Авторы небылиц для детей. Небылицы. Небылицы в развитии

«Яндекс» уже давно вытеснил своего некогда сильного конкурента «Рамблера» и почти полностью поглотил сервис «Мэйлру». Аналогичная ситуация происходит и на мировом рынке, где «Гугл» оставил далеко за бортом недооцененный Bing от «Майкрософта» и самобытный DuckDuckGo.

Поисковики «Гугл» и «Яндекс» являются практически единственными востребованными сервисами в русскоязычном интернете. Отечественный сервис, зарегистрированный почему-то в далекой Голландии, пока еще держит планку лидерства в России, но мировой американский лидер Всемирной паутины уже дышит ему в спину.

Если рассматривать оба поисковика поверхностно, отвечая на вопрос о том, что лучше: «Яндекс» или «Гугл», то неумолимая статистика принимает сторону последнего. Отечественный сервис является безоговорочным лидером для стационарных компьютеров в Рунете, в то время как американский, - это не только системные блоки и ноутбуки, но и громадная аудитория с мобильными гаджетами.

Конечно, вопрос о том, что лучше: «Яндекс» или «Гугл» для рядовых пользователей «андроид»-устройств не стоит так остро, потому как для них уже предустановлены все сервисы «американца». Даже федеральная антимонопольная служба признала факт дискриминации в отношении других участников рынка и наказала «Гугл» за нарушение закона о конкуренции.

Итак, два самых крупных сервиса в Рунете. Выясняем, какой лучше: «Гугл» или «Яндекс»? Обозначим основные различия, примечательные особенности, а также преимущества и недостатки обоих поисковиков.

Интерфейс

Встретим по одежке и разберемся, что лучше: «Яндекс» или «Гугл» в плане юзабилити интерфейса. Американский поисковик привлекает своей классической простотой и аскетичностью. На главной странице «Гугла» можно увидеть только лишь строку для поиска и пару кнопок для перехода на другие подуровни.

Открыв отечественный поисковик, мы видим целый каламбур из новостей, навязчивых дополнений и массу ссылок на сервисы «Яндекса». Причем весь этот пестрый винегрет обильно сдобрен рекламными ссылками и блоками. Буквально все без исключения российские компании, в том числе и «Рамблер» с «Мэйлру», отличились аналогичным интерфейсом. Видимо, это просто какая-то особенность Рунета.

Некоторые пользователи считают такую загруженность стартовой страницы вполне уместной, где сразу можно узнать последние новости, получить информацию по пробкам и прогноз погоды. Таких меньшинство, поэтому здесь каждый сам решает для себя что ему ближе и что лучше - «Яндекс» или «Гугл».

Если вам нравится минимализм и в приоритете именно поиск, то американский сервис - ваш вариант. Ну а тем, кто любит задержаться на странице и полистать интересную (а иногда и не очень) информацию, выискивая оную среди рекламных блоков, вполне подойдет отечественный поисковик.

Функционал

Рассмотрим, чем отличается «Яндекс» от «Гугла» в плане функциональности. Возможности у обоих поисковиков примерно одинаковые. И там, и там можно найти схожий набор инструментов: новости, дороги, карты, видео, музыка и прочий сопутствующий антураж.

Что касается удобства пользования, то здесь «Гугл» хуже «Яндекса», хотя и ненамного. У последнего расширенный поиск, так же, как и прочий функционал, выглядит более понятно и красиво. Приятная визуальная составляющая расширенного поиска «Яндекса» позволяет быстро сориентироваться во всех колонках, выпадающих списках и маркерах. В то время как с «Гуглом» придется поднапрячься, чтобы найти нужный инструмент. Но здесь опять-таки во многом это дело привычки, и каждый сам для себя решает, что лучше - «Яндекс» или «Гугл».

Также стоит заметить, что у американского поисковика есть грамотный голосовой поиск для стационарных систем, а не только для мобильных. «Яндекс», хоть и запустил свой аналогичный сервис - «Алису», но она еще слишком сыровата, чтобы составить нормальную конкуренцию гугловской даме.

