Архитектура европы 16 19 века. Средневековая архитектура европы. Архитектура Высокого Возрождения

Современный архитектурна Европы основана на принципах рационализма и практичности. Является прямым подтверждением высказывания римского зодчего Витрувия (так называемая триада), о том, что архитектура зиждется на трех началах - прочности, пользе и красоте. История зарождения европейского стиля уходит глубоко в прошлое и соединяет в себе особенности и веяния в архитектуре на протяжении многих эпох.

Формирование этого направления основано на связи между определенными местами расположения зданий и временем их строительства. Учитываются не только свойства и конструкции возводимых объектов, их функциональность, но также приемы декорирования и художественного оформления. Более ранние архитектурные тенденции не всегда последовательно сменяли друг друга, а могли возникать одновременно и выступать как конкурирующие между собой , что в итоге и привело к зарождению европейского домостроения.

Предшествующие архитектурные течения и стили

В середине I тысячелетия, примерно в X-XII веках, в проектировании и строительстве городских сооружений появилось новое яркое направление. Это так называемый романский стиль, имевший значительное влияние на формирование идей всего мирового искусства того времени. Характерен прежде всего для церковной архитектуры - храмовых зданий, монастырских комплексов. Отличительные черты построек, выполненных в этом стиле:
— влияние на архитектуру особенностей древнеримского зодчества, выраженного в использовании сводов и различных арок;
— простота силуэта и наружной отделки;
— прочность и основательность строений, которые им придают толстые стены с узкими проемами для окон и различные порталы.

Большинство зданий, построенных в это время, являлись крепостями. В их число входили замки знатных и богатых особ, церкви, монастыри. Главным строением в этих оборонительных комплексах стала башня - донжон, вокруг которой располагались другие сооружения.

Позднее, в средневековой Европе, примерно до конца XV века, главенствующую роль заняла . В этом стиле арки уже сильно заострены, а высокие, но имеющие небольшую площадь основания, башни, устремлены вверх. Окна стрельчатые, с витражами. Большое значение в готике придается резным деталям для украшения фасадов - архивольтам, тимпанам, вимпергам.

Большим толчком для дальнейшего развития всего зодчества в Европе послужила архитектура Возрождения, которая подняла общественный статус и роль мастера, проектирующего здания. Основные принципы этого стиля были сформулированы в начале XV века и являлись основополагающими в течение еще двух веков. Большое значение в проектировании имели пропорции здания, его симметричность относительно одной или нескольких осей, строгий порядок расположения колонн, пилястр, ниш. Появление и развитие в градостроительстве таких известных стилей как барокко, рококо и классицизм имели огромное влияние на формирование облика европейского дома.

Особенности строительства домов и коттеджей в Европе

Технология постройки каркасных деревянных домов считается одной из лучших в современном домостроении. Есть несколько её вариантов, имеющих такие названия, как «финские домики», «канадские коттеджи», «немецкие дома».

Успешное применение каркасного строительства в сложных условиях северных районов, при повышенной влажности и наличии длительных периодов с отрицательной температурой, доказывает правильность развития европейского архитектурного стиля в выбранном направлении. Особенно охотно такие здания возводят в Германии, Финляндии, странах Северной Америки, Скандинавии.

Проекты домов в европейском стиле не предусматривают каких-либо излишеств. Пространство всех помещений как жилых, так и подсобных используется очень эффективно, количество коридоров и их площадь сведены к минимуму.

Для отделки фасадов долгое время использовались такие, широко используемые в строительстве материалы, как облицовочный кирпич, натуральный камень, декоративная, гидроизоляционная или специальная штукатурка.

