой встрече с мужчиной, который умел видеть красоту в женщине, в ее вагине, он сумел передать свое восхищение женщине, заразить ее своей любовью.
5 монолог: «Вагина разгневанная» - о требованиях, которые вагина предъявляет к окружающему миру, о том, что ее ограничивают, заставляют скрывать свою сущность, свою сексуальность, не хотят принимать такой, какая она есть, и о том, чего же она хочет на самом деле.
6 монолог: «Изнасилование» - о том, что утраченного не вернуть, о боли, грязи, гное, о полном неприятии себя, о нежелании быть женщиной.
7 монолог: «Маленькая Кучи-Снучи, которая смогла» (само название за себя говорит!) – о чудесном превращении непутевой и болезненной Кучи-Снучи в райские гущи, в качестве феи здесь выступает не мужчина, а женщина.
8 монолог: «Женщина, которая обожала доставлять удовольствие вагинам» - о том, как выпускать наружу истинно звериную сексуальную энергию, о том, как можно из несчастной и бесчувственной женщины сделать чувственную и счастливую.
9 монолог: «Роды» - о том, что вагина, как сердце, - способна впускать и выпускать нас, о том, что все мы родом из вагин!

Героини рассказывают свою женскую историю, рассказывают о событиях, которые повлияли или изменили их восприятие своей сексуальности. Рассказывают о том, что было до событий и после. Эту трансформацию наблюдать увлекательно. Шаг за шагом женщина приближается либо к трагической развязке, либо, наоборот, становится раскрепощенной и счастливой.
Интересно слушать, как они размышляют о своих вагинах.
Трагические варианты: «у меня между ног нечто», «анатомическая пустота», «черная дыра, которая засасывает окружающие предметы», «мне жаль тех, кто туда спускается», «это подвал, в котором слякоть, плесень», «подвал, про который вспоминаешь, только если трубы потекли или порядок навести нужно», «как та часть дома, про которую не помнишь, но без которой нельзя», «это отдельная часть тела, некая абстракция», «зона невезения, боли, неприятностей и болезней», «это шоссе и я мчусь по нему подальше от этого местечка». Представляете, насколько нужно не принимать и не любить свое тело, чтобы так говорить!!!
Жуткий вариант изнасилованной боснийской женщины. Она говорит голосами двух актрис, потому что ее жизнь расколота на две части: «до» и «после». «Моя вагина – мое село», - произносит первая. «Там шелестела трава, и были цветы, там бурлил поток чистой воды и любимый смеялся, щекоча меня сухой травинкой». «У меня между ног нечто», – говорит вторая. «Я не хочу знать что, я не хочу знать где. Мне снится, что туда вшили дохлое животное, оно разлагается, смердит, его горло перерезано, из него сочится кровь, проступая пятнами сквозь все мои летние платья». «Моя вагина – родная сторона», - произносит первая – «только нет ее с тех пор, я живу в другом месте, только не знаю где».
И, конечно, чувственные или забавные, но всегда счастливые образы: «моя вагина – раковина, красивая розовая раковина», «он долго любовался мной, изучал меня, как Луну, и я почувствовала, как горю от гордости, начинаю вместе с ним любить свою вагину», «она как озеро чистой воды», «мама сказала, что это сахарница», «из запущенного уголка она превратилась в райские сады», «меня соблазнили стоны», «моя страсть – искать ключ к вагинам и выпускать наружу эту звериную песню стонов», «моя вагина хочет доверия, ласки, путешествий, секса, она хочет всего».

Как мне кажется, основная суть этой пьесы именно в трансформации к последним, счастливым образам. Если даже есть частичное неприятие себя, если отсутствует целостность, если нет глубинной любви к своему телу, то не нужно себя задавливать, умалчивать, стеснятся. Нужно изучать себя, действовать, ведь трансформация возможна!

