Артефакты древности. Фигурки Акамбаро. Не вошедшее в сборник сочинений Фигурки динозавров найденные в мексике

К.БУРАКОВСКАЯ

Эта история началась в первой половине ХХ в. и ее главный герой – Вальдемар Джульсруд. Этот человек был выходцем из Германии, перебравшимся в далекую Мексику в конце XIX в.

Вот как об этом пишет в своей книге Г.А.Сидоров:

“Он поселился в небольшом городишке Акамбаро, что в 300 км к северу от Мехико. Там он завел свой бизнес – торговлю скобяными изделиями, приносящий ему вполне приличный доход. А на досуге Джульсруд увлекался археологией. В начале 20-х гг. XX в. (1923 г.) вместе с падре Мартинесом он обнаружил под землей памятники культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль-Торо. (Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)

Вальдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях, и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Но самое интересное началось в июле 1944 г. Не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто – нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду.

Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вальдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II. В конце концов коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов – по одним данным, их было 33,5 тыс., по другим – 37 тыс.!”

Коллекцию составили три основные категории артефактов: наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных методом открытого обжига. Ко второй категории относились каменные скульптуры. Самым примечательным было то, что во всей коллекции не было ни одной похожей фигурки. Размеры их варьируются от десяти сантиметров до одного метра в высоту и полутора в длину.

Кроме них, в коллекции присутствовали маски, музыкальные инструменты, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном (!) виде занимала двенадцать комнат его дома.

Кроме этого в коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества: европеоидов, монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и пр. Но сенсацией века его коллекцию сделало не количество и не разнообразие экспонатов, все было гораздо любопытнее.

Примерно 2600 статуэток представляли собой изображения динозавров. Причем разнообразие видов динозавров вызывает подлинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: плезиозавр, игуанодон, тираннозавр, бронтозавр, анкилозавр, птеранодон, птеродактиль и т.д. Есть внушительное число зверей, которых современные ученые идентифицировать вообще не могут, в том числе и крылатые динозавры-“драконы”. Но даже и динозавры – не самое поразительное.

Самое поразительное – что коллекция содержит большое число статуэток динозавров разных видов, рядом с которыми… человек. Отсюда можно сделать вывод, что древний художник не просто изображал вымерших миллионы лет динозавров (взяв за основу сохранившиеся скелеты, легенды и т.п.), он отражал свой мир, в котором люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем – судя по изображениям – это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений: от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до одомашнивания и приручения динозавров человеком.

Довершают сенсационный раздел коллекции скульптурки других ныне вымерших млекопитающих – американский верблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обезьяны плейстоценового периода и др.

А дальше все было так, как, в принципе, и должно быть, когда официальная история закрывает глаза на очевидное: “динозавровая” часть коллекции послужила поводом для длительного замалчивания и дискредитации находок Вальдемара Джульсруда. Это и понятно, поскольку факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной мировоззренческой парадигмой, со всем современным комплексом представлений об эволюции планеты и жизни на ней.

А, значит, ставит под сомнение огромное количество научных трудов, написанных многоуважаемыми историками, зоологами и прочая, и прочая.

С самого начала своих исследований Джульсруд попытался привлечь внимание научной общественности к своим находкам, но тут же столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Даже опубликованная им в 1947 г. на свои средства книга о коллекции не заставила академических ученых проявить к ней какой-либо интерес. И в дальнейшем признание к коллекции приходило с большим трудом.

Так продолжалось, пока в 1950 г. в Акамбаро не приехал американский журналист Лоуэл Хармер. Он присутствовал на раскопках на холме Эль-Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров – Джульсруд к этому времени уже лично занимался раскопками. Вторым журналистом стал Уильям Рассел из Лос-Анджелеса. Он опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фотографиями процесса работ в журнале Fate в марте 1952 г. и в июне 1953 г.

В своих статьях Рассел обращает внимание общественности, что артефакты изымались с глубины в полтора метра при нем лично, многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у Рассела не возникло никаких сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.

Вслед за журналистами Джульсрудом и его коллекцией заинтересовался и профессиональный ученый Чарльз Дипесо. Это произошло после того, как ему были высланы образцы статуэток и, хотя лабораторные анализы не дали какой-либо вразумительной картины, Дипесо был твердо уверен в том, что это фальсификация. В июле 1952 г. он лично приехал в Акамбаро, чтобы увидеть все своими глазами.

А вот то, что сей ученый сделал потом, было неоднократно повторено и другими. Дипесо после знакомства с коллекцией лично высказал Джульсруду свое восхищение его открытием и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако, вернувшись в Америку, он в 1953 г. опубликовал несколько статей (журналы American Antiquity, Archaeology), в которых однозначно заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией.

Аргументом для такого вывода было тщательное знакомство с 32 тысячами предметами из коллекции. Дипесо заявил, что изображения глаз и губ у статуэток имеют современный характер. “Тщательное знакомство” продолжалось… Сколько бы вы думали? Год, месяц? Не угадали! Четыре часа! И это при условии, что экспонаты хранились в упакованном виде, не на стеллажах.

Другой аргумент Дипесо основывался на якобы полученной от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями информацией. Торговец утверждал, что вся коллекция была выполнена одной акамбарской крестьянской семьей, которая занималась производством этих поделок зимой, когда делать было нечего – на поле ведь не потрудишься. Внешний вид динозавров был подсмотрен в фильмах, комиксах и книгах из местной библиотеки.