Характерные черты европейского стиля в проектах домов


Планировка домов, построенных в соответствии с требованиями немецкого дизайна и технологий, в своей основе имеет очень простые геометрические фигуры, квадраты или прямоугольники. Дополнительно можно выделить следующие особенности этого стиля:

  • Простая по своей конструкции крыша. Скатов кровли не больше четырех. Покрытием служит металлическая или битумная черепица. Цвет кровельного покрытия обычно синий или красный, различной тоновой насыщенности.
  • Наличие цоколя, который облицован плиткой из камня, натурального или искусственного.
  • Различные балконы и эркеры, которые являются истинным украшением домов в немецком стиле.
  • Конструкции окон обычно выполнены в виде арок или прямоугольников. Ставни используются все реже. Оконные рамы становятся менее массивными. Входные двери часто устанавливают деревянные, иногда даже отличные по цвету от оконных групп и всего фасада.
  • Входную группу представляет низкая бетонная лестница с малым количеством ступеней и с небольшим навесом над ней.
  • Дома одноэтажные или с двумя этажами.

В отличие от немецкого стиля, скандинавский представлен жилыми домами, которые не имеют подвала или цокольного этажа. Очень популярны строения с жилой мансардой, полноценные двухэтажные здания можно встретить редко.


Для отделки фасадов применяется древесина, покрытая защитным лаком, но в настоящее время все больше используют специальные краски коричневой или бежевой гаммы.

Кровля в домах скандинавского типа может быть плоской, но устанавливается на зданиях редко из-за сложности уборки снега и его таянием в весенний период. В качестве кровельных материалов применяют металлочерепицу, кровельную медь, битумную черепицу и другие современные покрытия, способные качественно предохранить здания от воздействия влаги и сырости.

Оконные проемы и рамы имеют большие размеры, возможно применение панорамного остекления. Эркеры и балконы в зданиях скандинавского стиля отсутствуют, а украшениями фасадов служат резные деревянные элементы. Крыльцо часто имеет деревянную лестницу с резными балясинами.

Преимущества архитектуры европейского стиля

Современные европейские дома особенно подходят для застройки частных участков в сельской местности. Но популярны и в небольших городах, где высотные многоквартирные дома обычно не строят.

Сходство всех, используемых при строительстве зданий современных технологий, основано на конструкции каркаса. Различаются способы монтажа, крепления отдельных узлов и элементов, применяемые для изоляции материалы. Отличия обусловлены возможностью применения тех ресурсов и материалов, производство которых запущено на предприятиях, расположенных поблизости.

В отличие от каркасных домов канадской сборки, на возведение которых уходит до четырех месяцев, дома в Германии строят очень быстро, буквально за несколько дней. На заводах установлены автоматические линии, сборка каркасов происходит в теплых и сухих производственных цехах, что значительно повышает качество и длительность дальнейшей эксплуатации зданий. Такие автоматические линии в настоящее время работают уже в большинстве промышленных, развитых стран, не только в Европе, но и в других частях света. Строительство европейского дома выгодно по нескольким причинам.






Романский стиль Стиль 9-13 веков. Главная роль отводилась суровой, крепостной архитектуре. Монастыри, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Исходным прототипом церквей служили римские базилики, однако они были существенно видоизменены: так, плоский потолок был заменен сводом.Церкви украшались росписями и рельефами, в условных формах выражавших пугающее могущество Бога. Но изображения животных и растений восходили к народному творчеству. К великолепным образцам романской архитектуры принадлежат монастыри св. Павла м св. Джованни в Риме, собор в Пизе и церковь св. Миниаты во Флоренции. Много прекрасных образцов этого стиля имеется во Франции и Германии (например, собор в Бамберге).


Готика Стиль веков. В нем отразилось формирование национальных государств, усиление городов, развитие торговли и ремесел. Ведущий архитектурный тип – городской собор. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами многоцветными виражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статями, сложным орнаментом. В этом же стиле строили ратуши, а также жилые дома, торговые ряды и другие сооружения. В готике мы видим усиление интереса к реальному миру, природе, богатству переживаний.


Стиль эпохи Возрождения Возрождение – период истории веков. Характерны гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по- новому. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественной ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Постройки характеризуются ясностью структуры и четкостью расчленения строгих объемов и светлых просторных интерьеров.