Реклама

Разберемся, что лучше: «Яндекс» или «Гугл» в плане обилия рекламы и ее агрессивности. Если вы не позаботились о скрытии рекламных объявлений с помощью сторонних дополнений браузера вроде AdBlock или Privacy Badger, то вырисовывается следующая картина.

В «Гугле» пиара всего и вся значительно больше. Даже не беря в расчет явно коммерческие запросы пользователя, в самой выдаче будет как минимум три рекламные строчки, а весь правый бок будет буквально захламлен баннерами и текстовыми объявлениями.

В «Яндексе» с этим делом чуть получше. Непосредственно в выдаче по запросу вас ждут три явно обозначенные рекламные строчки, а на правой половине будет красоваться симпатичный медийно-контекстный баннер без лишнего «шума». Но, как уже говорилось выше, если установить на «Яндекс» и «Гугл» дополнительные плагины для браузера, то всяческого пиара станет заметно меньше, а то и вовсе пропадет. Подобные дополнения можно найти на официальных ресурсах разработчиков браузеров, причем в большом количестве, поэтому особых проблем здесь быть не должно.

Механизм поиска

Это один из главных параметров, определяющих, кто круче - «Гугл» или «Яндекс». Механизм поиска каждый сервис оттачивает ежедневно. Он довольно сложный и запутанный, но тем не менее позволяет в считанные секунды выдать пользователю максимально релевантный ответ на заданный вопрос.

Мощности серверов американского поисковика вполне хватает для того, чтобы обработать запрос в реальном времени. Апдейты выдачи происходят каждый день, поэтому если сравнивать как таковой интернет у «Яндекса» и «Гугла», последний имеет самую актуальную информацию.

К примеру, по горячему запросу «Сирия» американский поисковик выдает текущие новости по сирийскому конфликту. В то время как «Яндекс» в первую очередь предлагает ознакомиться с «Википедией», какими-то географическими особенностями, а уж потом, где-то в середине страницы, выводит новостную ленту.

Кроме того, «Гугл» - это международный продукт, поэтому он прекрасно подходит для поиска на иностранных языках. Но именно в этом случае есть и обратная сторона. Почему «Яндекс» лучше «Гугла»? Потому что последний пытается охватить все, но у него это далеко не всегда получается, а отечественный поисковик привязывает себя к районам и выдает действительно качественный и релевантный результат по региональному запросу.

Если «Гугл» справляется с актуальной выдачей за счет своих многочисленный серверов, то мощностей «Яндекса» на такую оперативность не хватает. Отечественный поисковик попросту кэширует добрую часть запросов, и пользователь получает заранее подготовленный ответ. Подобное решение позволяет моментально получить нужную информацию, но последняя не всегда будет актуальной.

Так что если ваши запросы можно назвать стандартными (погода, фильмы, музыка, разделы «Википедии» и т. п.), то разницы между «Гуглом» или «Яндексом» вы не заметите. Если вам нужна более специфическая и именно актуальная информация для каких-то профессиональных нужд, то лучше отдать предпочтение американскому поисковику.

Обозреватели

Для многих определяющим критерием, который позволит выбрать между «Гугл» или «Яндекс», являются сервисы поисковиков и какие-то дополнительные приложения. Среди последних чаще всего мелькали фирменные браузеры. Так же, как и в случае с веб-версиями поисковиков, знакомство начнем с интерфейсов.

Интерфейс

Здесь имеем схожую ситуацию, описанную выше. «Гугл Хром» отличается минимализмом и отсутствием «лишних» кнопок. Причем, если вас не устраивает классический вид браузера, то в настройках всегда можно добавить пару-другую панелей и прочих «фишек».

Кроме того, обозреватель ничуть не против интеграций со своими конкурентами, поэтому вы всегда сможете сделать «Яндекс» стартовой страницей в «Гугл Хром». О засилье «американца» на все мобильные гаджеты под управлением платформы «Андроид» мы также упоминали, поэтому многие пользователи просто «насильно привыкли» к «Хрому».