Этот момент в материалах ученого возмутил, как ни странно, власти Акамбаро. Суперинтендант Национального ирригационного института Франсиско Санчес заявил, что после четырех лет изучения археологической активности в районе города и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого- либо керамического производства в Акамбаро. Это подтвердил и мэр Акамбаро Хуан Карранса, когда 23 июля 1952 г. опубликовал официальное заявление за № 1109, в котором говорилось о результатах специального исследования, проведенного в районе, после которого выяснилось, что в Акамбаро нет и не было ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий.

Более того, на протяжении ста предшествующих лет в районе Акамбаро ни разу не возникало ничего похожего на масштабное керамическое производство. Эти данные были получены профессором исторического факультета Высшей школы в Акамбаро Рамоном Риверой, после того как он опросил местных стариков и старожилов.

На самом деле во всех этих официальных заявлениях не было особой нужды, достаточно было просто включить логику и здравый смысл. Некие люди… сидят где-то в подполье, лепят фигурки, потом где-то бог знает где – чтоб никто не увидал – методом открытого обжига их обжигают, потом закапывают на довольно обширной местности на довольно большую глубину… Да так закапывают, чтобы корни деревьев оплели весь результат их поточного производства. При этом надо учесть, что эти кустари-мексиканцы откуда-то прекрасно знают анатомию вымерших динозавров. Видимо, в подполье сидели профессора-палеозоологии.

А информацию о динозаврах они почерпнули из маленькой библиотеки в захудалом городишке. Там, видимо, тоже было подполье – с подпольной литературой, да еще на испанском языке. Потому что шутки шутками, а коллекцию очень сильно пополнял Одилон Тинахеро, имевший неполные четыре класса образования и с трудом могущий читать и писать.

Но и это еще не все: все фигурки выполняются из разных сортов глины, в различных стилях и с разной степенью мастерства. И ни одна не повторяется даже в мелочах! Еще не будем забывать об открытом обжиге, который требует огромнейшего количества древесины. А происходит все это в засушливом и безлесном районе Акамбаро, где древесина всегда была чрезвычайно дорогой.

Кроме этого критики Джульсруда и его коллекции очень удачно напрочь забыли, что она состояла не только из керамических скульптурок: в коллекции имеется и значительное количество каменных скульптур, и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета, как эрозия, практически невозможно.

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда достигла максимума, и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявить интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых, куда входили три антрополога и историка. Влзглавлял делегацию директор Департамента до-испанских памятников Национального института антропологии и истории доктор Эдуардо Ноквера.

Ученые сами выбрали место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, которые состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. Буквально через несколько часов работы было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. Их направили в столицу, где их исследовали тамошние археологи. Эти специалисты однозначно подтвердили древность находок.

Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах. Однако через три недели после возвращения в Мехико доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, потому что… содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: “Этого не может быть, потому что не может быть никогда”.

В 1955 г. коллекцией заинтересовался тогда еще достаточно молодой ученый Чарлз Хэпгуд, бывший в то время профессором истории и антропологии Нью-Хэмпширского университета, провел раскопки и обнаружил на глубине около 2 м. фрагменты 43 фигурок, аналогичных по стилистике коллекции Джульсруда.

В 1968 г. Хэпгуд приехал в Акамбаро в компании с известным писателем Эрлом Стенли Гарднером, который обладал не только глубокими познаниями в криминалистике, но также серьезно занимался и археологическими проблемами. Гарднер констатировал, что, с точки зрения криминалистики коллекция Джульсруда не может являться фальсификатом ни в результате деятельности одного лица, ни даже в результате деятельности группы лиц. По результатам этих исследований в Акамбаро Хэпгуд в 1972 г. издал книгу “Тайна Акамбаро”.

В 1968 г. метод радиокарбонного датирования был уже широко признан в мире, и Хэпгуд послал несколько образцов на анализ в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследований. Было установлено, что статуэтки могли быть изготовлены не ранее II и не позднее V тысячелетия до н.э. В 1972 г. восемнадцать образцов, точнее, соскобов с них – для чистоты эксперимента – обследовали в лаборатории Пенсильванского музея с помощью термолюминесцентного метода. Результаты анализов: фигурки изготовлены в 2700 г. до н.э.

Несмотря на разброс данных, полученных при помощи разных методов анализа, лабораторными исследованиями все же было подтверждено главное – древность артефактов. Однако и это не изменило отношения официальной науки к данному феномену.

Почему же после такой уважаемой экспертизы все равно никто не поверил? А потому что пенсильванским ученым сказали, соскобы с чего именно они исследовали, и они тут же заявили, что ошибочка, мол, вышла, вследствие искажения световых сигналов при анализе, и возраст соскобов не превышает тридцати лет.

В 70-80-е гг. общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, а научная общественность продолжало игнорировать факт подлинности, да и самого существования коллекции. Ситуация изменилась в конце 90-х. В 1997 г. на телеканале NBC был показан цикл программ под названием “Таинственное происхождение человечества”, в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда.

Авторы программы придерживались версии о недавнем происхождении фигурок и отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная фигурка была датирована 4000 г. до н.э., а фигурка динозавра – 1500 г. до н.э. Однако авторы программы ничтоже сумняшеся заявили, что вторая дата является ошибочной.

Решающий перелом в истории коллекции наступил в результате деятельности двух американских исследователей – антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии (после смерти Джульсруда в 1964 г., когда его дом был продан) и была недоступна для публики.

Свифт и Паттон получили разрешение на осмотр и фотографирование коллекции, и ими было сделано около 20 тыс. фото. Их деятельность вызвала общественный интерес, и они были проинтервьюированы местной прессой и телевидением. Более того, доктор Свифт стал причиной скандала, также вылившегося в прессу. Он задал хранителю коллекции вопрос, сколько коробок с находками хранится в мэрии. Ответ был: 64.

