Аргументы к теме проявление бескорыстной помощи. Проблема отношения к бескорыстию. По В. Астафьеву. «За имя мое»

Проблема бескорыстной помощи (по рассказу Бориса Екимова «Как рассказать»)

В чём истоки бескорыстия? Можно ли объяснить свою потребность бескорыстно помогать людям? Над этим размышляет Борис Екимов в своём произведении под названием «Как рассказать…».

Чтобы привлечь наше внимание к волнующим его вопросам, он описывает ежегодные поездки героя рассказа на Дон. Григорий говорит своей жене и заводским друзьям, что едет на весеннюю рыбалку, а на самом деле он едет помогать деревенской тётке Варе, от которой тоже скрывает истинную причину своего приезда. Почему же он так делает? Однажды Григорий увидел, как тяжело пожилой женщине копать огород, и с тех пор уже пятый год помогает ей сажать картошку и ещё кое-что делать по хозяйству. И хотя тётка Варя - совершенно чужой ему человек, и трезвый голос останавливает: «Мало ли кто на белом свете мучается», - «но сердце помнило, и не хотело забыть тётку Варю, и болело о ней».

Он на всю жизнь запомнил посещение цирка с моряком и пирожки контролёра тёти Кати. Может быть, память о поступках этих людей так благотворно повлияла на формирование характера героя рассказа? Он никому не говорит о настоящей цели своих поездок, всё время мысленно повторяя: «Как рассказать…».

Григорий, мечтая привезти своего подросшего сына к тётке Варе поработать, надеется, что ничего объяснять ему не придётся: он сам всё увидит и поймёт. Ведь «надо, чтобы он кого-то жалел. Тогда не будет жестокости».

Автор рассказа не выражает прямо свою позицию, но мы, читатели, понимаем её, анализируя поступки главного героя. Во-первых, писатель как бы призывает: сочувствуя человеку, помоги ему делом и не жди в ответ благодарности. А во-вторых, своей «души прекрасные порывы» не надо объяснять, ведь сколько людей, столько и мнений.

Был добр к тебе какой-то человек –

Его добра не забывай весь век!

Сам сделал доброе кому-нибудь –

Не поминай ему о том и сам забудь!

В подтверждение сказанного можно привести следующий литературный пример. Вспомним рассказ А. Платонова «Юшка». Как издеваются над подручным кузнеца и дети, и озлобленные взрослые! А он считает, что все люди добрые и просто не умеют выразить свою любовь. Сам больной чахоткой, он недоедает, чтобы скопить деньги и помочь сироте. Никто и не догадывается, куда Юшка уходит каждое лето. А он пешком ходил в город, чтобы отнести деньги на проживание и обучение девочки. Поступок Юшки принёс свои плоды: девочка, которой он помогал, выросла и стала врачом. Она бесплатно лечила больных туберкулёзом.

Приведём ещё один пример из русской литературы. Героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», учительница Лидия Михайловна, зная, что может потерять работу, играет на деньги со своим голодающим учеником, потому что он из скромности отвергает все попытки учительницы помочь ему. А директор школы, очевидно, не смог понять мотивов её благородного поступка, и Лидии Михайловне пришлось уйти из школы.

Итак, всё сказанное позволяет сделать следующий вывод: главное - делать добро, а не трубить на каждом перекрёстке о своей благотворительности. И объяснять ничего не нужно, потому что человек с добрым сердцем поймёт всё без слов, а до жестокосердного никакими словами не достучишься.

В сегодняшней работе мы приведем аргументы проблемы благодарности. Как известно, сочинения на едином государственном экзамене пишутся по особому алгоритму. Чем подробнее вы раскроете тему, тем больше баллов сможете получить.

Какие темы наиболее часто встречаются? Это проблема любви к матери и родине, бесчеловечности, благородства, внутренней культуры человека и, конечно, проблема благодарности. Примеры в сочинении необходимо привести из литературы, кинематографа или жизни. Сейчас мы вам упростим задачу и подробно распишем некоторые из них.

Сочинение ЕГЭ

В статье нами будет рассматриваться проблема благодарности. Сочинение на едином государственном экзамене стоит начинать с ссылки на слова автора, ведь творческую работу мы пишем по отрывку, где явно видны некоторые проблемы.

В билетах единого государственного экзамена эта тема часто затрагивается И. Ильиным. Можно сочинение начать таким образом: проблема затрагивается известным критиком И. Ильиным . Далее нужно выразить свои мысли относительно проблемы. Пример: благодарность - это невероятное чувство, которое присуще всем живым существам нашей планеты… В нашей творческой работе затрагивается проблема благодарности, обязательно стоит приводить максимально раскрывающие ее суть.