ВОТ ТАКОЙ СПЕКТАКЛЬ!!! Спасибо, если дочитали до конца:-)

Спектакль "Монологи вагины" Санкт-Петербург, Эрарта

Спектаклю "Монологи вагины" (The Vagina monologues) в этом году исполняется 20 лет. Как и сериал "Секс в большом городе", эта театральная постановка стала сенсацией в своё время. Посвященный полузапретной, табуированной теме, эпатажный спектакль до сих пор собирает полные залы - в том числе и в России. Мне было интересно, что он из себя представляет, кто играет, кто на него ходит. Делюсь с вами впечатлениями от просмотра "Монологов вагины" в постановке Театро Ди Капуа (17 августа 2016 года).


Билет на спектакль "Монологи вагины"

По легенде, спектакль основан на 200 интервью, взятых автором пьесы - драматургом Ив Энслер (это она, естественно). Самые забавные и пронзительные женские монологи о женском половом органе составили "костяк" постановки, а каждый год в спектакль добавляется один новый монолог. Не уверен, что то же самое происходит и с российской версией. Я проверил википедию - все классические монологи повторяются вроде как без изменений и дополнений.


"Монологи вагины" постановка Театро Ди Капуа

Тема спектакля одна - ВАГИНА, а подтем - великое множество:

Как найти вагину с клитором (тут важно не свернуть себе шею и самой стать одним большим клитором);

Как выглядит вагина и чем она пахнет (правильный ответ - ПИПИСЬКОЙ);

Что надела бы вагина, если бы могла выбирать (чья-то вагина останется голой, только в бриллиантах);

В чём разница между вагинальным оргазмом, клиторальным, комбо-оргазмом, вот-вот-вот оргазмом и тройным оргазмом с сюрпризом;

Можно ли полюбить вагину, не полюбив волосы вокруг неё;

Женские страхи, связанные с различными видами выделений (речь не только о менструации);

Женская гигиена;

Изнасилования - два вида. Одна история югославской женщины, вторая - грузинской девушки;

Роды (золотая тема айрека);

Как правильно называть вагину (всем известное слово из пяти букв);

Женская мастурбация, делающая женщин свободными от мужчин и т.д.


Марина Рокина в спектакле "Монологи вагины"

В общем, вагина рассмотрена со всех сторон (почему-то без демонстрации оной). Всего понемножку. Есть и забавные монологи (про Чучу и виды оргазмов), есть и удручающие (про военные изнасилования, женское обрезание и страх протечки, поставивший крест на половой жизни).


Илона Маркарова в спектакле "Монологи вагины"

К тексту пьесы у меня претензий нет, хотя с течением времени его можно было бы обновить. Всё-таки новое время диктует новые темы для обсуждений. Виновником позитивных сдвигов был и сам спектакль как общественно-политическое явление, так почему бы не пойти дальше? Но это в общем-то не главное. Меня удручила сама постановка спектакля:


Во-первых, как мне показалось - актрисы уже подустали за 7 лет играть одно и то же. Нет уже энтузиазма первооткрывателей. Скорее всего, для Teatro Di Capua "Монологи Вагины" - это золотая жила, как для четы Боярских спектакль "Интимная жизнь", который они играют очень много лет из года в год. Что я услышал (возможно, ошибаюсь): на 100% постановке отдается актриса Марина Рокина (самый эксцентричный монолог про слово из пяти букв), половину спектакля раскачивается Илона Маркарова (про Чучу - её коронный номер) и как бы постоянно пытается вспомнить свой текст актриса Наталия Кудрявцева (про подвал и Югославию). Мне не понравились голоса актрис - в них мало эмоций и им недостаёт женственности.

Во-вторых, звукорежиссёр и чел, ответственный за видеоряд на заднем плане, похоже, всё время спал. Музыка постоянно заглушала актрис и иногда им приходилось останавливаться, чтобы музыку поубавили и они могли продолжать. Или стояли несколько секунд, пока наконец-то запустят картинку, к которой им предстоит обратиться. "Монологи вагины" - не из дешёвых спектаклей. Билеты стоят от 700 до 2000 рублей. Почему такое халатное отношение к постановке - загадка. За 7 лет спектакль должен быть отработан до мельчайших деталей, что звукового и видеооформления сцены.