Барокко Один из главных стилей веков. Он связан с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. В нем отразились представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.


Рококо Стиль начала 18 века. Характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологии. Особенно характерный мотив орнамента – стилизованная раковина (рокайль). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Здания отличаются изысканностью, декоративной красотой асимметричных композиций, комфортом. Пышное оформление интерьеров может сочетаться с относительной строгостью внешнего облика зданий (например, в архитектуре французских отелей).


Классицизм Стиль веков. Сложился во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером, сдержанный декор. Основой архитектурного языка становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Интерьеру свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используются перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи.


Модерн Стиль конца 19 – начала 20 веков. Архитектура модерна искала единства конструктивного и художественного начал. Используются новые технические средства, новые материалы (например, железобетон), свободная, функционально обоснованная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, особенно из водных растений. Здания подчеркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образно- символическому замыслу.



В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц - Париж, Санкт-Петербург, Берлин - обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.

Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого - так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

Архитектура Франции

В годы Великой французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей.

На площади Бастилии , на руинах старой тюрьмы, воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют».

Площадь Людовика XV (1) , созданная Жаком Габриелем, была названа площадью Революции (ныне площадь Согласия) и дополнена триумфальными арками «в честь побед, одержанных над тиранией», статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Она должна была стать местом национальных празднеств. Позднее на месте конной статуи Людовика XV в центре площади установили гильотину: здесь обезглавили свыше тысячи человек, в их числе короля Людовика XVI и королеву Марию Антуанетту, а затем и многих вождей революции, среди них Жоржа Жака Дантона и Максимилиана Робеспьера.

Марсово поле стало местом народных собраний с алтарём Отечества в центре; именно здесь 8 июня 1794 г. отмечался праздник Верховного существа, культ которого был провозглашён взамен официально упразднённого революционным правительством католицизма.

В 1791 г. церковь Св. Женевьевы (2) , построенная Жаком Суфло, была названа Пантеоном национальных героев Франции. Сюда поместили останки деятеля революции графа Мирабо, философов и писателей Вольтера, Жана Жака Руссо.

Дом Инвалидов (комплекс зданий, построенных в Париже по приказу короля Людовика XIV для престарелых солдат-инвалидов) и его собор (3) превратились в храм Человечности.

В искусстве наполеоновской Франции господствующая роль осталась за неоклассицизмом (который в своё время был объявлен Конвентом - высшим законодательным и исполнительным органом Французской республики - официальным стилем революции). При этом архитектурные формы приобрели особую пышность и торжественность , а масштабы строительства - грандиозный размах. Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (франц. empire - «империя»). Он должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными формами , а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики , подражанием художественным формам Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.

В наполеоновское время строительство не отличалось размахом: войны отвлекали все силы и средства страны. Большинство возводившихся сооружений представляло собой триумфальные памятники , помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры.

Наиболее крупными сооружениями наполеоновского времени явились и церковь Мадлен (Магдалины) (3б) иПарижская Биржа (Дворец Броньяр) (3в). Церковь Мадлен была создана, как храм славы наполеоновской армии. Тип церкви - греко-римский храм, со всех четырех сторон, окруженный коллонадой.

В рассматриваемое время была осуществлена перестройка ранее возведенного Бурбонского дворца в здание Палаты депутатов (3г). Здание обогатилось новым десятиколонным коринфским портиком (1804-1807), автором которого явился архитектор Бернар Пуайе.

В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах. Для ампира характерны яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа .

Основными представителями архитектуры ампира были Шарль Персье и Пьер Фонтэн - придворные архитекторы Наполеона. Из работ Персье и Фонтэна наиболее значительной была реконструкция Лувра(4)

По плану перестройки французской столицы, предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов , пересекающих город по оси «восток - запад», повторив маршрут революционных праздничных шествий от руин Бастилии до площади Революции (Согласия). Этот проект был осуществлён, но в изменённом виде; теперь ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр (4)и Тюильри, площадь Согласия. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, где скрещивалось несколько дорог (в 1863 г. там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля).