Интерфейс «Яндекс-браузера» очень похож на американского конкурента. Но в отличие от последнего, он более понятен и разобраться с ним сможет любой новичок, впервые открывший для себя интернет. Здесь наверняка немалую роль сыграла и специфичность отечественной аудитории: нам легче понять «наше», чем изучать «их».

Скорость

Что касается скорости, то разницы между браузерами «Гугл» или «Яндекс» почти нет. Работают они на одном и том же коде, поэтому различия на стендовых проверках показали минимальные. Единственное, стоит уточнить о наличии некоторых особенностей обозревателей.

Так, у «Яндекса» есть специальный «Турбо-режим», позволяющий сжать потоковый трафик на серверах поисковика, тем самым сэкономив его потребление. Для владельцев USB-модемов такой функционал пришелся как нельзя кстати.

У «Гугла» нет подобной «фишки», но что касается открытия серьезных и «тяжелых» веб-страниц, то он здесь преуспел со своим кэшированием. Но подобное решение сильно отражается на оперативной памяти. Многие пользователи не раз называли «Хром» самым прожорливым браузером. Поэтому, если у вас меньше 4 Гб оперативной памяти, то лучше установить отечественный обозреватель.

Функциональность

Если вы - профессиональный веб-разработчик или специалист схожего плана, то выбор между браузерами от «Яндекс» и «Гугл» вполне очевиден. Последний имеет массу плагинов и дополнений, которые в значительной степени облегчают работу со специфическим контентом и кодами. «Яндекс» таким разнообразием, увы, похвастаться не может.

Отечественный поисковик во многом хорош, но только если вы обычный пользователь: он красивый, удобный, понятный и вроде как родной, но для каких-то серьезных бизнес-предприятий не годится.

Облачные сервисы

Рассмотрим облачные сервисы от отечественного и американского поисковика - «Яндекс-Диск» и «Гугл-Диск». Оба варианта являются прекрасной альтернативой флешкам и картам памяти, поэтому разберемся, чем они хороши или плохи.

Сервис от «Яндекса» предоставляет своим пользователям 10 Гб бесплатного хранилища для любой информации. Веб-интерфейс «Диска» отличился понятными и удобными ветками меню, а также своей привлекательностью. Кроме того, скорость загрузки данных в «облако» чуть выше, чем у конкурента от «Гугла». Единственный критичный недостаток, на который частенько сетуют пользователи - это отсутствие хоть каких-то встроенных инструментов для работы с офисной средой от «Майкрософта».

«Гугл-Диск» предлагает уже 15 Гб места под хранение файлов против 10 у «Яндекса». Интерфейс хранилища может и не такой понятный как в первом случае, но разобраться все же можно. Одно из главных достоинств «облака» от «Гугла» - это встроенные редакторы всего, чего можно: документы, таблицы, фотографии и т. д. Также следует заметить и отличную синергию с офисными продуктами от «Майкрософта».

Если облачные сервисы вам нужны только для хранения файлов, то выбрать можно, в принципе, любой «Диск». Для более разносторонней работы продукт от «Гугл» все же более привлекателен. Что касается безопасности ваших данных, то здесь различий нет никаких: и там, и там с этим строго, поэтому никто ничего не украдет.

Карты

Еще один довольно востребованный сервис - карты. Начнем, как обычно, с интерфейса. Доброй половине пользователей по душе пришелся именно гугловский вариант оформления: все на своих местах, под рукой и с понятными подсказками.

Но на этом преимущества сервиса от «Гугл», можно сказать, заканчиваются. Возможности «Яндекс-карт» значительно шире и богаче. Некоторые называют отечественный сервис самой настоящей экосистемой Рунета, потому как здесь есть практически все.

Особенно полезны «Яндекс-карты» для водителей:

  • отличная и понятная навигация;
  • информация о дорожных происшествиях ;
  • работы на участках и объезды;
  • камеры;
  • онлайн функционал «Разговорчики»;
  • важные отметки и маркеры.