Стоит ли идти на спектакль "Монологи вагины" с мужем или молодым человеком? Скорее нет, чем да. Мужчинам явно будет не то, что некомфортно, а скучно слушать истории про вагину и не видеть её воочию. Вот честно - за исключением нескольких феерических моментов (есс-но, про оргазмы и матные слова), в целом постановка очень скучная и затянутая. Ах да, в афишах продолжительность спектакля заявлена в 2,5 часа, но по факту он идёт примерно полтора часа - час сорок. Публика на 95% состоит из женщин. Люди во время спектакля уходили, но таких было немного. В основном, младые девы бегали туда-сюда справлять нужду, как будто они были не в театре, а на лекции в университете или на школьном уроке. Короче, сплошное бескультурье и недержание!


Наталия Кудрявцева в спектакле "Монологи вагины"

Ставлю спектаклю "Монологи вагины" две звезды и не рекомендую к посещению. По крайней мере в этой версии - мне постановка не понравилась. Актёрская незаинтересованность + технические помарки + устарелость материала. Как мне кажется, спектакль в этой его форме уже неактуален - срок его годности истёк. И пора бы уже сделать "Монологи о пенисе" - это хоть будет ближе и понятнее. Фрагменты из спектакля можно глянуть , а от меня - запись финальных аплодисментов:

Вагина - это чудеса, происшествия, случайности. Они продолжаются. Главное чудо - это «День V», его энергия, динамика. Это катализатор, приближающий день прекращения насилия над женщинами, он рожден «Монологами вагины». Я ездила с гастролями по городам и странам, и сотни женщин ждали меня после шоу, чтобы рассказать о своей жизни. Пьеса каким-то образом высвободила их воспоминания, боль, желание. Каждую ночь я слушала похожие истории: о том, как они были изнасилованы в детстве, в колледже, в зрелом возрасте, как боялись уйти от мужей, которые регулярно избивали их до полусмерти, как они наконец ушли, как с ними занимались сексом их отчимы, братья, кузены, дядья, матери и отцы, когда они сами еще не знали, что такое секс. Я начала сходить с ума: мне словно открылась дверь в другой мир, я узнавала о том, чего не должна была знать, ведь такое знание опасно. Пусть медленно, но я осознала, что самое важное - это остановить насилие над женщинами. Надругательство над женщинами убивает в человеке стремление уважать и защищать жизнь. Этот погибающий мир, если мы его не исправим, убьет нас всех. И не думаю, что я преувеличиваю. Когда вы насилуете, бьете, калечите, уродуете, поджигаете, терроризируете, сводите в могилу, вы разрушаете главную энергию жизни на планете. То, что должно открываться, доверять, впитывать, творить и жить, вы подавляете, оскопляете, уничтожаете. В 1997 году я встретила группу женщин-активисток, в основном из сообщества под названием Feminst.com, и мы организовали «День V». Вагина окутана тайной, и мы вовлечены в эту тайну, мы выступаем, закладываем основу, поддерживаем форму, а остальное делают вагинальные демоны. 14 февраля 1998 года - день рождения первого «Дня V». Двести пятьдесят человек собрались перед залом Хаммерштейн в Нью-Йорке ради нашего первого грандиозного праздника. Принять участие в «Монологах» согласились Вупи Голдберг, Сюзан Сарандон, Гленн Клоуз, Уайнона Райдер, МарисаТомей, Ширли Найт, Льюис Смит, Кэти Наджими, Калиста Флокхарт, Лили Томлин, Хэзел Гудманн, Маргарет Чо, Хана Энцлер-Ривел, БЕТТИ, группы «Klezmer Women» и «Ulali», Иби Сноу, Глория Стейнем, Сорайа Мире и Рози Перец. Этот революционный вечер собрал более ста тысяч долларов и дал старт движению «День V». С тех пор было проведено множество вечеров с участием мировых знаменитостей. В 1999 году в Лондонском театре Олд-Вик в «Дне V» блеснули Кейт Бланшетт, Кейт Уинслет, Мелани Гриффит, Меера Сиал, Джулия Савалха, Джоли Ричардсон, Руби Вакс, Эдди Ридер, Кэти Пакрик, Дани Бер, Наташа Макэлоун, Софи Даль, Джейн Лапотер, Танди Ньютон и Джиллиан Андерсон.