Ключевые пункты новой планировки столицы были отмечены монументами, прославлявшими победы императорской армии. Нередко их проектировали, используя черты известных древнеримских памятников. Например, триумфальная колонна (5) со скульптурой Наполеона на Вандомской площади повторила форму колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюильри, которые сейчас более известны как триумфальная арка (6) на площади Каруззель, - уменьшенная копия знаменитой древней триумфальной арки Константина в Риме. Триумфальная арка Великой армии (7) была заложена в центре будущей площади Звезды по приказу императора в честь его победы в 1805 г. при Аустерлице (в Чехии) над объединёнными войсками Австрии и России. Однопролётная арка (почти пятьдесят метров высотой, около сорока пяти метров шириной, длина пролёта - чуть более двадцати метров) и ныне великолепно просматривается из разных частей города, так как она расположена на пересечении двенадцати больших улиц. Она является самой большой триумфальной аркой в мире. Арка является памятником воинской доблести французов: на её поверхности вырезаны имена шестисот шестидесяти героев наполеоновских войн.

Архитектура Англии

Если Франция избрала стиль неоклассицизма, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Её примером является здание парламента в Лондоне (8), архитектор Чарльз Бэрри. Здание напоминает памятники английской готики 16 века. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. На Часовой башне здания установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом (9). По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний - Палата лордов и Палата общин. Всего в здании тысяча сто комнат, коридоры общей протяженностью четыре километра, около ста лестниц и одиннадцать внутренних дворов.

По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т.п. В самих усадьбах часто можно было найти "готическую библиотеку" или "китайскую столовую". Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне (9б) с троил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). Это была приморская резиденция королей Великобритании, При первом же взгляде становится понятно, что Нэш хотел поселить принца в какой-то восточной сказке: дворец словно сошел со страниц "Тысячи и одной ночи". Здесь и минареты, и купола, и тонкая резьба.

Архитектура Германии

Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров - Шинкеля и Кленца.

Карл Фридрих Шинкель (1781-1841) - виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. В истории искусства Шинкель занял почетное место как новатор немецкой архитектуры, выведший ее из застоя, в котором она находилась в начале XIX столетия. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно древнегреческое, применяя его к условиям северного климата и к потребностям современной жизни, в чем и преуспел. Главные его произведения выдержаны в более или менее строгом греческом стиле. Новая караульня (10) в Берлине, возведённая по его проекту в 1816-18 гг., - суровое приземистое здание с глухими стенами. Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (11) : его стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика. Самая известная постройка Шинкеля - Старый музей (12) в Берлине, прообразом которого послужила греческая открытая колоннада. Романтические устремления Шинкеля проявились в его увлечении неоготикой - Вердерская церковь (13) . В последнее десятилетие Шинкель создает целый ряд проектов нового типа - Строительная академия в Берлине (14) - связывающих творчество великого зодчего с рационалистическими тенденциями архитектуры эпохи модерна.
Другой крупнейший представитель неоклассицизма - Франц Карл Лео фон Кленце (1784-1864) - был придворным архитектором короля Баварии Людвига I, чье страстное увлечение древнегреческим искусством оказало значительное влияние на формирование стиля зодчего. Произведениям Кленце, возродившим формы древнегреческого зодчества, свойственны внушительная мощь и торжественная представительность. Кленце много и плодотворно занимался градостроительными работами, в основе которых лежит строгая логичность и регулярность планировки архитектурных ансамблей улиц и площадей. Мюнхен обязан Кленце целым рядом гармоничных архитектурных ансамблей. Самый знаменитый из них - ансамбль площади Кёнигсплац, спроектированной по античному образцу: «дорические» Пропилеи (15) («Входные ворота»), «ионическая» Глиптотека (16) , «коринфское» Античное собрание. Кёнигсплац представляет собой, вероятно, один из наиболее известных современных эллинистических ансамблей. Кленце возвел еще целый ряд построек в древнегреческом стиле. Среди них так называемая Валгалла близ Регенсбурга (17) - своего рода Пантеон немецкого народа, выстроенный в форме античного храма по заказу Людвига I. Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского императора Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Этот проект является результатом конкурса, организованного телекоммуникационной компанией Vodafone для строительства своей штаб-квартиры в городе Порту. Концепция проекта призвана воплощать девиз компании «Жизнь в движении». Строительство было начато в 2008 году и закончено двумя годами позднее.