Причем это далеко не полный список всех возможностей сервиса. Так что здесь выбор вполне очевиден в пользу отечественного поисковика.

Подводя итог

Сравнить «Яндекс» с «Гуглом» вроде бы и просто, но в то же время и сложно. Каждый поисковик и сопутствующий сервис хороши для своей категории пользователей. Да, они оба лидеры и универсальны практически во всем. Аналогии сервисов прослеживаются и там, и там. Выбрать и выделить кого-то отдельно сложно, да и нельзя.

Если ваша деятельность связана с веб-разработками, кодами, переработкой массы информации, причем разноплановой, то лучше взять на вооружение американский поисковик. Он выдает более актуальные и гибкие данные по пользовательским запросам. Кроме того, «Гугл Хром» обладает массой инструментов в лице плагинов и дополнений, которые станут незаменимыми для специфических и профессиональных нужд.

Если же вы себя считаете обычным пользователем Сети и вам по душе комфорт и приятные краски отечественного поисковика, то «Яндекс» будет вашим отличным помощником во всех начинаниях. Он быстро расскажет о последних новостях, покажет загруженность дорог, объяснит решение непонятных школьных задач и подскажет, что идет сейчас в кинотеатрах. Отечественные сервисы от «Яндекса» отличаются интуитивно понятным и удобным интерфейсом, а также приятным внешним видом.

В общем и целом, сказать что-то однозначно хорошее или плохое о нашем и зарубежном поисковике нельзя. Оба обладают как преимуществами, так и недостатками примерно в равной степени.

Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы.

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
"Га-га-га" - пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
- Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке -
Крокодил растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю...

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были...

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка
Мёду - полных два бочёнка,
А морковки нету!

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет -
Что же это значит?

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Рассказы - небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

Чем рыбу ловить будешь?

Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Сказка представляет собой занимательное, особенно интересное детям произведение. И одной из ее многочисленных разновидностей является небылица. Однако когда речь идет о сравнении, имеют в виду традиционную сказку волшебного характера и небылицу как отдельный своеобразный жанр. Именно в таком контексте и будет идти дальнейшее повествование.

Определение

Сказка – произведение, содержащее вымысел и имеющее, в традиционном понимании, развитие некоторого сюжета, как правило, со счастливым концом. Исторически первыми стали складываться фольклорные сказки, переходившие из уст в уста. Многие из них имеют несколько вариантов. Поздней сказки появились и в литературном творчестве. Их особенности: принадлежность конкретному автору и обретение известности только после публикации (до этого момента литературные сказки не бытуют в устной форме).

Небылица – нелепица, шутливое повествование с изображением абсолютно искаженной действительности (например, сказ о том, как мужик напялил топор на ногу, подпоясался топорищем и принялся рубить дрова кушаком). Небылица, как и сказка, присутствует и в народном творчестве, и в литературе. Примером такого произведения в литературе является «Путаница» – всем известное стихотворение К. Чуковского.

Сравнение

То, что оба вида повествования существуют в народе с незапамятных времен, свидетельствует об их большой значимости. Ведь народное творчество отсеивает все бесполезное, а самое лучшее в нем прочно укореняется. Однако функция у каждого из произведений своя.

Отличие сказки от небылицы заключается в том, что она (сказка), с виду представляющая собой выдумку и описание чудес, содержит в себе глубокую мудрость. Сказка обучает ребенка правилам поведения в семье и обществе и воспитывает в нем важные черты характера, раскрывает перед маленьким слушателем главные жизненные ценности и заставляет его уважать предков. В каждой сказке заключен определенный урок, который подсознательно или сознательно выносит для себя ребенок.

Небылица, с ее перевертышами и словесными абракадабрами, приносит свою пользу. Являясь отступлением от нормы, она укрепляет ребенка в этой самой норме. У маленького человека повышаются уверенность в своем интеллекте и самоуважение. Кроме того, такое произведение как нельзя лучше развивает фантазию и свободное мышление. Ведь в чем разница между сказкой и небылицей? В том, что в последней действительность полностью вывернута наизнанку. И этот абсурд позволяет ребенку играть понятиями и вкладывать новый смысл в уже известное.

