Аукционный дом sotheby's. Аукционный дом Сотбис (Sotheby's). Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

Основателем Сотбис был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 году в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 году Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал. В течение столетия Бейкер и его преемники специализировались исключительно на книгах и были организаторами торгов всех известных библиотек, включая библиотеки князя Талейрана, герцогов Йоркского и Букингемского и библиотеку Наполеона, которую император брал с собой в ссылку на остров Святой Елены.
В 1778 году дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С 1778 года фирма стала именоваться Сотбис. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.
Сохранялось негласное соглашение, по которому мебель и живопись отсылались к Кристис, уступавшему все книги Сотбис. Оно было нарушено в 1913 году продажей "Мужского портрета" Франса Хальса, проданного за хорошую для того времени цену в 9000 фунтов стерлингов. А в 1917 году состоялась большая продажа, впервые включавшая картины наряду с мебелью и гравюрами. В 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.
Сотбис был закрытым "клубом", где работу могли получить только аристократы. К началу 80-х годов ХХ века Сотби практически обанкротился. В 1983 году Сотбис был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману - владельцу крупной сети магазинов. Сегодня Сотбис - это более 100 офисов во всем мире, в том числе и филиал в Москве. В 2000 году Сотбис стал первым международным аукционом предметов искусства, проводящим торги в Интернете. Среди наиболее любопытных лотов, проданных в Сети, - первый оттиск Декларации независимости (более $8 млн.).

Christie"s

Аукционный дом Кристис был основан 5 декабря 1766 года в Лондоне антикваром Джеймсом Кристи. В настоящее время Кристис является самым крупным аукционным домом в мире. 1800 сотрудников, 116 отделений аукционного дома в 42 странах; наиболее крупное отделение расположено в Нью-Йорке.
Ежегодно Кристис проводит более 1000 аукционов с оборотом более 2 млрд. долларов. Главный офис аукционного дома расположен на Кинг-стрит в престижном районе Сент-Джеймс, в 100 метрах от Сент-Джеймского дворца – действующей резиденции членов королевской семьи. В частности, во дворце Сент-Джеймс живет наследник престола принц Чарльз. В 1975 году открылся дополнительный офис в Южном Кенсингтоне.

Drotheum auction house

300 years after its foundation, the Dorotheum, established in 1707, is the largest auction house in Central Europe, the largest in the German-speaking area, as well as one of the leading auctioneers worldwide.

The Dorotheum hosts about 600 auctions a year, and more than 100 specialists attend to over 40 departments.

Tradition, our specialists’ expertise and market experience, personal service, a broad selection, and international outlook – this is what our clients appreciate about the Dorotheum.

Founded more than 300 years ago, the Dorotheum continues today on its successful course and is enjoying an increase in turnover. Building on its list of international contacts is one of the main focuses of its activities. Some of its most important international offices are in Brussels, Düsseldorf, Munich, Rome and Milan.

Gildings Auctioneers

Online sale catalogues & information. Fine Art, Furniture, Glass, Ceramics, Collectables, Military, Pottery, Jewellery, Toys, Rugs, Carpets, Silver Plate.Office in: Leicester - United Kingdom

Karl & Faber Kunstauktionen

Founded in 1923, the traditional international auction house specialises in Old Masters, 19th Century, Modern and Contemporary art, namely paintings, watercolours, drawings, prints and sculpture.Office in: Munich - Germany

Bali Auction House, Bali Muzayede

Bali Muzayede, Auction House in Turkey. 19th Oriental paintings, Turkish painting, 19th century antique furniture and objects, including silver and ottoman antiques.Office in:Istanbul - Turkey

Troostwijk Auctions and Valuations

Since 1930, Troostwijk Auctions is the leading firm for concluding successful industrial sales by either private treaty, tender or public (online) auction all over Europe. Office in: Amsterdam - The Netherlands - Europe

Auctions House Ruetten

Auctions and sales. Antique & reproduction furniture collectables, paintings prints, silver, porcelain (Meissen etc), ceramics, glasses, fine Carbets, jewellery, fine art.Forstinning - Munich - Germany

«Сотбис» - один из старейших аукционных домов, который вместе с «Кристис» занимает 90% рынка продаж антиквариата и предметов искусства в мире. Основа в 1744 г. в Лондоне книготорговцем Сэмюэлем Бейкером как закрытый клуб для аристократов.