На основе тех коробок, которые они лично распаковывали с Паттоном, Свифт подсчитал, что в 64 коробках может поместиться не более 5-6 тыс. предметов. Тогда где же остальные 25 тыс. фигурок из коллекции? И это притом, что фигурки, подобные джульсрудовским, были обнаружены не только на холме Эль-Торо.

В 1978 г. мексиканская полиция конфисковала партию археологических находок, выкопанных двумя охотниками за древностями на холме Эль-Чиво, также расположенном в окрестностях города Акамбаро. Среди них были 3300 статуэток, аналогичных по стилю коллекции Джульсруда. (Кстати, и Эль-Торо, и Эль-Чиво – не единственные места, где найдены загадочные фигурки. Еще в 1945 г. Карлос Переа, директор по археологии зоны Акамбаро при национальном музее антропологии в Мехико заявил, что ему лично приходилось изучать статуэтки динозавров, найденных на других памятниках Мексики, и что предметы коллекции Джульсруда не вызывают сомнений в их подлинности.)

В результате активной деятельности Свифта и Паттона местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 г. часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

За то, что коллекция Джульсруда – не подделка, говорит и такой факт. В коллекции много фигурок, изображающих динозавров подсемейства зауроподовых: диплодоков, брахиозавров, апатозавров. На юго-западе США и в Мексике во множестве находили останки этих гигантских ящеров, вес которых мог достигать 50 тонн, а рост превышал 10 метров. Так что как они выглядели, ученым было известно. Поэтому долгое время ученых удивляло, что многие фигурки этих динозавров имеют на спине треугольные пластины. Они, как считалось, были характерны для другого вида – стегозавров. Зауроподы же, согласно бытовавшим до недавнего времени представлениям палеонтологов, таких пластин не имели.

Лишь в начале 90-х было сделано открытие, заставившее по-новому взглянуть на этот вопрос. Швейцарская палеонтологическая экспедиция обнаружила в американском штате Вайоминг останки детеныша диплодока вместе с окаменевшими и хорошо сохранившимися фрагментами шкуры. В скальной породе отпечатались следы острых шипов конической формы, идущих от конца хвоста вверх по спине. Самые крупные из них достигали высоты 20 см и напоминали спинной плавник акулы. Именно такой треугольной формы пластины имеются у зауроподов в коллекции Джульсруда. И этот факт лишний раз свидетельствует в пользу подлинности данного собрания.

Ведь ранее 40-х годов (а именно этим временем поклонники версии фальсификации датируют фигурки) никто еще не знал, что у зауроподов могут быть платины “а-ля стегозавры”. Значит, те, кто их делали, как минимум их видели. Вживую. Об этом палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал в 1992 г. статью в журнале Geology в № 12. Но для скептиков даже такие доказательства – не факт.

Джульсруда до сих пор обвиняют, что он фальсифицировал коллекцию. Объясняют это, в том числе, и тем, что фигурки найдены в одном месте и не на такой уж большой глубине – полтора-два метра. И в самом деле: почти все находки сделаны на северном склоне холма Эль-Торо на участке шириной около ста метров и протяженностью более километра. Предметы находили в ямах – по 20- 40 штук в каждой. Речь явно не шла ни о древнем могильнике, ни об остатках поселения. Джульсруд утверждал, что на склоне холма было сделано самое настоящее хранилище, в которое, по-видимому, специально упрятали древнюю “коллекцию”. Когда же ее упрятали, кто и зачем?

Сам Джульсруд предполагал, что это сделали индейцы в период конкисты, чтобы уберечь грандиозное собрание от уничтожения испанцами.

Что же это было за собрание? Специалисты с не зашоренными воззрениями предполагают, что это не что иное, как древняя библиотека, этакие комиксы в скульптурках, созданные около пяти тысяч лет назад индейцами, проживавшими на территории современной Мексики. Динозавры были их привычными спутниками, иными словами, не вымерли миллионы лет назад. Видимо, с динозаврами начало что-то происходить – заболевали, умирали, стали жертвами пандемии, и люди решили запечатлеть для потомков их, а также других, ныне вымерших, животных.

Долгое время фигурки хранились, возможно, в храмах, а, может, и в специальных музеях (а что? В древности не могло быть музеев? Человек всегда интересовался своим прошлым), а потом пришли просвещенные европейцы… Пришлось прятать все, что только можно, особенно такое древнее и ценное наследие.

Это мнение подтверждает и тот факт, что во время своих изысканий в 1968 г. Чарльз Хэпгуд исследовал и заново вскрыл один из старых раскопов, где обнаружил ряд плит, напоминающих уходящую внутрь склона лестницу. Один их местных жителей сказал ему, что на этом раскопе был ранее обнаружен тоннель, заполненный землей и ведущий в недра холма. Известно и то, что другой местный житель обнаружил в склоне Эль-Торо пещеру, заполненную статуэтками и другими древними предметами. Эти данные послужили основанием для предположения о существовании в недрах холма Эль-Торо целого “подземного города”.

Американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы Акамбаро, тоже уверен, что найденная Джульсрудом коллекция – лишь часть огромной “библиотеки”, сопровождавшей гробницу. Т.е. он полагал, что главной составляющей памятника Эль- Торо должна быть именно гробница.

Тьерни выяснил, что холм Эль-Торо индейцы издревле считали священным. Для Тьерни не является вопросом – почему индейцы считали холм священным? Это – остатки иной, доиндейской цивилизации. А все, что осталось от этой цивилизации, подлежит тщательному хранению.