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Ширинку шьет,

Кот на полатях

Указывает:

Не так, кошка

Не так, плошка,

Не так черепец,

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В нову деревню.

В новой деревне

Во старом селеньи

Много дива увидишь:

Курочка в сережках,

Козел в новых портках,

Коза в сарафане,

А бык в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже -

Нет ее дороже!

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

Разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны;

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногой машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Семья коз выполняет крестьянскую работу:

Козел муку мелет,

Коза подсыпает,

А маленьки козляточки

В амбарах гуляют.

По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги завязил.

Блоха поднимала -

Живот надорвала.

Вошка баню топила,

Гнидка щелок варила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала,

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес,

Безрукий-то клеть обокрал,

Нагому за пазуху наклал,

Безногий вприпрыжку побежал

Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

Гнида щелок щелочила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала.

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

Повествование в небылице ведется от первого или третьего

У нашего Данилы

Разыгралася скотина.

Жил я у матушки

В сосновой избушке.

Спал на подушке,

На перинушке.

Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

А хозяин на печи обувается,

А медведь на дороге повивается,

А свинья под мостом овес толкет,

А лягушка на дворе песенки поет.

Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

Козел муку сеет,

Коза подсевает,

А барашки крутоторожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Ножками топ-топ,

А совища из углища

Глазами-то хлоп-хлоп.

Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

Скок-поскок,

Молодой дроздок.

Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге

На сосновой лошади.

Но может быть и целая песенка:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика

Там квашня бабу месит.

Встречаются перевертыши в форме нарратива:

Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

…Да не курица на ступы соягниласе,

Корова на лыжах прокатиласе,

Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

Да гнездо свила да детей вывела.

Малых деточек да поросяточек.

Поросяточка всё по сучьям вися,

По сучьям вися и полететь хотя.

Обоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь яны хоцяць.

О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

Жил-был у бабушки серенький козлик,

Бабушка козлика очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,

Остались от козлика рожки да ножки.

После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

В начале бабушкин козел похваляется:

Семь волков убить

Бабе шубу сшить.

Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня?

На это ему животные отвечают

Я не смерть твоя,

Я не съем тебя.

Уж я заинька,

Уж я беленькой.

Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

Ах ты, бабушка,

Ты, Варварушка,

Отворяй-ко ворота,

Принимай-ко козла.

Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

Взял бы я галку – косолапая она.

Взял бы я ворону – черномазая она.

Взял бы я ласточку – вертлявая она.

Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

Умеешь ли пашеньку пахать?

В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

Заводилася война

Среди белого дня.

Уж как начато палить,

Только дым пошел валить.

Как сказали на войну

Всему нашему селу,

Пораздумал белый гриб -

Всем грибам полковник,

Под дубочком сидючи,

На грибочки глядючи.

Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

Мы богаты мужики,

Не повинны во полки

Опенки отвечают:

У нас ноги очень тонки

Нейдем мы на войну и т. д.

Соглашаются, наконец, грузди:

Мы – ребятушки дружны

Подавайте сабли, ружья,

Мы – заступники селу,

Мы идем на войну.

Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

А телица – хвастувица,

Мой баран матер-пестер,

Козинька бела-руса,

Свинушка пестра-ряба,

Моя утка – попловутка,

Моя гуска – водоплюска и т. д.

Приведем пример звукоподражания:

Козынька – меке-кеке,

Барашек – бя-бя, бя-бя,

Свинушка – рюхи, рюхи,

Индюшка – шулды-булды,

Гусынька – га-га-гага и т. д.

Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

Встречаются пародии на современные популярные песни:

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она людей варила…

В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:

  • стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
  • "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.

Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке

Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Вот какие чудеса –
Два медведя пляшут.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
И берёзки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце засияло,
Всем теплее стало.
Вот какие чудеса –
Всем теплее стало!

Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"