В 2000 году «День V» праздновали в Лос-Анджелесе, Санта-Фе, Сарасоте, Аспене, Чикаго. Через три года его отмечали уже более трехсот колледжей, а в постановке пьесы активно участвовали и студенты, и преподаватели. Представления стали приносить доход, а участники и зрители начали понимать, как важно остановить насилие над женщинами. Доход от «Монологов вагины» для «Дня V» на Бродвее составляет около миллиона долларов. Деньги от всех дальнейших представлений также пойдут на поддержку и развитие нашего движения. Фонд «Дня V» помогает обычным женщинам по всему миру, кое-где члены нашего движения с риском для жизни пытаются защитить других женщин и прекратить насилие. В Афганистане существует Революционная организация женщин Афганистана, работа которой посвящена освобождению женщин от гнета Талибана. При талибском режиме запрещено работать, учиться, обращаться к врачу, выходить из дома без мужского сопровождения. Женщины скрыты под паранджой, но она не спасает от насилия или убийств. Фонд «Дня V» помогает этой организации обучать женщин в нелегальных школах, фиксирует случаи правонарушения, развивает женское движение. В Кении мы поддерживаем «Тасару Нтомонок» (Организацию защиты материнства), часть «Мандеоло», проекта, направленного на запрет ритуала обрезания гениталий у маленьких девочек и введение современной версии ритуала без увечий. Недавно мы приобрели для них красный джип, чтобы члены организации могли ездить по деревням, читать лекции и предотвращать увечья. В Хорватии мы сотрудничаем с Центром женщин - жертв военных действий. С нашей помощью они открывают центр реабилитации жертв насилия в бывшей Югославии. Центр будет также обучать женщин из Косово и Чечни работе с теми, кто подвергся изнасилованию или получил травмы во время войны в этих странах. «День V» сотрудничает с Центром планирования семьи, внедряя в существующие у них программы стратегию предотвращения и прекращения насилия над женщинами. Список можно продолжать до бесконечности. Что удивительно, «День V», также как и «Монологи вагины», появился, потому что должен был появиться. Может, его появлению способствовал телефонный звонок или поручение? Я подозреваю, здесь не обошлось без вагинальных демонов. Что-то возникает помимо нашей воли. Это и волшебство, и реальность одновременно. Необходимо, чтобы мы выступали, обучали, влияли на общественное сознание. Чтобы человеческая раса продолжала свое существование, женщины должны быть защищены, должны ощущать свою силу. Эта идея очевидна, но, как и вагина, она требует к себе внимания и любви, чтобы раскрыться полностью.

МОНОЛОГИ ВАГИНЫ

___

Могу поспорить, вы волнуетесь. Я лично волновалась. Поэтому и взялась за эту книгу. Меня беспокоили вагины. Меня беспокоило, что мы о них думаем, и еще больше - чего мы о них не думаем. Я волновалась за свою вагину. Мне хотелось узнать как можно больше и о других вагинах, нужно было создать сообщество, субкультуру вагин. Вокруг нее столько тайн и загадок, прямо как вокруг Бермудского треугольника. Оттуда не поступает никаких известий.