Впрочем, есть еще одна версия, объясняющая, откуда взялись фигурки динозавров и других существ, в том числе и людей с шестью пальцами – да, в коллекции Джульсруда встречаются и такие, и их немало. Версия заключается в том, что фигурки, изображающие одновременно людей и динозавров, являются свидетельством вмешательства внеземной цивилизации, которая познакомила аборигенов-землян с историей их планеты. Т.е. динозавры на самом деле не жили вместе с людьми, людям просто дали знания о динозаврах. Дали извне.

В любом случае, понятно, почему информация об этой коллекции так старательно замалчивается. Потому что она ставит под сомнение саму идею того, что динозавры вымерли 65 млн. лет назад, в конце мелового периода, когда человека даже в проекте не было.

Коллекция Вальдемара Джульсруда

Люди и ящеры жили в одно и то же время. Именно на такой парадоксальный вывод наталкивают артефакты, найденные близ мексиканского городка Акамбаро.

Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд (Waldemar Julsrud) занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро - небольшом городишке примерно в 300 км к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века. Он серьезно увлекался мексиканской археологией и еще в 1923 г. вместе с падре Мартинесем копал памятник культуры Чупикауро в восьми милях от холма Эль Торо. Позже культура Чупикауро была датирована периодом 500 г. до н.э. - 500 г. н.э.

Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной на то время культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук Карлос II.
Размеры фигурок варьировались от десятка сантиметров до 1 м в высоту и 1.5 м в длину. Кроме них в составе коллекции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома.

В коллекции Джульсруда было множество антропоморфных статуэток, представляющих почти полный набор расовых типов человечества - монголоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и проч. Но не это сделало его коллекцию сенсацией века. Примерно 2 600 статуэток представляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тиранозавр рекс, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифицировать не могут, в том числе и крылатые "динозавры-драконы". Но самое поразительное то, что коллекция содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Иконография изображений наводит на единственную мысль, что люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, доместикации динозавров человеком.

Профессор факультета истории Высшей Школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследования в Акамбаро на выяснение вопроса о возможности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилегающих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профессор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.
Более того, критики коллекции Джульсруда чаще всего забывали, что она состояла не только из керамических артефактов. Коллекция содержит значительное количество каменных скульптур и все они имеют следы сильной эрозии. Подделать такой элемент поверхности предмета как эрозия практически невозможно.
Ну и наконец, следует помнить, что Одилон Тинахеро, на протяжении нескольких лет пополнявший коллекцию Джульсруда имел неполные четыре класса образования и с трудом мог читать и писать. Поэтому нет смысла говорить о возможности его глубоких познаний в области палеозоологии как и бессмысленно говорить о том, что в 40-е годы прошлого века в небольшой мексиканской библиотеке можно было бы найти достаточно книг по данной тематике да еще и на испанском языке.

К 1954 г. критика коллекции Джульсруда, с подачи Дипесо, достигла максимума и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявит интерес официальные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых во главе с директором Департамента до-испанских памятников Национального Института Антропологии и Истории доктором Эдуардо Нокверой. Помимо него в состав группы входило еще три антрополога и историка. Эта официальная делегация сама выбрала конкретное место на склонах холма Эль Торо для проведения контрольных раскопок. Они состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. После нескольких часов раскопок было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах.
Однако через три недели после возвращения в Мехико, доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда".

В конце 90-х годов ситуация изменилась. В 1997 г. на телeканале NBC был показан цикл программ под названием "Таинственное происхождение человечества", в котором часть материалов была посвящена коллекции Джульсруда. Авторы программы также придерживались версии о недавнем происхождении коллекции и даже отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная статуэтка была датирована 4000 г. до н.э., а статуэтка динозавра - 1500 г. до н.э. Однако авторы программы попросту заявили, что вторая дата является ошибочной.
В том же 1997 г. японская корпорация Нисси спонсировала поездку съемочной группы в Акамбаро. Входивший в состав группы ученый - доктор Херрехон заявил, что статуэтки, изображающие бронтозавров не соответствуют облику реально известных представителей этого класса, поскольку имеют ряд спинных пластин. Однако в 1992 г. палеонтолог Стефен Жеркас опубликовал статью в журнале "Geology" (N12 за 1992), в которой впервые указывал на эту черту анатомического строения бронтозавров. Излишне говорить о том, что в 40-50 гг. этот факт палеонтологам еще не был известен.
Решающий перелом в признании находок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских исследователей - антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течении 1999 г. они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась под замком в мэрии и была недоступна для публики. Под замок коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.

В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

Итак, факты и гипотезы:

Все эти статуэтки, которых насчитывается около 35 тысяч, все они были совершенно индивидуальны, нет ни одной повторяющейся, а техника изготовления керамики в местных древних культурах совершенно другая.

Во второй половине 20-го века ряд независимых лабораторий США, провели анализ фигурок из Эль-Торо и определили их возраст. Он колеблется от 2 тысяч до 5 тысяч лет. При этом удивляет необыкновенная реалистичность исполнения. Все фигурки выполнены очень тщательно: прорисованы даже складки шкуры динозавров. Как будто их лепили с натуры. При этом некоторые из них, например, тираннозавр, игуанодон, брахиозавр хорошо известны современной науке. В коллекции были также фигурки и других реликтовых животных, вымерших 10-12 тысяч лет назад: саблезубый тигр, древняя лошадь, были и неизвестные науки твари - всевозможные ползающее, летающие и бегающие монстры. И типы людей тоже были представлены самые разные. Вот, например, человек востока с тщательно завитой по древней моде бородкой. Наконец, есть еще одна странность. Некоторые фигурки людей и животных имеют 6 пальцев. И это явно не ошибка художника. Но как можно объяснить в этой коллекции соседство человека и динозавра? У сторонников альтернативной истории единого мнения нет. Некоторые видят в этом вмешательство внеземной цивилизации, которая познакомила абориген землян с историей планеты.