2. Отель Scandic Victoria в Швеции

Scandic Victoria Tower - это небоскрёб в Стокгольме, Швеция. Он также известен как башня Виктории, однако название Scandic используется, чтобы отличить его от башни Виктории, которая находится к юго-западу от Вестминстерского дворца. Отель имеет высоту 117 метров и является самым высоким зданием в Стокгольме, а также самым высоким отелем в Скандинавии.

3. Железнодорожная станция Arnhem в Нидерландах

Здание этой станции в Нидерландах было полностью перестроено в 2015 году. Его шикарный новый зал имеет современный вид благодаря стальным колоннам оригинальной формы.

4. Винодельня Marques de Riscal в Испании

Хозяйство Herederos del Marques de Riscal можно назвать одним из самых известных в испанском виноделии. Самый громкий их проект - строительство в 2006 году «Города вина» (Ciudad del Vino) по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry). Это большой комплекс, который включает в себя винодельню, пятизвёздочный отель на 43 номера, ресторан с авторской кухней и винный спа-центр.

5. Мусоросжигательный завод Spittelau в Австрии

Вряд ли кто-нибудь посторонний догадается, что находится в этом здании с весёлой и необычной раскраской. Завод был построен в 1989 году на месте бывшего предприятия по переработке мусора, закрытого после пожара. На предприятии может утилизироваться до 265 000 тонн мусора ежегодно, за счёт чего отапливается около 60 000 венских квартир.

6. Крытый рынок Markthal в Нидерландах

Markthal - крытый рынок в Роттердаме, расположенный между улицами Binnenrotte, Hoogstraat и Blaak. Он был открыт 1 октября 2014 года в присутствии королевы Нидерландов Максимы. Markthal интересен тем, что под одной крышей здесь размещены 228 жилых квартир, а также коммерческие площади. Под рынком находится крупнейший в городе подземный паркинг на тысячу автомобилей.

7. Внутренний двор Британского музея в Великобритании


Британский музей - главный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира, второй по посещаемости среди художественных музеев после Лувра. Он находится в районе Блумсбери. В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера (Norman Foster), которая до сих пор вызывает восторг и удивление у всех туристов.

8. Винный завод Ceretto в Италии

Семья Ceretto является одним из основных владельцев виноградников Пьемонта, которые занимают более чем 160 гектаров земли в этом уголке Италии. В распоряжении семьи находится четыре винзавода и несколько ресторанов, которые построены и оформлены лучшими дизайнерами современности. На фото изображена смотровая площадка в одном из этих заведений.

9. Музей Guggenheim в Испании

Музей Гуггенхейма - это музей современного искусства, расположенный в Бильбао, Испания. В музее расположены постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников. Здание музея спроектировано известным архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году.

10. Корпус Aula Medica в Швеции

Каролинский институт - крупнейший в Швеции и один из крупнейших в Европе медицинских университетов. Aula Medica является одним из корпусов этого учебного заведения, в котором находится аудитория на тысячу человек для проведения научных конференций и лекций для учащихся.