Начнем с того, что иногда ее не так-то просто найти. Женщины не заглядывают туда по нескольку недель, месяцев, а то и лет. Я брала интервью у одной очень влиятельной бизнес-леди, которая сказала, что слишком занята, у нее нет времени, чтобы зглянуть туда. Ведь чтобы рассмотреть свою вагину, требуется чуть ли не целый день, рассказывала она. Тебе нужно лечь на спину напротив большого зеркала, идеальный вариант - зеркало в полный рост. Важно правильно подобрать позу и освещение: зеркало должно быть освещено под удобным для тебя углом и чуть затемнено. Ты вся скручиваешься. Вытягиваешь шею, выгибаешь спину. Это утомительно. Бизнес-леди сказала, что у нее нет на все это времени. Она занята. Поэтому мне пришло в голову поговорить с женщинами об их вагинах, взять у вагин интервью, которые потом стали их монологами. Я расспросила более двухсот женщин. Я говорила с пожилыми, молодыми, замужними, одинокими, лесбиянками, профессорами из колледжей, актрисами, служащими из крупных корпораций, профессионалками секс-индустрии, негритянками, испанками, азиатками, индианками, белыми женщинами, еврейками. Сначала они говорили неохотно. Были немного смущены. Но стоило им разговориться, и их уже было не остановить. Женщины втайне любят говорить о своих вагинах. Они приходят в восторг, в основном, потому, что раньше их об этом никто не спрашивал. Давайте просто произнесем вслух слово «вагина» или даже «влагалище». В лучшем случае оно звучит как инфекция, или, может, медицинский инструмент. «Быстрее, сестра, принесите мне влагалище!»

«Вагина».

«Вагина». Не важно, сколько раз ты это повторишь, но никогда это слово не будет звучать приятно. Его не хочется произносить. Это абсолютно нелепое, совершенно несексуальное слово. Если его произнести во время любовной игры: «Милый, поласкай мое влагалище», - все закончится, даже не начавшись.

Меня беспокоят вагины. То, как мы их называем, и то, как не называем. В Грейт-Нек ее зовут «киской». Одна местная женщина рассказала мне, что ее мама обычно повторяла: «Дорогая, не одевай трусики под пижаму, пусть киска дышит». В Вестчестере ее называют травкой, в Нью-Джерси - мандой. Ее называют пудреницей, подмашкой, дыркой, вонючкой, пипкой, пилоткой, розанчиком, подружкой, бутончиком, персиком, вертихвосткой, мадам, мундштуком, пиписькой, пирожком, губешками, любопытной Варварой, целкой, пи-пи, лошадкой, пушистой норкой, туземкой, пижамой, щелкой, свежачком, пизденкой, давалкой, красоткой, приманкой, писюлей, баю-бай - в Майами, пюрешкой - в Филадельфии, дурилой - в Бронксе. Вагины беспокоят меня до крайности.


___

Некоторые монологи - это практически дословная запись рассказа какой-нибудь женщины. Другие состоят из интервью с разными женщинами. Кое-какие только начинались как интервью, а потом перетекали в приятную беседу. Этот монолог записан практически слово в слово, но подобная тема возникала почти в каждом интервью и часто оказывалась болезненной.


ВОЛОСЫ

Вы не полюбите вагину, не полюбив волосы. До многих это не доходит. Мой первый и единственный муж ненавидел волосы. Он говорил, что они мешаются и собирают грязь. Он заставлял меня брить вагину. Она выглядела припухшей, беззащитной, как у маленькой девочки. Это его возбуждало. Когда он занимался со мной любовью, моя вагина чувствовала то, что, наверное, ощущает подбородок во время бритья. Довольно болезненно. Похоже на расчесанный комариный укус. Кожа горит. На ней воспаленные красные пупырышки. В один прекрасный момент я отказалась брить ее. А потом муж стал ходить налево. На приеме у семейного психолога он объяснил, что изменяет мне, поскольку я не удовлетворяю его сексуально. Не хочу брить вагину. У психолога был сильный немецкий акцент, она делала долгие паузы между предложениями, вроде как демонстрируя сочувствие. Она спросила, почему я не хочу сделать мужу приятно. Слишком странный способ, сказала я. Без волос я чувствовала себя маленькой. Даже начинала говорить детским голоском. А кожа была до того раздражена, что и смягчающий бальзам не помогал. На что немецкая дама ответила мне, что замужество - это постоянный компромисс. Я спросила: если я буду брить вагину, перестанет ли муж трахаться на стороне. Я спросила, много ли в ее практике было подобных случаев. Она ответила, что своими вопросами я пытаюсь оправдаться. А мне следует смириться, привыкнуть. Она была уверена, что нас с мужем ждет светлое будущее.