Речь идет о том, что не люди жили вместе с динозаврами, а этим людям просто дали знания о динозаврах. Дали знания извне. Какая-то другая цивилизация.

Однако есть и другие гипотезы. Ряд историков считает, что люди и динозавры жили в одно время.

В действительности многие полагают, что человечество гораздо древнее, чем это принято считать. И ранее существовала другая цивилизация, гораздо более древняя, чем наша. Я думаю так. Полагаю, чтобы сделать все эти статуэтки, человек должен был быть знаком с динозаврами, должен был их видеть.

А пока идут дискуссии, что священный Холм Эль-Торо надежно хранит свои тайны. Местные жители утверждают, что существует 4 туннеля, которые ведут в глубь холма. А там будто бы скрывается подземный город некой древней цивилизации. Однако, проводить исследования пока никто не торопиться. И дело не только в отсутствии средств и желания. Быть может, человечество еще просто не готово узнать всю правду о себе.

Действительно, не исключено, что холм Эль-Торо хранит в себе и другие загадки. По нашим сведениям, его пронизывают несколько еще не открытых туннелей, которые уходят в самую глубь холма. Однако, местные жители старательно скрывают их расположение, так как боятся, что их родные места станут предметом ненужного им повышенного интереса.

Эти фотографии сделаны нашими российскими учеными в 2007 году. .