За свою более чем 250-летнюю историю Sotheby’s отточил до совершенства искусство аукциона, постоянно модернизируя этот процесс. Современные инновации, такие так трансляция торгов и прием ставок онлайн, позволяют участвовать в аукционах из любой точки мира.

Исторические факты свидетельствуют, что аукционы (от лат. auctio – продажа с публичных торгов) существовали еще в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме.

С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в XIII веке во Франции. Появление аукционов современного типа связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. История аукционного дома Sotheby’s начинается 11 марта 1744 года, когда открылся аукционный дом Бейкера. Основателем Sotheby’s был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 г. в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 г. Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал.

В 1778 г. дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С этого года фирма стала именоваться Sotheby’s. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.

В XIX веке Sotheby’s зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана и многие другие. В 1909 г. владельцами «Сотбис» стали член Парламента Монтегю Барлоу, а также предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон. В этот период «Сотбис» начал торговать не только книгами, но и картинами.

Расширение приоритетов

После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. Постепенно торги Sotheby’s стали превращаться в масштабные культурные события, чему способствовали не только качественный уровень предлагаемых лотов, элитный список клиентов, но и место проведения аукционов.

В 1917 г. фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона. В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет (богиня с головой львицы), ставшая своеобразной эмблемой аукциона.

В 1936 г. пост директора Sotheby’s занял Питер Уилсон, с которым связана самая яркая эпоха в истории аукциона. Опередив своих конкурентов, он раньше других оценил перспективу зарубежного арт-рынка. Его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты.

Именно тогда, во второй половине 1940-х, наметился значительный рост прибыли фирмы, определившийся стабильностью послевоенной экономики. С 1946 г. до конца 50-х годов объем продаж увеличился с 1,5 до 6 млн. фунтов стерлингов. Выходом фирмы на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения «Сотбис» в Нью-Йорке.

Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессиониста Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на то время сумму для продаж живописи. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и интригующими неожиданностями, а новости международных аукционов вышли на первые полосы мировых изданий.

Покоряя Америку

Неуемная энергия Уилсона способствовала быстрому международному развитию «Сотбис». Он создал большую сеть отделений по всему миру, расширяющаяся и по сей день. Филиалы в те годы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

В Нью-Йорке «Сотбис» приобрел в 1964 г. самую большую американскую антикварную фирму Парк-Бернет и после успешного слияния компаний здесь удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю антикварного бизнеса и определивших новый уровень цен на живопись. Развитие бизнеса в США было связано не только с мировыми амбициями, но и с тем, что налоги на продажу старинных полотен в этой стране гораздо ниже английских.

Однако в начале 80 гг. «Сотбис» почти обанкротился, и сам стал объектом поглощения бруклинскими изготовителями ковровых покрытий, а в 1983 г. контрольный пакет акций выкупил американец Альфред Таубман, владелец международной сети супермоллов Taubman Centers. Под его руководством в 80-е годы товарооборот фирмы начал расти, а торги регулярно демонстрировали положительную динамику цен.

В 1985-1986 гг. свыше 80 произведений искусства было продано по цене более одного миллиона долларов. Подобных результатов не имела ни одна аукционная фирма в мире. В 1987 г. рост прибыли «Сотбис» составил 85% от прошлого года, объем продаж впервые превысил миллиард долларов. Сенсациями 1990 г. стали продажи коллекции Греты Гарбо ($20,9 млн.), пейзажа Джона Констебла «Плотина» (10,78 млн. фунтов стерлингов) и манускрипт XIII века «Бестиарий герцога Нортумберлендского» (2,97 млн. фунтов стерлингов). Объем продаж «Сотбис» в 1990 г. составлял уже $2,4 млрд.