11. Часовня Notre Dame du Haut во Франции

Это строение называют самым значительным с художественной точки зрения зданием XX века. Часовня построена знаменитым архитектором Ле Корбюзье (Le Corbusier) и идеально вписана в окружающий сложный ландшафт. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода населения.

12. Выставочный центр Louis Vuitton Foundation во Франции

Фонд Louis Vuitton создан для поддержки и развития свободы творчества. Первым его манифестом стало строительство совершенно необычного выставочного центра в Булонском лесу. В компании Louis Vuitton говорят, что новый музей подобен прекрасному паруснику благодаря ажурным светлым конструкциям из стекла.

13. Выставочный центр The Armadillo в Англии

Это одна из главных достопримечательностей Глазго, расположенная на территории Шотландского выставочного и конференц-центра. Это фантастическое сооружение построено в 1997 году по проекту известного архитектора Нормана Фостера. Трёхэтажное здание является местом проведения международных конгрессов, конференций и бизнес-встреч, а также всевозможных выставок и культурно-развлекательных мероприятий.

14. Небоскрёбы Bosco Verticale в Италии

«Вертикальный лес» (Bosco Verticale) - жилой комплекс из двух башен высотой 76 и 110 метров. Два небоскрёба были построены в миланском районе Порта Нуова в 2009–2014 годах. Особенность этого проекта заключается в том, что на террасах, окружающих каждый из этажей, размещены зелёные насаждения: здесь высажено около 900 деревьев, 5 000 кустарников и 11 000 травяных дорожек.

15. Отель Inntel в Нидерландах

Этот отель выглядит словно игрушечный, чем несказанно радует туристов и жителей города. Здание было построено в 2010 году в центре города Заандам и состоит из 12 этажей. Его высота составляет 39 метров. В общей сложности в отеле 160 номеров, кроме этого имеются турецкая и финская баня, бассейн, спа-центр, конференц-зал, фитнес-центр и ресторан.

16. Офисный центр Dancing House в Чехии

Танцующий дом - офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма, состоящее из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Это здание является архитектурной метафорой танцующей пары, благодаря чему и приобрело такое название. Авторы проекта - хорватский архитектор Владо Милунич (Vlado Milunic) и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы.

17. Концертный зал HARPA в Ирландии

Проект был разработан датской фирмой Henning Larsen Architects в сотрудничестве с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном (Olafur Eliasson). Здание завоевало одну из самых престижных европейских архитектурных премий за необычный стиль и смелое исполнение. В стальной каркас стен вставлены стеклянные панели в виде сотовых ячеек разных цветов со встроенными светодиодами, которые отражают и преломляют внешний свет и создают удивительную по красоте игру красок и полутонов. Благодаря стеклянным стенам и потолку помещение наполнено светом и воздухом.

18. Оперный театр Opera House в Норвегии

Национальный оперный театр Норвегии находится в центре Осло. Театр построен на средства государственного бюджета и является учреждением, управляемым правительством Норвегии. Это крупнейшее общественное здание, построенное в Норвегии со времён возведения Нидаросского собора (около 1300 года).

19. Дворец Ideal Palace во Франции

Этот необычный дворец построен благодаря усилиям всего одного человека - простого французского почтальона Фердинана Шеваля (Joseph Ferdinand Cheval). Разнося почту, он ежедневно проделывал путь в 25 километров, складывая в тачку камни необычной формы. Из них в течение 33 лет в одиночку, в свободное от работы время, днём и ночью, в любую погоду, при помощи самых незатейливых инструментов он воплощал в жизнь свою архитектурную мечту.

20. Торговый центр Emporia в Швеции

Этот торговый центр сразу привлекает взгляды прохожих благодаря своему необычному фасаду. Он расположен в шведском городе Мальмо и считается одним из самых больших в Скандинавии. Очень эффектное и запоминающееся здание торгового центра разработала архитектурная студия Wingårdhs.