После того, как вы отразили свою точку зрения на данную нужно написать один небольшой абзац, где вы объясните: согласны ли вы с автором или нет и почему. Далее вы увидите пример данного абзаца. Я полностью согласен с автором, чувство благодарности дарит людям радость и любовь. Последние являются нашими проходными билетами в светлое будущее. Наверняка, каждый из нас туда стремится. Очень жаль, что не все люди способны испытать данное чувство.

Только после данных слов необходимо переходить к аргументам проблемы благодарности.

«Уроки французского»

Хорошим и ярким примером является произведение Валентина Григорьевича Распутина, которое называется «Уроки французского». Главная героиня - это добрый, отзывчивый, сострадающий и бескорыстный человек Лидия Михайловна, которая всеми способами помогает своему ученику пережить страшные голодные времена.

Учительница английского языка выдумывает все новые и новые способы помощи пятикласснику. Попытка отправить посылку с продуктами не увенчалась успехом, ведь мальчик отверг ее помощь. Тогда изобретательная Лидия Михайловна предлагает сыграть в придуманную игру на деньги, которая называется «замеряшки». Мальчик думает, что игра - это честный способ заработать денег, и соглашается с предложением учителя.

Узнав о данном происшествии, директор школы увольняет учительницу английского языка. Только вся проблема кроется в том, что он не разобрался в причине такого поступка Лидии Михайловны.

После данного происшествия женщина отправляется к себе на родину, но ее чувства к мальчику настолько глубоки, что она стремится ему помочь, даже находясь за много километров от него. Это очень яркий аргумент проблемы благодарности. Мальчик на всю свою жизнь запомнит данные уроки доброты и своего учителя. Лидия Михайловна испытывает только положительные чувства и никогда не винит мальчика в том, что она лишилась работы. В посылке, которую она отправила ученику с Кубани, были яблоки, которые мальчик видел только на картинках в книгах.

«Капитанская дочка»

Аргумент проблемы благодарности можно привести из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение описывает события, происходящие в момент восстания Е. Пугачева. В повести мы видим жесты благодарности сразу от двух героев. Начнем с самого начала.

Главный герой (Петр) отправляется на место прохождения службы в сопровождении Савельича. На их пути встречается сильнейшая метель, в результате данного происшествия герои сбиваются с пути. Тогда им на помощь приходит мужик, который просто им указывает дорогу. Гринев был очень рад помощи и хотел отблагодарить мужика, тогда Петр решает подарить ему свой заячий тулуп.

Тот самый мужик, который в свое время направил Гринева в нужное ему направление - это Пугачев. Далее в романе встречается сцена взятия Белогородской крепости, где Пугачев узнает Петра и дарит ему жизнь, отменяя смертный приговор. Что его сподвигло совершить данный поступок? Конечно, благодарность главному герою за услугу, которую оказал Гринев Распутину, который в тот момент находился в бегах от «своих недугов».

Несмотря на то что Пугачев сделал ему такой как сохранение жизни, он предложил поступить к нему на службу. Даже после отказа он не отпускает героя с пустыми руками, а дарит лошадь, клячу и шубу. Пугачев - это неоднозначная личность, которая способна на благородные поступки.

«За имя мое»

Привести довольно яркий аргумент можно даже из художественных фильмов. Например, фильм «За имя мое» очень хорошо освещает суть проблемы. Стоит отметить, что даже дети способны на такое невероятное чувство. Главная героиня Аня благодарна священнослужителю за то, что он дал ей это имя. Она полностью доверяет этому человеку и открывает все свои сокровенные тайны.

Сначала вспомним лексическое значение этих слов.

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов.

Корысть – выгода, материальная польза.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Благотворитель – тот, кто занимается благотворительностью.

Благотворительность – благотворительная деятельность.

Благотворительный – 1.О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2.Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

1

Перед вами интерпретация события из очерка Д.А.ГРАНИНА «МИЛОСЕРДИЕ».

Автор рассказывает о случае, который произошёл с ним. Однажды он упал и сильно ушибся. Еле-еле дошёл до ближайшего подъезда, был уже в шоковом состоянии. И всё-таки решил дойти до дома. Он был весь наполнен обострённым ожиданием помощи. Но… никто не помог.

Рассуждения писателя о таком отношении людей привели его к выводу о том, что уровень нашей отзывчивости заметно снизился. Автору захотелось вспомнить … военное время, когда «в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него». Были, конечно, и исключения, Но автор заостряет внимание на главном жизненном правиле той поры – милосердии.

Писателя не покидает вопрос: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.


Дополнительные сведения

Даниил Александрович Гранин (1919…) — русский писатель и общественный деятель.

Произведения:

  • 1954 - роман «Искатели»
  • 1962 - роман «Иду на грозу»
  • 1969 - повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
  • 1977-1981 «Блокадная книга» (хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем)
  • 1987 - «Зубр» - документальный биографический роман о Н.В.Тимофееве-Ресовском)
  • 1994 - «Бегство в Россию»
  • 1997 - эссе «Страх»
  • 2000 - исторический роман «Вечера с Петром Великим»

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981) – биолог, генетик. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.