В мексиканском городе Акамбаро находится весьма примечательный музей, который стоит посетить, если вы окажетесь в Мексике. Музей, открытый 9 октября 2000 г., размещает в себе довольно обширную коллекцию глиняных фигурок, изображающих динозавров и прочих древних ящеров, вымерших, как утверждает официальная хронология, 65 миллионов лет назад. Эта замечательная коллекция подняла массу вопросов и заставила матерых профессоров истории и палеонтологии в недоумении чесать репу.
История фигурок началась в июле 1944 года. Именно в один из жарких летних дней по склону холма Эль-Торо верхом на лошадке прогуливался Вольдемар Джульсруд – выходец из Германии – в поисках старинных вещей, ибо Вольдемар очень увлекался археологией, одновременно занимаясь торговлей скобяных изделий. Внимание торговца привлекли глиняные обломки и керамика, торчащая из почвы холма. Джульсруд внимательно осмотрел находки, придя к выводу, что они не относятся ни к одной из известных в этом районе археологических культур, например, культуре Чупикауро. Поэтому предприимчивый Вольдемар вооружился нужной суммой денег, своими знаниями и желанием познать неизвестное, и нанимает местного крестьянина Одилона Тинахеро для археологических раскопок. Торговец пообещал крестьянину платить за каждую фигурку по 1 песо. Раскопки холма Эль-Торо массовыми не получились, но с лихвой окупились тщательностью и аккуратностью Одилона: он предельно осторожно извлекал артефакты из земли, склеивал разбитые фигурки, прежде чем принести своему нанимателю. Так постепенно и появилась знаменитая коллекция фигурок из Акамбаро, которых насчитывается до 37 тыс. единиц.
В скромных помещениях музея Акамбаро теснятся на полках десятки и сотни фигурок доисторических существ. Ни одна из скульптурок не повторяет другую, причем изготовлены они зачастую методом открытого обжига, реже – выточены из твердого камня. Среди находок Вольдемара и его семьи также числятся маски, керамика, инструменты из нефрита и обсидиана, что свойственно археологическим культурам и древним цивилизациям Мезоамерики, черепа людей, кости мамонта и лошадиные зубы ледникового периода.
Но именно диковинные, причудливые фигурки динозавров послужили пищей для огромного числа дискуссий на тему сосуществования человека и древнего ящера вместе. Ученые начали вопить, что Вольдемар и его крестьяне – наглые мистификаторы, якобы пожелавшие приобрести известность и славу в Богом забытом мексиканском городке. Да и понятно: факт существования человек-динозавр опровергает компетентные исследования ученых всех мастей, создавая для них не перевариваемый коллапс принятой мировоззренческой парадигмы.
В 1947г. Джульсруд официально опубликовал исследование своих находок, однако ученые даже не захотели обратить внимание на такой труд.
Шумиха все же поднялась и в 1950 г. в Акамбаро примчался американский журналист Лоуэлл Хармер. При нем Джульсруд произвел пробный раскоп и Хармер, не заставляя себя долго ждать, сделал несколько фотографий выкопанных статуэток динозавров. Эти фото опубликовали 25 марта 1951 года в журнале «Los Angeles Times».
Вслед за Лоуэллом Хармером по горячим следам прискакал другой журналист – Уильям Рассел. Его статья об удивительной находке запестрела в «Fote» в том же 1951 году.
Это позволило Вольдемару, наконец, привлечь нужное внимание к своим загадочным находкам и задать кучу вопросов, обращенных к сохранявшим молчание ученым. И в 1952 году образцы из коллекции осмотрел первый профессиональный ученый - Чарльз Дипесо. Лабораторные анализы нескольких статуэток не дали однозначных результатов, что уверило профессора в фальсификации находок. По-видимому, результаты исследований не устроили Дипесо, и он лично изучил коллекцию Джульсруда. Качество исполнения скульптур, их пластика и художественные особенности поразили ученого. Он пожелал приобрести несколько фигурок для музея Фонда Америда, в котором работал на том время. В США из-под руки Чарльза Дипесо вышло несколько статей, в которых он твердо уверял в подделке артефактов. Можно довольно легко найти эту информацию – призрак статей Дипесо, гуляющих по Инету до сих пор – утверждающая, якобы местные жители занимались производством таких фигурок, почерпнув увиденное в музеях, кино и комиксах. Возникает два важных вопроса: зачем крестьянам-индейцам, занятых в поле или домашними делами, тратить кучу времени и сил на производство глиняных скульптур, стоивших по 1-2 песо. И почему так необычно повел себя профессор Дипесо, объявив находки подделкой, а потом решился посетить коллекцию и приобрести парочку образцов? Если вам приносят подделку, и вы в этом уверены на все 100%, то ни в коем разе не потратите и минуты для того, чтобы еще и посетить «мистификатора». Наверное, в разуме ученого поселились сомнения в собственных выводах…
Реакция местных мексиканских властей последовала незамедлительно. Официальное расследование выяснило, что в районе Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался гончарным производством. Эта информация имеется в заявлении № 1109 мэра Акамбаро Хуана Карранса. Крестьяне просто не имели нужных печей и такого огромного количества дров для обжига изделий, также учитывая индивидуальность каждой фигурки и их отличное исполнение.
Не прошло и двух лет со времени приезда профессора Чарльза Дипесо, как ярая критика коллекции Джульсруда достигла своего пика. Правительство Мексики было вынуждено вмешаться, и в Акамбаро прибыла делегация специалистов для более точных исследований. Ученые побывали на раскопках и удостоверились в древности найденных артефактов. Но как только научная группа вернулась домой, они сделали заявление о фальсификации статуэток. Прям как и Чарльз Дипесо.
В течении 1950-х и 60-х гг. Акамбаро посещали историк Чарльз Хэпгуд, а также известный писатель Эрла Стенли Гарднер, обладавший не скудными познаниями в области криминалистики и полевой археологии. И историк Чарльз Хэпгуд, и писатель Эрла Стенли высказали мнение, что находки Джульсруда являются оригиналами. Вдобавок к этому был проведен радиоуглеродный анализ образцов. Он показал возраст находок до 4000 лет до н.э. Образцы прошли дополнительное тестирование, и первые результаты не менялись.
Интересный кураж произошел в 1972 г. Артур Янг передал две фигурки на термолюминисцетный анализ, установивший дату в 2700 лет до н.э. Доктор Рэйни сделал проверку данных и согласился с полученными показаниями, заявив, что погрешность не превышает 10 %. Однако через некоторое время, узнав, что фигурки изображают динозавров, Рэйни отпихнулся от своих слов, заявив об искажениях результатов и возраст находок не превышает 30 лет… Вам это ничего не напоминает?
С годами общественность забыла о коллекции Джульсруда, всем хватило несколько заявлений о фальсификации и подделке. В 1964 г. Вольдемар умирает, его находки остаются бесхозными, большинство крупных экземпляров пропадают в неизвестном направлении.
Несмотря на долгий простой, как я и говорил выше, коллекция огромна и едва хватает места для ее размещения в помещениях музея. В ее состав входят изображения различных человеческих рас: негроидов, монголоидов, европиоидов. Более тысячи статуэток – это скульптуры динозавров, выполненные в деталях: наличие шипов, костных пластин, шероховатостей и складок кожи. Как можно было вылепить их, не зная живых образцов? Среди ящеров можно узнать анкилозавра, брахиозавра, игуанодона, тираннозавра, а также плезиозавра. Удивительнее то, что присутствуют фигурки динозавров, ранее неизвестных видов. Да, и сама официальная палеонтология говорит, что на данный момент известно лишь 10 % доисторических животных, другие виды или еще не найдены, или их остатки окончательно уничтожены. В коллекции есть крылатые ящеры, их любят называть «драконами», динозавры, которые тащат на себе яйца, попадаются фигурки причудливых созданий, внушающих глубинный ужас.
Эти статуэтки фундаментально противоречат теории эволюции и всей хронологии жизни на нашей планете. Фигурки, аккуратно детализированные, изготовлялись нашими предками с натуры. Получается, динозавры жили на земле не 65 миллионов лет назад, а совсем недавно – в историческом контексте.
Академики, если вы зададите им пикантный вопрос, отвергнут в категорической форме все, что я здесь написал.
Естественно, напрашивается несколько вариантов истории. Первый – человек жил с динозаврами миллионы лет назад, сохранил свои знания и перенес их ближе к нам посредством пластики в глине. Или второй вариант, более разумный. Некоторые виды динозавров жили вместе с людьми 10-15 тысяч лет назад. Аргументирую это тем, что существуют находки костей ящеров и людей в одной куче, хотя я с трудом отыскал данную информацию. При этом официальная наука упорно умалчивает о таких находках или просто их игнорирует. Никто никогда не учитывал таких глобальных катастроф, как Всемирный Потоп. Цунами Потопа могли запросто «перешагнуть» равнины и невысокие горы Мезоамерики, уничтожить все живое, перемолоть пласты почвы. Тогда становится понятным, почему кости динозавров иногда залегают выше, чем бренные останки людей, а в пластах докембрия выкапывают отпечатки людских ног или древние орудия труда.

Моя теория относительно фигурок Акамбаро неприятна специалистам из официальных научных организаций. Но я считаю, что настоящий исследователь должен рассмотреть все факты и находки и не отвергать все сразу, используя шаблонные слова «подделка» или «фальшивка». Выбор за вами, дорогой читатель.

Коллекция Джульсруда могла стать величайшим научным открытием. Однако если бы она была признана таковой, то пришлось бы объявить о величайшем научном закрытии теории Дарвина.