Монологи вагины - описание и краткое содержание, автор Энцлер Ив, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

ИВ ЭНЦЛЕР знаменитый драматург. Мировую популярность ей принесли поставленные по ее пьесам спектакли «Монологи вагины» (награжден премией Obie Award), «Плавучая Ронта и склеенный человек» и «Отличное тело». Спектакль «Монологи вагины» породил целое движение - «День V» (www.vday.org), цель которого - защищать женщин во всем мире от насилия и оказывать поддержку тем, кто от него пострадал. Эта благотворительная организация в настоящий момент работает в 76 странах мира. Книга «Монологи вагины» - плод разговоров Ив Энцлер с самыми разными женщинами. Молодыми, пожилыми, зрелыми, семейными, разведенными, одинокими, гетеросексуальными, лесбиянками, бисексуалками, белыми, черными. Беседы, начинавшиеся с игровых вопросов вроде «Если вашу вагину одеть, что бы она носила?» или «Если бы ваша вагина могла говорить, что бы она сказала?», заканчивались пронзительными откровениями и удивительными открытиями, из которых и выросла эта легендарная книга.

Провокационность «Монологов», как ни парадоксально, помогает женщинам всего мира наладить уникальные отношения со своим удивительным органом, гордиться его возможностями, наслаждаться его красотами и никому не давать в обиду. Пьеса «Монологи вагины» впервые была представлена публике в 1996 г., в Нью-Йорке. Тогда Ив сама читала со сцены откровенные признания женщин, решившихся заговорить о своей вагине без брезгливости, смущения или неловкого хихиканья. Спектакль «Монологи вагины» уже несколько лет с успехом идет на российской сцене, в Центре им. Вс. Мейерхольда. Пьеса переведена на 30 языков и демонстрируется в 53 странах мира.

Сайт Российской постановки пьесы: http://www.vaginamonologues.ru/. Перевод с английского Анны Леденевой.

наташа федоренко

24 февраля в галерее Omelchenko состоится последний показ спектакля «Монологи вагины» в постановке Лидии Руссковой, а до 11 марта там же можно посетить выставку «Быть ею» Алёны Федоткиной, продолжающей размышления о женском опыте. Несмотря на своё провокативное название, «Монологи вагины» - история не такая уж новая для России. Разбираемся, откуда взялся знаменитый спектакль, почему его создательница не борется за авторские права и чем отличается последняя российская постановка от всех других.


«Монологи вагины», постановка Лидии Руссковой

Почему вагины заговорили

В 1996 году в Нью-Йорке впервые прошёл показ «Монологов вагины» по одноимённой пьесе драматурга Ив Энслер, в основу которой легли две сотни интервью с женщинами разного цвета кожи, достатка, ориентации. Энслер задавала вопросы, которые предлагали женщинам взглянуть на свою вагину как на живое существо, которое может испытывать гнев и удовольствие, страх и стыд, громко заявлять о себе и даже исчезать навсегда в результате психологической травмы.

Если бы ваша вагина могла выбрать себе одежду, что бы она надела? Если бы ваша вагина могла говорить, что бы она сказала? Чем пахнет вагина? Что напоминает ваша вагина? Когда вы познакомились со своей вагиной? Как вы называете свою вагину? Энслер предложила говорить о вагине не только как о части тела, но и объекте, через который женщина переживает уникальный опыт. Менструация, роды, возбуждение, радость открытия своей природы - с одной стороны; сексуальное насилие, стыд за собственное тело, стигматизация - с другой.

Для Энслер особенно важно само слово «вагина» - честное, прямолинейное и оттого табуированное. Героини пьесы называют эвфемизмы, которыми долго подменяли истинное имя своей вагины, чтобы не нарушить общепринятый консенсус: то, что у женщины между ног, - это стыдно и странно, тогда как пенисами можно изрисовать любой общественный туалет и мериться с приятелями в душевой спортзала.

