Апостол и евангелист матфей (†60). Апостол и Евангелист Матфе́й

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Его история особенно трогательна, хотя подробности жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.

Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым.

История Апостолов удивительна тем, что является прямым доказательством Божественного происхождения Спасителя. После того, как Иисус был распят, Апостолы, оставившие свои дома и следовавшие за Учителем, должны были оставаться абсолютно сломленными. Было бы логично, если бы они оставили служение, отреклись от Христа и отправились по домам. Но произошло нечто иное. Апостолы, совершенно разные люди, объединенные одной величайшей на земле идеей, отправились проповедовать, добровольно приняв мученическую кончину. Каждый знал, как рискует, рассказывая о Христе, но не оставил своего служения. Это говорит лишь о том, что Евангелист Матфей, в числе прочих, увидел нечто совершенно потрясающее – Христа Воскресшего. Иначе, он должен был считать себя обманутым, ведь обещания того, кого он почитал Спасителем не исполнились! Слова из всех книг Нового Завета убеждают нас в обратном.

Евангелист Матфей проповедовал и писал Евангелие, добровольно принимал мучения за веру во Христа и свою проповедь.

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга – .

Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма.

Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея

глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея

глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва Евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь

Он был братом апостола Иакова Алфеева. По роду своего занятия Матфей был мытарем, т.е. собирал сбор для Рима, ведь, как известно, евреи находились во власти Римского государства. Жил Матфий в Капернауме, когда он услышал призыв Христа следовать за Ним, он оставил все и пошел следом за Спасителем.
Именно Матфей пригласил в свой дом Учителя и Его учеников, которые не отвергли этого приглашения, а отведали трапезу со знакомыми мытаря, такими же грешными, как и он. Этот факт поразил сильнейшим образом книжников и фарисеев, ведь мытари отождествлялись у всех с понятием жадность и жестокость. Они собирали подать с явной выгодой для себя, и многие люди не считали себя способными с ними общаться. Но Господь своим шагом хотел показать всем, что Он пришел призвать не праведных, а грешных. Апостол Матфей раскаялся в своих грехах, он раздал тем, кого обирал раньше, суммы вчетверо большие. За свою преданность и веру, он сподобился видеть Крестные страдания Христа, Его Вознесение на небо.
В День Пятидесятницы на него снизошли дары Духа Святого, и апостол начал проповедь в Палестине. В это же время в Евангелии, он запечатлел все земные события жизни Христа.
Проповедь апостола Матфея распространилась на Персию, Парфию, Лидию, Сирию. Последним его пристанищем, стала Ефиопия. Эта страна была заселена каннибалами с изуверскими обычаями. Апостол своими словами многих обратил ко Христу, построил храм, епископом в городе Мирмены был назначен спутник святого Матфея - Платон.
Апостол от всего сердца горячо в молитве обращался к Господу с просьбой обратить к истине ефиопов. В это время ему явился сам Христос и дал ему жезл, который повелел расположить у храма рядом с дверьми, также было сказано, что из этого жезла вырастит огромное дерево, а от корней истечет вода, омывшись в которой и отведав плодов с дерева, ефиопы станут смиренными и кроткими.
Но, когда апостол решил исполнить все, что завещал ему Спаситель, он встретил сына и жену правителя этой страны, которые были одержимы. Святой Матфей именем Господним исцелил их. Это чудо помогло многим язычникам уверовать. Но правитель не желал, чтобы в его государстве были христиане, а потому он приказал казнить апостола.
Его положили вниз лицом, обсыпали хворостом и подожгли. Но огонь не затронул тело евангелиста. Тогда правитель Фулвиан приказал еще добавить хвороста и смолы, но тело все равно осталось невредимым, после этого чуда язычник обратился с мольбой ко святому о пощаде, апостол Матфей горячо молился и пламя угасло. После чего святой апостол и евангелист Матфей отошел ко Господу.
Но Фулвиан не до конца уверовал во Христа, он повелел положить тело апостола в гроб и бросить в море. Он сказал, что если Бог сохранит тело евангелиста Матфея, то поклоняться нужно только Ему.
На следующее утро на берегу моря жители обнаружили гроб, его перенесли в храм. Фулвиан просил прощение у апостола и принял от рук епископа Платона Святое Крещение с именем Матфей, в дальнейшем он принял епископство и много благих дел совершил во имя Господа Иисуса Христа.

). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" ().

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос - подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (), Царя над миром видимым и невидимым () и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (), о достоинстве служителей Царства в мире (), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (), о смирении и простоте наследников Царства ( ; 1 ; ; ; ), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности ( ; )

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Иконописный подлинник

Сербия. XIII.

Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

(Собор 12 апостолов), 16 ноября .

Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14 ; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 45 ; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи . Он жил в галилейском городе Капернауме . Матфей, услышав глас Иисуса Христа : "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем.

Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы , апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине . Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме , святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию , Лидию , Персию , Парфию , закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии . Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон .

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу (+ ).

Был апостолом из Двенадцати. До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном. но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.