Неандертальцы были бескультурными людьми. Окружающий мир интересовал их лишь из гастрономических соображений. Потому они не оставили после себя изображений флоры и фауны тех времён. Другое дело - пришедшие на смену им кроманьонцы. Эти высокие, стройные красавцы уже обладали художественным вкусом и притязаниями. Они-то и создали шедевры наскальной живописи, в которой запечатлены животные ледникового периода. Это прописные истины, железобетонная система знаний о древнем мире. Но надо же было случиться тому, что два человека, бедный каменщик и жадный скупщик старья, едва не перевернули вверх дном это научное благолепие!

Гроза прогремела в 1944 году в мексиканском городе Акамбаро. Бизнесмен с тёмным прошлым и настоящим Вольдемар Джульсруд нанял человека по имени Тинахеро, грабителя могил или, как таких называют в Латинской Америке, уакеро. По профессии Тинахеро был каменщиком и до встречи с Джульсрудом работал в поместье начальника полиции Акамбара. Однажды ему требовалось набрать карьерного песка, и он потревожил склон одного из холмов, находящихся в указанном поместье. Тогда-то из-под земли, как из рога изобилия, и посыпались фигурки диковинных животных.

Тинахеро снёс несколько штук скупщику старья Джульсруду. Мало ли, а вдруг удастся выторговать за них бутылочку текилы? Джульсруд увидел фигурки и сразу загорелся. Его цепкий глаз в момент уловил признаки того, что вещицы имеют древнее происхождение. Так вот и началось околонаучное сотрудничество двух сомнительных личностей. Под покровом ночи Тинахеро проникал в поместье главного в городе служителя закона и выкапывал из земли ценные экспонаты. Наутро он продавал добычу Джульсруду, получая самую минимальную плату, какая только была возможна. Один песо за штуку. Мало-помалу скопилась коллекция, достаточная для экспозиций нескольких больших музеев.

Стоило только Джульсруду похвастаться ею перед археологами, как в мире науки словно взорвалась бомба. Дело в том, что фигурки изображали животных, которые вымерли от 30 тысяч до 70 миллионов лет назад! Это были динозавры, плезиозавры, волосатые носороги, ископаемые верблюды и прочее зверьё, жившее до человека или в ту пору, когда человек при виде четвероногих только лишь пускал слюни. При всём при этом животные были представлены в движении. Древний художник пытался придать им максимальное сходство с прототипами.

Маститые учёные тут же пришли в бешенство. Признать находки подлинными значило отменить теорию происхождения видов, которая, как известно, есть священная корова современной науки. Владельцу коллекции поспешили заявить: тебя обманули, твой человек сделал статуэтки сам.

Однако эта версия с самого начала выглядела смешно. Получалось, что безграмотный каменщик дни напролёт сидел над иллюстрациями ископаемых животных и занимался художественной лепкой, за которую потом выручал копейки. Далее серьёзные мужи решили сами выехать к замечательному холму. Профессоры Хепгуд и Сандерсон провели раскопки и, к своему ужасу, обрели еще 43 экспоната. «Может быть, их кто-то заранее подбросил?» - задумались профессоры. Если так, то злоумышленник действовал очень давно, потому что в несколькие статуэтки успели врасти древесные корни. Для надёжности находки были отправлены на радиоуглеродный анализ, результат которого ошеломил весь ученый мир. Возраст «подделок» оказался равен 3500 годам!

Учёным ничего не осталось, как заговорить всерьёз. Лучше всех здесь справился доктор зоологии Ромер. Он заявил, что индейцы вполне могли застать некоторых животных, вроде гигантского ленивца или ископаемого верблюда. И пусть таковые никогда не водились в Мексике, но индейцы могли видеть их на других континентах, куда ходили (или откуда пришли) в Новый Свет через Беренгию, соединявшую Азиатский материк с Североамериканским.

Что же касается изображений динозавров, то это вовсе не динозавры. А рептилии, которые обитают в Латинской Америке и поныне. Сходство с чудовищами мезозойской эры Ромер объяснил тем, что древние художники по наивности делали упор на зловещие черты каждого животного. Таким образом, обычная ящерица превращалась в ящера. Последним же ударом по бедному старьевщику Джульсруду стало утверждение учёных о том, что его коллекция собрана ненаучным путём, а значит, целиком является «липой». Ведь археология предполагает множество тонкостей при ведении раскопок. Здесь необходимо, например, датировать каждый культурный слой почвы и фиксировать условия залегания экспонатов.

Словом, археология должна руководствоваться теми же принципами, что и уголовно-процессуальное право. Вещественные доказательства, изъятые с места происшествия без надлежащего оформления бумаг, вещественными доказательствами не признаются. Точка! Закон суров, но это закон. Сам Джульсруд предполагает, что его коллекция когда-то была привезена из легендарной Атлантиды и хранилась она в ацтекском музее Теночтитлана. С приходом же испанских конкистадоров индейцы зарыли сокровища музея в землю. А затем, утратив свою культуру, забыли и о коллекции. Связь поколений оборвалась.

Будет ли, наконец, проведено честное и внимательное исследование загадочных статуэток? Пока остаётся лишь надеяться на это...



Тысячи фигурок из коллекции покойного Вальдемара Джульсруда до сих пор не дают покоя любителям "альтернативной истории": многие из них изображают ящеров мезозойской эры. Это значит, что люди, умеющие лепить и обжигать глину, жили во времена динозавров, либо сами динозавры дожили до наших дней и были запечатлены древними мексиканцами. В коллекции есть и фигурки с явными египетскими чертами. Джульсруд покупал их у местных жителей по песо за штуку, начиная с 1944 года, а песо в то время было довольно неплохой суммой (монета в 1 песо содержала 16,5 г. серебра 720-й пробы).