Экономический кризис вследствие войны в Персидском заливе существенно повлиял на мировой бизнес, в том числе и на аукционный. С конца 1991 г. началось снижение годового оборота «Сотбис». Особенно пошатнулся уровень цен на современное искусство и работы импрессионистов. Тем не менее, с 1993 г. наступила стабилизация рынка. В 2000 г. Таубман ушел с поста главы «Сотбис», его сменил Уильям Рупрехт, ранее занимавший должность директора американского отделения. Он и сегодня является президентом и генеральным директором «Сотбис».

Штаб-квартиры «Сотбис» находятся в Нью-Йорке и в Лондоне. В начале 2000 гг. обе они расширили свои площади. В дополнение к дому на Нью-Бонд-стрит появился офис в Кингстоне, историческом пригороде Лондона. Главный американский офис на Йорк-авеню подвергся реконструкции и вырос на шесть этажей. Была построена роскошная галерея, обошедшаяся в $130 млн. и заслужившая в прессе оценку одного из самых значительных выставочных залов Нью-Йорка.

Русский след

Яркой вехой в истории «Сотбис» стало создание Русского отделения. Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке активизировался к середине 70-х годов. В 1974 г. «Сотбис» решился на первый аукцион искусства России круга Дягилева в Нью-Йорке, регулярными торги стали с 1984 г.

Пиком коммерческого интереса к русскому искусству стал 1989 г. Его результаты оказались ошеломляющими. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Время расцвета этих торгов связано с именами блестящих знатоков русского искусства и экспертов «Сотбис» – Джона Стюарта и Ивана Самарина, а также специалиста по восточно-европейскому рынку Питера Баткина. Именно они определяли до 1996 г. уровень и качество русских аукционов. Кстати, «Сотбис» стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века. Наиболее заметной стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют.

Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. На аукционе в Нью-Йорке в 2010 г. коллекция была продана почти за $2 млн. и в настоящее время находится в мировом турне. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Каноны «Сотбис»

Sotheby’s функционирует по английскому типу проведения торгов. Английский аукцион (или восходящий) основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену.

Второй тип аукционов – голландский или нисходящий начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Благодаря службе BidNow клиенты могут следить за всеми аукционами «Сотбис» и принимать участие в торгах в режиме реального времени в интернете из любой точки земного шара. Все аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, при этом участвовать в торгах не обязательно – можно быть просто зрителем.

Большинство аукционов проводятся в дневное время, некоторые – вечером, и для их посещения требуется билет. За неделю до начала торгов лоты выставляются в залах аукционного дома. Их можно увидеть и в каталоге, который появляется примерно за месяц до события. Одним из определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет так называемый провенанс картины (от англ. provenance – происхождение, источник).

Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов. Для участия в аукционе желающие совершить покупку должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он делает покупку по телефону или заранее оставляет письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. hammer price – цена после удара молотка) меньше, чем реальная стоимость покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги. Комиссионные «Сотбис» долгое время взимались только с продавца, однако теперь услуги аукциона оплачивает и покупатель. Они составляют 12-25%, в зависимости от аукционной цены лота – чем она выше, тем процент меньше.

Рекорды Sotheby’s

С 1988 г. аукционы «Сотбис» открывают доступ к результатам своих торгов. Тот факт, что их деятельность стала общественным достоянием, не только повысил доверие к ним со стороны коллекционеров во всем мире, но и позволил сделать каждые торги грандиозным событием, куда приглашаются самые известные личности со всех стран мира.

Это дало возможность влиять на конъюнктуру рынка и диктовать тенденции в мире искусства. Ведь ничто так не свидетельствует о ценности работы, как сумма, которую за нее заплатили. Так, самой дорогой картиной стала работа Пабло Пикассо «Мальчик с голубой трубкой» (1905 г.) $104,2 млн., проданная в 2004 г. Самой дорогостоящей скульптурой был «Шагающий человек» Альберто Джакометти (1961 г.), проданный в 2010 г. за $103,7 млн. А самым дорогим драгоценным камнем стал розовый бриллиант 24,78 карата «Розовый граф», проданный в 2010 г. за $46,2 млн.