2

Интерпретация фрагмента из статьи К.И.ЧУКОВСКОГО «АННА АХМАТОВА».

К.И.Чуковский знал А.А.Ахматову с 1912 года. Из воспоминаний этого писателя мы узнаём о ней как о человеке, который в любое время поможет, несмотря на то, что сама она часто испытывала жизненные затруднения. К.И.Чуковский рассказывает о событии, которое произошло в 1920 году. В Петрограде был лютый голод. Один из заезжих друзей оставил Ахматовой большую и красивую жестянку, где находился сверхпитательный, сверхвитаминный концентрат, изготовленный в Англии фирмой «Нестле». Одну маленькую ложку этого концентрата, разведённого в кипячёной воде, можно было считать самым сытным обедом. Однажды Ахматова, провожая гостей, ничуть не жалея, отдала «Нестле» К.И.Чуковскому, сказав, чтобы он позаботился о жене.

Дополнительные сведения

Корне́й Иванович Чуко́вский (1882-1969) – русский советский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, детский писатель.

  • Крокодил (1916)
  • Тараканище (1921)
  • Мойдодыр (1923)
  • Муха-Цокотуха (1924)
  • Бармалей (1925)
  • Телефон (1926)
  • Федорино горе (1926)
  • Краденое солнце (1927)
  • Айболит (1929)
  • Приключения Бибигона (1945-1946)

Дошкольное воспитание:

  • От двух до пяти
  • История моего «Айболита»
  • Как была написана «Муха-Цокотуха»
  • Страничка Чукоккалы

Анна Андреевна Ахматова (Го́ренко); (1889-1966) – русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтов ХХ века.

Известна своей трагической судьбой. Хотя она сама не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Её муж Н.С.Гумилёв в 1010-1918 гг., расстрелян в 1921 г. Николай Пунин, спутник её жизни в 30-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 г. Единственный сын Лев Гумилёв находился в заключении в 1930-1940-х и 1940-1950-х г. Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой – поэме «Реквием».

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни). Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Произведения

  • "Вечер" 1912 г.
  • "Чётки 1914-1923 гг.
  • "Белая стая" 1917, 1918, 1922 г.
  • "Подорожник" 1921 г.
  • "Бег времени" 1965 г.
  • "Ре́квием" 1935-1940 гг.

3

Интерпретация фрагмента из книги А.СЕДЫХ «ДАЛЁКИЕ, БЛИЗКИЕ».

Русский композитор Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ… В книге А.Седых «Далёкие, близкие» автор делится впечатлениями от одного эпизода из жизни этого человека, нарушая слово, которое дал ему.

Однажды А.Седых в одной из газет написал о молодой женщине, которая попала в тяжёлое положение. На следующий день Рахманинов выслал чек на 3000 франков. Единственное условие, которое он поставил, чтобы об этом не сообщалось в газете и чтобы никто, тем более эта женщина, не знал о его помощи.

Сергей Васильевич Рахманинов, действительно, был бескорыстным, давая крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылая старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивая ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.

Дополнительные сведения

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, пианист и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку ХХ века.

Произведения:

  • опера «Скупой рыцарь»
  • этюды-картины для фортепиано
  • романсы: «Не пой, красавица, при мне» (на стихи А.Пушкина), «Весенние воды» (на стихи Ф.Тютчева) и др.
  • русские песни для хора и оркестра
  • симфонические танцы

Римский-Корсаков – Рахманинов, «Полёт шмеля»

Дополнительные сведения

Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) – писатель, журналист, бытописатель Москвы.

Основные работы:

  • "Трущобные люди" (1887)
  • "На родине Гоголя" (1902)
  • "Москва и москвичи" (1926)
  • "Мои скитания" (1928)
  • "Люди театра" (опубликована 1941)

«Москва и москвичи» - главная, наиболее известная книга В.А.Гиляровского. Она состоит из разных очерков и вобрала в себя более чем полувековые впечатления о Москве и её обитателях.

5

Сестра милосердия ХІХ века.

Вревская Юлия Петровна (1838 или 1841 – 1878) – баронесса. Во время русско-турецкой войны сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста. Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные обязанности и светская жизнь. Вревская поражала всех, кто её знал, своей начитанностью.

В 1877 году решает ехать в действующую армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Cтановится рядовой сестрой милосердия, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», - пишет она на родину. Работая в прифронтовом перевязочном пункте, Вревская заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма.