Почему у пьесы был такой успех

Через два года Энслер вместе с фемактивистками объявила 14 Февраля (традиционный праздник гетеронормативной любви) «Днём V» - временем привлечения внимания к насилию в отношении женщин по всему миру. С 1998 года деньги от постановок «Монологов» стали идти на благотворительность, а актрисами становились большие знаменитости вроде Вупи Голдберг, Вайноны Райдер, Кейт Бланшетт и Мелани Гриффит.

Однако главной целью Энслер было распространить «Монологи» как можно шире, так что драматург разрешила ставить ее пьесу бесплатно активистам в феврале - с условием не отходить от оригинального текста. Спектакль появился в университетах, театрах стран, находящихся далеко за пределами США и Западной Европы, в центрах благотворительных организаций. «День V» сотрудничает и с компаниями в Афганистане, и с российским центром «Сёстры», охватывая широкий спектр женских проблем от варварской практики калечащих операций на гениталиях до отсутствия доступа к образованию и психологической помощи жертвам сексуального насилия.

Успех «Монологов», разумеется, связан с их простотой и откровенностью текстов. Постановка спектакля не требует сложных декораций или костюмов, зато истории бьют, что называется, в лоб. Пьеса Энслер - это не сложная постдраматическая конструкция, а очевидное высказывание. Именно поэтому «Монологи» работают и в больших театрах в центре Лондона, и в мужских тюрьмах .


«Монологи вагины»,
постановка Джулиано ди Капуа

А если нет вагины?

«Монологи вагины» - знаковое событие прежде всего 90-х годов, которое часто подозревают в трансляции устаревших взглядов. В 2015 году в колледже Маунт-Холиок, в котором учатся только женщины, отменили традиционную постановку, потому что спектакль показался студенткам недостаточно инклюзивным: «Гендер не может быть сведён только к биологическим или физиологическим особенностям. И многие из нас чувствуют себя некомфортно, участвуя в такой постановке».

Энслер поспешила отвергнуть обвинения в трансфобии, заявив, что ещё в 2004 году помогала активисткам-трансженщинам с созданием монолога «Они выбивали девочку из моего мальчика», который стал полноправной частью общего проекта. В своей колонке в Time Энслер сказала, что никогда не определяла женщину только как человека с вагиной.

Российские вагины

«Монологи вагины» привезли в Россию больше десяти лет назад: сначала показали на Чеховском театральном фестивале, потом долго ставили в Центре Мейерхольда под руководством Йоэла Лехтонена, а в Петербурге режиссурой «Монологов» занимается Джулиано ди Капуа - иногда он привозит свою версию в Москву.

В нулевых пьесу Энслер преподносили россиянам как скандальную эротическую постановку - отсюда и странные отзывы театральных критиков, сетующих, что монологи оказались «бабским трёпом», а также рассказывающих, как им было неприятно: «Как будто сходил в кабинет к гинекологу». В общем, уровень осознанности был заметно ниже, а изначально активистский спектакль часто превращался в коммерческий. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге активисты стремятся работать с «Монологами» все чаще, в том числе и режиссёр Лидия Русскова, вырученные средства от спектакля которой перечислили в центр «Сёстры».

«Когда мы проводили кастинг - одним из главных вопросов для кандидаток был: почему вам близка эта пьеса? Для меня было важно, чтобы в спектакле играли женщины, заинтересованные в женской повестке. Второй момент - разнообразие: подобрать героинь разных внешних и возрастных типажей было важнее, чем взять профессиональных актрис», - говорит Русскова. Она признаётся, что стремилась сделать свою постановку максимально естественной и «не вычурной», чтобы зрители концентрировались не на словах, которые могли вызвать у кого-то удивление и возмущение, а именно на историях. «Сама пьеса и истории в ней настолько полноценны, что даже декорации не должны отвлекать от самих монологов», - считает Русскова.

Новое прочтение «Монологов» в активистской оптике явно отличается от ретроградного желания привлечь внимание к табуированному слову в России 2000-х. «Монологи вагины» вообще сложно назвать спектаклем в общепринятом смысле слова - это манифест, к которому смешно подходить с театроведческих категорий. А вот с этических нужно прежде всего.