Помимо ценовых рекордов, существует огромное число необычных и эксклюзивных проданных лотов. К примеру, космическая капсула «Восток 3KA-2», ушедшая с молотка за $2,8 млн. Этот аукцион состоялся в апреле 2011 г., в день 50-летия первого полета человека в космос. Капсула «Восток» сейчас экспонируется в музее России.

Еще один пример – лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне «Один день из Жизни», проданный в 2010 г. за $1,2 млн. Став крупнейшим игроком на рынке произведений искусства, аукционный дом не отказался от своего традиционного бизнеса, торговли книжными раритетами. Самая дорогая книга была продана за $12,4 млн. в 1983 г. Это Евангелие Генриха Льва, монарха XII века из династии Вельфов, герцога Саксонии и Баварии.

Sotheby’s XXI века

В настоящее время аукционный дом располагает широкой сетью отделений (90 филиалов в 40 странах по всему миру) и каждый год организует 250 аукционов в более, чем 70 направлениях (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги, рукописи, эстампы, керамика, драгоценности, мебель, музыкальные инструменты, фотографии, часы, вино и пр.).

«Сотбис» проводит торги в десяти залах: в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Милане, Женеве, Амстердаме, Цюрихе, Торонто, Гонконге и Дохе (Катар). Ежегодно на аукционы выставляются более 250 тыс. лотов. «Сотбис» не только проводит аукционы, но и совершает частные сделки с коллекционерами антиквариата и музеями.

Помимо этого, «Сотбис» занимается оценкой имущества (результаты которой признаются налоговыми органами и страховыми фирмами в стране клиента), продажей элитной недвижимости по всему миру, а также поддерживает деятельность Института искусств. Институт искусств «Сотбис» обучает студентов в Европе, США и Гонконге. Здесь готовят будущих искусствоведов, кураторов выставок, арт-дилеров – специалистов по изобразительному и декоративному искусству Запада и Востока. Институт также проводит курсы повышения квалификации для уже состоявшихся профессионалов.

Адрес: 1334 York Avenue, New York, NY 10021

История «Сотбис», одного из старейших арт-аукционов в мире, началась в 1744 году в Лондоне. Основатель фирмы, Самуэль Бейкер, изначально продавал с молотка книги. На раннем этапе деятельности через фирму прошли богатейшие библиотеки мира из коллекции выдающихся деятелей, в том числе библиотека Наполеона Бонапарта.

К концу Первой мировой войны аукционный дом «Сотбис» значительно расширил сферу деятельности и уже занимался торговлей другими раритетами - гравюрами, медалями и монетами. Кроме того, фирма переехала в знаменитое здание на улице Нью-Бонд-стрит, которое и по сей день остается ее лондонской резиденцией. Переезд на эту фешенебельную улицу ознаменовал начало новой эры в истории Sotheby"s - наконец торговля картинами и другими произведениями искусства стала приносить значительную часть прибыли в сравнении с оборотом на букинистическом рынке. Благодаря смене профиля фирма добилась рекордного роста товарооборота в 60-е годы под руководством Питера Уилсона.

Именно Уилсон, пришедший в «Сотбис» в 1936 году, вывел фирму на международный уровень. Он обеспечил фирме колоссальную прибыль от продаж картин импрессионистов и модернистов, пользовавшихся неслыханной популярностью. Пожалуй, самыми сенсационными и значительными за время пребывания Уилсона в руководстве фирмы стали торги, состоявшиеся в 1958 году и вошедшие в историю под названием «Гольдшмидтовских торгов». Все семь картин, выставленные на аукцион, были проданы в течение всего 21 минуты. Выручка составила 781 000 фунтов стерлингов - по тем временам рекордная сумма для продаж произведений изобразительного искусства. Пол Меллон приобрел портрет кисти Сезанна «Мальчик в красном жилете» за 220 000 фунтов стерлингов, что в пять раз превышало предыдущий рекорд стоимости картины, проданной на аукционе. Гольдшмидтовские торги стали одним из наиболее значимых событий культурного масштаба в 1958 году и, пожалуй, самым захватывающим арт-аукционом века.