Дополнительные сведения

В середине 70-х годов ХІХ века И.С.Тургенев был какое-то время увлечён баронессой Юлией Петровной Вревской. Когда они встретились, ему уже было пятьдесят пять, ей – тридцать три. Она рано потеряла мужа-генерала, он был свободен, богат и знаменит, обаятелен. Баронесса очарована, влюблена и ждёт взаимного чувства. Но, увы, этого она так и не дождалась. Тургенев уже был посвящен в планы Ю. Вревской отправиться сестрой милосердия на русско-турецкую войну. Узнав о кончине Вревской, Тургенев с болью в сердце писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная до жертвы. Ее смерть меня глубоко огорчила… Ее жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю». И.С.Тургенев посвятил ей стихотворение «Памяти Ю.Вревской», основной мотив которого – мотив милосердия, жертвенности ради спасения ближних.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

Бескорыстие – нежелание наград за добрые дела – одно из самых высоких чувств, доступных человеку. Иногда крайне сложно пойти по пути бескорыстия, сделать что-то хорошее просто так, упустив какую-то выгоду, но такие поступки необходимы, именно добро без награды делает человека и весь мир лучше. Эта тема вечна, она отражена в творчестве многих писателей. Современные авторы также не остаются в стороне, ведь сейчас, в век власти денег и влияния, особенно важно, чтобы оставалась что-то безвозмездное.

Тема бескорыстия в рассказе Шукшина «Мастер»

В. М. Шукшин создавал незатейливые, на первый взгляд, рассказы. Но все его произведения обладают глубоким смыслом. Не стал исключением и рассказ «Мастер». Сюжет прост: столяр с золотыми руками Сёмка Рысь загорается идеей реставрации деревенской церкви, но натыкается на административные преграды (в облисполкоме сообщают, что областные специалисты уже ездили смотреть талицкий храм и пришли к выводу, что он «как памятник архитектуры ценности не представляет… Ничего нового для своего времени, каких-то неожиданных решений или поиска таковых» построивший его мастер не выказал. Автор церкви – настоящий мастер своего дела, как и Сёмка, потому герой понимал подлинную ценность храма, хотел сделать окружающий его мир красивее, чтобы люди, проходя мимо церкви, любовались и радовались. К сожалению, герой ничего не добился, его бескорыстный поступок остался без отклика, а сам Сёмка «про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал». Да, герой не добился ничего, однако его бескорыстие западает в душу, именно такие неравнодушные люди стараются сделать окружающий мир красивее сами, а не ждут каких-то действий от администрации.

Бескорыстие в рассказе Распутина «Уроки французского»

В. Г. Распутин писал как на актуальные, так и на вечные темы, в том числе, и о бескорыстии. В одном из самых его известных рассказов, «Уроки французского», он затрагивает эту тему. Главный герой по имени Володя вынужден уехать из дома, чтобы учиться в 5 классе, так как в его родной деревне только четырехклассная школа. Мальчик живет впроголодь, недоедает, поэтому начинает играть на деньги в «чику». Об этом узнает его учительница по французскому языку Лидия Михайловна и хочет помочь. Совершенно бескорыстно молодая женщина подтягивает Володю по французскому и одновременно тоже играет с ним на деньги в «пристенку». Но учительница не втягивает ученика в азартную игру, а лишь хочет, чтоб у него были деньги, потому что напрямую гордый мальчик помощи не принимает. Однако, как и Сёмка Рысь, Лидия Михайловна не вознаграждена за свой поступок: об игре узнает директор, уволивший её. Но эта поддержка в тяжелейшей ситуации запала герою в душу, он пронес воспоминания о Лидии Михайловне через всю жизнь, не это ли награда?

Бескорыстие ценой подвига в романе Быкова «Сотников»

Сложнее всего совершать добрые и бескорыстные поступки, когда за них ты можешь поплатиться смертью. Именно такая ситуация произошла в жизни Сотникова, героя одноименного романа В.Быкова. Он и его товарищ по оружию Рыбак были партизанами, но в очередной вылазке удача отвернулась от них. Сотников серьезно заболел, за партизанами следовали немцы. Герои пришли в дом к многодетной матери Демичихи, смертельно усталой и замученной женщине, которая, тем не менее, поделилась последним с бойцами и спрятала Сотникова и Рыбака от немцев на чердаке. Однако больной герой выдал себя, их нашли, вместе с Демичихой отправили в полицию. Сотникова мучила мысль, что это он во всем виноват, гораздо больше, чем истязания (а ведь ему ломали пальцы и вырывали ногти за то, что герой не выдал местонахождение партизан). Рыбака же мучит мысль о страданиях, поэтому он предает всех, кого может предать, чтоб остаться в живых. Бескорыстный поступок Сотникова в том, что он взял вину на себя, ведь хотел, чтобы только он погиб. Однако полиция уже услышала донос Рыбака, потому пощадили только предателя. Сотникова и Демичиху повесили, но они были более живые, чем Рыбак, который ради своей корысти и комфорта продался врагам, против которых сам же активно боролся.

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!