Некоторые из фигурок Акамбаро.

Как обычно, любители загадок "забывают" про то, что фигурки из Акамбаро и все прочие обстоятельства были изучены в июне 1952 года Чарльзом Коррадино Ди Песо, крупнейшим специалистом по археологии Западной Мексики. То, что он выяснил на месте, заслуживает дословного цитирования:

"За последние восемь лет не раз приходилось слышать про обширную коллекцию древнейших фигурок животных и людей, найденных в окрестностях Акамбаро, города в мексиканском штате Гуанауато (Guanajuato). Сеньор Вальдемар Джульсруд имеет где-то 32000 таких артефактов в своей частной коллекции. Среди этих глиняных фигурок - изображения бронтозавров, тираннозавров, стегозавров, траходонов, диметродонов и других ящеров мезозойской эры. В его коллекции есть и многие современные виды, например, фигурки коров, слонов, лошадей, бегемотов, кроликов и собак. Еще более невероятным кажется большое количество миниатюрных египетских саркофагов...

Я приехал в Акамбаро в июне и изучил коллекцию Джульсруда. Осмотр заставил серьезно усомниться в древности фигурок... Ни одна из них не испорчена патиной или налетом растворимых солей на поверхности, отличающими действительно древние находки из данного района. По словам владельца, ни одна из фигурок не чистилась кислотой. Края углублений, образующих глаза, рты или чешуйки, везде четкие и новенькие. Ни в одной трещине не было грязи. В большинстве случаев фигурки были поломаны там, где к телам крепились выступающие части; похоже, что изготовители нарочно отламывали ноги, шеи, хвосты и др., чтобы создать впечатление древности, причем ни одна из отломанных частей не была утрачена. Более того, ни одна из поверхностей изломов не сгладилась. Во всей коллекции из 32000 образцов ни один не был поврежден лопатой, мотыгой или киркой. Это говорит либо о том, что люди, которые их откопали, владеют техникой раскопок, превышающей все, что известно профессиональным археологам, либо что они заранее знали, где копать. Однако то, что я видел непосредственно на месте, показало, что они не имеют должных навыков и опыта проведения раскопок, не говоря уже об осторожности.

Копальщики, отец и сын, пригласили меня на место - настоящие древние руины тарасков [теперь их называют пурепеча - М. Г.]. Для пробных раскопок они выбрали юго-западный угол в комнате длиной около 9 и шириной 4 метра. Я провел два дня, наблюдая, как они копают. Во время раскопок они поломали много настоящих древних предметов. На второй день они откопали тайник, и я рассмотрел его содержимое на месте. Тайник был заложен недавно при помощи наклонного лаза, проделанного через черную почву, заполняющую древнюю комнату. Слой почвы имеет глубину примерно 1,3 м. В ней попадаются настоящие черепки тарасков, обсидиановые лезвия, зернотерки на трех ножках (metates), терочные камни (manos), и т. п., но эти предметы наших копателей не интересовали.

Создавая тайник, местные жители неосторожно углубились примерно на 15 см ниже черной почвы в стерильный красный грунт - изначальный земляной пол древней комнаты. Засыпая свой лаз, они перемешали красный грунт с черной почвой. Таким образом, найти место их первоначальных земляных работ было очень просто. Пытаясь состарить фигурки, они набили их углубления и трещины землей - той самой смесью, которой они забили только что сделанный лаз. Об этом говорили и маленькие куски известняка, отбитые от каменных стен древней комнаты во время выкапывания лаза. В довершение всего, на свежей земле, которой были набиты маленькие углубления, были видны отпечатки пальцев. Эти факты, плюс наличие свежего помета животных в земле, которой забивали лаз, определенно доказывают, что фигурки были подложены в тайник недавно.

Дальнейшее расследование показало, что семья, проживающая в окрестностях Акамбаро, делает глиняные фигурки зимними месяцами, когда их поля не нуждаются в обработке. Идеи, что изобразить, могли быть заимствованы из местного кинотеатра, а также множества газет и комиксов, продающихся на улицах. Горожанам доступны библиотека и школа: население Акамбаро составляет около 20000 человек. Три раза в день ходит поезд, доставляющий жителей в Мехико, где они могут посетить музеи, включая Национальный музей с его замечательной коллекцией египетского искусства. Некоторые образцы из коллекции сеньора Джульсруда явно показывают, что кто-то из местных изготовителей фигурок побывал на выставке, посвященной Египту" (American Antiquity, October 1953).

Вторая волна шумихи вокруг фигурок поднялась в 1969 году, когда на них был испытан недавно изобретенный способ термолюминесцентной датировки. Первый опыт дал древние даты, вызвав восторг у поклонников "альтернативной истории", однако последующие исследования на более совершенном оборудовании показали, что фигурки были обожжены в пределах 400 месяцев до 1969 года (то есть не раньше 1936 года).

Лит.: DiPeso, C. The Clay Figurines of Acambaro, Guanajuato, Mexico // American Antiquity, Vol. 18, № 4, 1953, p. 388-389; DiPeso, C. The Clay Monsters of Acambaro // Archaeology, Vol. 6, № 2, 1953, р. 111-114; Pezatti, Alex. Mystery at Acambaro, Mexico // Expedition, Vol. 47 № 3, 2005, р. 7-8; Hapgood, Charles. Mystery in Acambaro. Brattleboro, 1973; Carriveau, G. W. & Han, M. C. Thermoluminescent Dating and the Monsters of Acambaro // American Antiquity, Vol. 41 № 4, 1976, p. 497-500; Виллис, Рональд. Древняя галерея Акамбаро // Техника-молодежи, 1971, № 10, стр. 56-59.