Главным образом благодаря интуиции Питера Уилсона Sotheby"s первым из аукционных домов признал перспективность торговли произведениями искусства на международном рынке. Именно поэтому в 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.

Включив в свой состав крупнейший американский аукционный дом, фирма «Сотбис» продолжала искать пути расширения своего влияния. Со временем представительства фирмы открылись по всему миру.

Sotheby"s проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах - в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах - в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре.

Покупка на аукционе Sotheby"s

  • Участие в аукционах «Сотбис» могут принять все желающие совершенно бесплатно. Примерно за 3-7 дней до начала торгов лоты выставляются на общее обозрение. Каталоги торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В каталогах содержится подробное описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Электронную версию каталогов можно просмотреть на сайте аукционного дома на английском, французском и итальянском языках.
  • Предложить цену за лот, выставленный на аукционе, можно лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. Бланк заявки вложен на последней странице любого каталога Sotheby"s. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону.
  • Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.
  • Для оплаты покупки принимаются чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений).
  • Получить купленный лот можно в торговом зале или по почте.

История Sotheby’s. Часть 1.

Первые упоминания об аукционах мы находим в древневавилонских источниках, относящихся к V веку до нашей эры.

В те давние времена «с молотка», как бы мы сказали сейчас, хорошо расходились молодые невесты. Аукцион был известен в античном Риме, там возникло и само это слово. С распадом Римской империи такой вид торговли на несколько веков исчез, но затем возродился в Средневековой Европе. Возникновение аукционов современного типа исторически связано с королевством Нидерланды. Но по части влиятельности и оборота денежных средств первенство принадлежит Англии. Именно эта страна стала родиной крупнейших аукционных домов - а первым из них была фирма, известная нам теперь как «Сотбис».

В наши дни «Сотбис» проводит аукционы по всему миру: в странах Европы, Америки, Азии и Африки. Филиалы «Сотбис» работают в сорока странах. Годовой финансовый оборот фирмы давно перешагнул за отметку в миллиард долларов. «Сотбис» - аукцион произведений искусства и предметов антиквариата . Он продает как шедевры древности, так и современные работы, выставляет лоты в семидесяти категориях коллекционирования. Приобретение антиквариата на торгах «Сотбис» считается признаком респектабельности. Авторитет аукционного дома служит гарантией перспективного вложения капитала. На счету «Сотбис» мировые рекорды продаж: лоты, ушедшие за десятки миллионов долларов. А началась история «Сотбис» 11 марта 1744 г., когда сэр Сэмюель Бейкер , лондонский книготорговец, устроил продажу «нескольких сотен редких и ценных книг» из собрания некоего безвременно почившего сэра Джона Стэнли – и успешно выручил с этого 800 фунтов стерлингов.

Аукцион Сотбис - «книжное» начало

Книга была не только источником знаний, но и предметом престижа для английского джентльмена эпохи Просвещения. Книги были модны. Аристократы стремились обзавестись обширными библиотеками. Но поскольку судьба превратна, а жизнь человеческая не вечна, книжные собрания нередко продавались - когда владелец попадал в трудные финансовые обстоятельства, или же наследниками, после его кончины. На книжных аукционах предприимчивый Бэйкер заработал хороший капитал. Он первым в Англии - а значит, и во всем мире - начал печатать букинистические каталоги с фиксированными ценами. В 1754 г. Сэмюель Бейкер первым открыл в Лондоне постоянно действующий аукционный зал. История сохранила имя его партнера, сэра Джорджа Ли, снискавшего известность своим талантом ведения торгов. Компания Бейкера была закрытым великосветским клубом: чумазых «кокни» туда не пускали, чистота аристократической крови соблюдалась как среди клиентов, так и среди аукционистов.