История зодчества Западной Европы V-XV вв . В эту богатую потрясениями тысячелетнюю эпоху возникновения, расцвета и упадка феодальных отношений, насыщенную острыми социально-экономическими и культурно-историческими противоречиями, складывались основные контуры современной политической карты Европы, создавались предпосылки для бурного развития национальных культур европейских народов.

Кризис рабовладельческого способа производства, восстания рабов и угнетенных Римом народов, вторжения в пределы расшатанной Римской империи германских и славянских племен привели в IV-V вв. к ее окончательному крушению и к возникновению на ее развалинах ряда «варварских» государственных образований, развивавшихся в условиях становления новых производственных отношений, в основе которых лежали крупное феодальное землевладение и труд крестьян, попавших в личную, крепостную зависимость от феодалов.

Бурный процесс разрушения старого, рабовладельческого мира и зарождение нового, феодального, непосредственно и ярко отразился в надстроечной сфере материальной и духовной культуры. Кризис рабовладельческого строя уже в первые века нашей эры вызвал распад римской идеологии и быстрое распространение новых верований, в особенности раннего христианства, как религии рабов и обездоленных. Раздвоенность общественного сознания и тревожная неуверенность парализовали силы, питавшие некогда пышное искусство поздней античности.

Неуклонный упадок экономики и хронические войны совершенно приостановили строительство. С исчезновением политических и экономических предпосылок развития один за другим приходили в запустение благоустроенные римские города, на протяжении столетий служившие главными рассадниками римской цивилизации во всем бассейне Средиземного моря. Многие из римских городов оказались разрушенными вторжениями замледельческих племен германцев и славян. Это нанесло окончательный удар античной культуре.

Но вместе с феодальным миром, возникавшим на развалинах рабовладельческого строя, нарождалась новая культура, оплодотворенная творческой энергией и вскормленная собственными традициями молодых народов. Развиваясь в процессе жестокой борьбы прогрессивных и реакционных сил, она распространялась на восток от Рейна и на север от Дуная, далеко за пределы бывшей Римской империи, в страны, никогда не знавшие ни римского ярма, ни римской цивилизации. Глубоко народные памятники этой культуры относятся к числу величайших достижений человечества.

Появление "варварских" государств (V-VI вв.), кратковременный расцвет (VIII в.) и последовавший за ним распад (IX в.) империи Каролингов, опустошительные набеги венгров и норманнов. (IX в.), завоевание Англии нормандскими баронами (XI в.), возникновение и развитие государств Восточной Европы (IX-XI вв.), крестовые походы (XI-XIII вв.), испанская реконкиста (VIII-XV вв.), крестьянские восстания и борьба городских коммун за свои вольности (XI-XIII вв.), распри германских императоров и римских пап (XI-XIII вв.), бесконечные феодальные войны, на протяжении всего средневековья истощавшие народы, и без того подавленные гнетом господствовавших земельных отношений, как и все сложные социально-экономические процессы, вызванные постоянным столкновением центробежных и центростремительных сил и стремлением слагавшейся государственности преодолеть хаос феодальной раздробленности, - все это накладывало свой отпечаток на материальную и духовную культуру средневековой Европы.

Огромную роль в жизни средневекового общества играла церковь, служившая важнейшей опорой феодализму и, по определению Ф. Энгельса, выступавшая в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя. Подчинив себе философию, науку, литературу и искусство, она опутала все стороны жизни средневекового человека, в массе невежественного и суеверного. За многие века католическая церковь разработала как самую систему своего вероучения применительно к требованиям феодальной эксплуатации масс, так и ритуал, обращенный к психике, подавленной суевериями.

Но "с религией, которая подчинила себе римскую мировую империю и в течение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованного человечества, нельзя разделаться просто, объявив ее состряпанной обманщиками бессмыслицей. Чтобы разделаться с ней, необходимо прежде суметь объяснить ее происхождение и ее развитие, исходя из тех исторических условий, при которых она возникла и достигла господства" (Ф.Энгельс. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т.19, стр.30).