Хотя заслуга Бейкера как основателя фирмы неоспорима, свое знаменитое название аукцион получила не от него. Сотби – фамилия племянника сэра Бейкера сэра Джона, который начал работать вместе с дядей спустя двадцать лет после первого книжного аукциона. Когда Бейкер умер, сэр Джон Сотби получил часть фирмы в наследство, и с 1778 г. она носит нынешнее свое имя. В XIX веке «Сотбис» зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана, французского политика и агента нескольких мировых разведок и многие другие.

История Sotheby’s. Часть 2.

Пока политику аукционного дома определяло семейство Сотби, фирма упорно держалась букинистического рынка. С момента первого аукциона Сэмюеля Бейкера в марте 1744 г. диапазон предметов продажи был лишь немного расширен - за счет гравюр, медалей и старинных монет. Однако успешное ведение бизнеса требовало гибкости и понимания тенденций времени.

С развитием печатного дела книга перестала быть элитарным товаром. Покупательская аудитория книжной продукции демократизировалась. Спрос на раритетные библиотеки упал – даже в старой доброй Англии с ее консервативными традициями. После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. К тому же времени относится и переезд с улицы Веллингтона, где фирма размещался долгие десятилетия, в элегантную и респектабельную резиденцию на Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового лица оказалось, быть может, не менее важным, чем изменение профиля продаж аукциона . Нью-Бонд – небольшая, но оживленная улица Лондона, место уютных кафе, небольших ресторанов, элитных магазинов. Белый трехэтажный дом под номером 34/35 сразу привлекает внимание прохожего. Над арочным входом – довольно неожиданно - египетскаяСехмет (повелительница войн, болезней и палящего солнца, грозная и, если верить мифам, кровожадная богиня) – фрагмент древней статуи. Над богиней – флаг со строгим, лаконичным логотипом Sotheby’s.

В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре . Здесь великий иллюстратор работал над альбомом, посвященным Лондону. Возможно, прошлое дома, его связь с историей искусства, сыграли свою роль. В аукционные залы на Нью-Бонд потянулись новые богатые клиенты, теперь уже собиратели живописи и дорогого антиквариата . В этом доме и поныне размещается лондонская штаб-квартира «Сотбис» - а богиня с головой львицы стала ее своеобразной эмблемой. Следующая глава в истории «Сотбис» связана с именем сэра Питера Уилсона и его деятельностью на посту генерального директора (с 1936 г.). Стараниями Уилсона аукционный дом перевел внимание со «старых мастеров» (отражавших свечные блики в полутемных галереях фамильных замков) на живопись импрессионистов и модернистов.

Будем объективны: выбор сэра Питера нельзя назвать сверхоригинальным. Творчество художников-новаторов (избравших своей столицей Париж) было в центре внимания общественности уже на протяжении полувека. Именно эти картины становились поводом для споров, скандалов, обвинений и восторгов. Именно их авторы, дерзкие ниспровергатели канонов, спустя каких-нибудь десять-пятнадцать лет превращались в респектабельных классиков нового искусства - а их живопись оказывались вовсе не «мазней» и стоила уже немалых денег. Культурный феномен модернизма и его коммерческий потенциал был виден продавцам картин еще до Уилсона и без Уилсона. Французские «маршаны» (у которых когда-то отоваривались и наши Морозов со Щукиным), представили миру самых значительных импрессионистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но деятельная энергия главы «Сотбис», его умение превращать картины современников в баснословно дорогие лоты, стремление организовать дело с международным размахом – всё это имело историческое значение, послужило не только процветанию фирмы, но и созданию мирового рынка живописи как такового. Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессионистов Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана.

Состав участников аукциона тоже был международным. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на тот момент сумму для продаж живописи. За Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете») американский миллионер и потомственный коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс. фунтов, что в пять раз превысило предыдущую аукционную цену мальчика. Интерес состоятельной публики к новому искусству был надежно закреплен. В 50-х годах объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн. фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля картинами стала серьезным бизнесом - со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Сенсационные новости международных аукционов вышли на первые полосы газет.