Антон Степанович Аренский: биография. Антон Степанович Аренский. Фортепианное творчество

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти - сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Творчество

В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев Толстой.

Аренский имеет большое значение как педагог - он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского - Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (со скандалом отчисленный Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко.

Основные сочинения Аренского

Оперы
  • «Сон на Волге » (по драме А. Н. Островского «Воевода»; 1888);
  • «Рафаэль » («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
  • «Наль и Дамаянти » (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)
Балеты
  • «Египетские ночи » (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)
Оркестровые сочинения
  • Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885-1902)


Аренский, Антон Степанович

Профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального изучения теории композиции, где и окончил свое музыкальное образование. Теорию музыки А. изучал у профессоров Иогансена и Римского-Корсакова. В 1882 г. он окончил курс по классу практического сочинения у проф. Римского-Корсакова, награжден (малою золотою медалью) за экзаменную задачу, состоявшую из кантаты на текст "Лесного царя" и концертной увертюры. В настоящее время А. состоит профессором теории композиции в Московской консерватории. Композиторская деятельность А. довольно обширна; он написал симфонию, квартет, фортепьянный концерт, сонату для двух роялей, оперу "Сон на Волге" на текст, заимствованный из драмы А. Н. Островского, увертюру "Маргарита Готье", торжественный марш (на 50-летний юбилей А. Г. Рубинштейна), две пьесы для виолончели, пьесы для фортепиано (числом девять, в двух разных изданиях) и несколько вокальных сочинений.

{Брокгауз}

Аренский, Антон Степанович

(1861-1906) - композитор. Происходя из музыкально одаренной семьи, А. уже в раннем детстве проявлял большую склонность к музыке и творческие способности; в 1882 блестяще кончил курс петербургской консерватории и вскоре был приглашен в московскую консерваторию преподавать музыкально-теоретические предметы - гармонию, контрапункт, композицию; помимо занятий в консерватории, А. уделял много внимания хоровой деятельности. Творчество А. обнимало почти все роды муз. искусства; им написано три оперы: "Сон на Волге" (1892), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1899), балет "Ночь в Египте" (1900), две симфонии, несколько других сочинений для оркестра, ряд камерных произведений (трио, квартеты, квинтет), больше 80 пьес для фортепиано (в том числе фортепианный концерт), ок. 50 романсов и дуэтов, хоровые сочинения, музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (соло, хоры, оркестровые номера). А. является в своих сочинениях представителем академизма со всеми его характерными сторонами: постоянное и упорное благозвучие, вырождающееся иногда в чисто внешнюю красивость, мастерство и приглаженность изложения, стройность и законченность формы, отсутствие шероховатостей в гармонии. Влияние Чайковского очень заметно, но отражение в творчестве А. нашли себе не пафос и трагизм Чайковского, а его лиризм и изящество. Наиболее ценное А. оставил в своих небольших произведениях для фортепиано, а также в романсах, в которых наиболее полно выявились лучшие стороны его дарования; многие из этих сочинений переизданы и за границей. Оперы А. не удержались в репертуаре. Как результат педагогической деятельности А., после него осталось "Руководство к практическому изучению гармонии", переведенное и на нем. яз., "1000 задач" к этому учебнику и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки" (вышли 2-м изд. в 1900).

М. Иванов-Борецкий.

Аренский, Антон Степанович

(род. 12.VII.1861 в Новгороде, ум. 25.II. 1906 в санатории близ Перкиярви, ныне Кирилловское, Карельский перешеек) - рус. композитор, пианист, дирижер, педагог. Музыкой начал заниматься с 7 лет (уроки фп., в 9 лет первые попытки сочинения). Муз. образование получил в Петерб. консерватории (1879-82) у Н. Римского-Корсакова. В 1882 переехал в Москву. В 1883-95 проф. Моск. консерватории, рук. Моск. отделения Русского хорового общества; выступал в концертах как пианист и дирижер. В 1895 возвратился в Петербург, где в 1895-1901 был упр. придворной Певческой капеллой. Лауреат премии им. М. Глинки (1904, 1905). Находился в дружеских отношениях с П. Чайковским, С. Танеевым и др. В числе его учеников С. Рахманинов, Г. Конюс, А. Корещенко, А. Гольденвейзер и др. Творчество А., опирающееся на лучшие традиции рус. муз. классики, преимущ. Чайковкого и Могучей кучки , отмечено лиризмом, мелодичностью (в истоках во многом связанной с рус. народной песенностью), поэтичностью, изяществом, совершенством формы, разнообразием жанров.

Соч.: оперы "Сон на Волге" (1890), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1904); музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (1899), "Буре" Шекспира (1905); балет "Ночь в Египте", позднее - "Египетские ночи" (соч. 1900, пост. 1908); баллада "Кубок" для сол., хора и орк. (1902); 2 симфонии (1883, 1889), Сюита, марш "Памяти Суворова" и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1882), для скр. (1901) с орк., Фантазия на темы И. Рябинина для фп. с орк. (1899); Фп. квинтет, 2 квартета (1888, 1894), 2 фп. трио (1894, 1905); соч. для фп., в т. ч. 5 сюит для фп. в 4 руки (в т. ч. "Силуэты"), циклы "У моря", "Арабески", "Наброски на забытые ритмы", 24 пьесы и др.; св. 70 вок. произв., в т. ч. романсы "Не зажигай огня", "Я ждал тебя", "Знакомые звуки", "Угаснул день", "Я люблю тебя", "В тиши и мраке", "Я видел смерть", "Сновидение", баллады "Менестрель", "Старый рыцарь" и др., вок. анс., хоры; мелодекламации на ст. в прозе Тургенева и др.; учебники гармонии (1891), анализа муз. форм (2 ч., 1893-94), сб. задач по гармонии (1897).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Аренский, Антон Степанович" в других словарях:

    - (1861 1906) российский композитор, пианист, дирижер. Оперы Сон на Волге (1888), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903), балет Ночь в Египте (Египетские ночи, 1900), произведения для фортепиано, романсы и др. Учебники гармонии, анализа… … Большой Энциклопедический словарь

    Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его отец, врач, любитель виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка позаботились о… … Биографический словарь

    - (1861 1906), композитор, пианист, дирижёр. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского Корсакова. Переехал в Москву, в 1895 возвратился в Петербург, где до 1901 был управляющим Придворной певческой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Аренский, Антон Степанович - АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861 1906), российский композитор, пианист, дирижер. Музыке Аренского присущи лиричность, элегическая созерцательность. Работал преимущественно в камерно инструментальных жанрах. Автор опер (“Наль и Дамаянти”, 1903, и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Антон (Антоний ) Степанович Аренский (30 июня 1861, Новгород - 12 февраля 1906, Перк-ярви, Выборгская губерния) - русский композитор, пианист и дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.

Биография

Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке. В 1872 году семья Аренских переехала в Санкт-Петербург, где Антон заканчивал среднее образование (начатое в Новгородской гимназии) в 5-й классической гимназии и продолжил музыкальное образование в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».

После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие создано скульптором М. Л. Диллон в 1908 году. Своеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

Значение АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ

Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории К.К. Зике. По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы "Сон на Волге" (на сюжет Островского). Экзаменационные его работы - баллада "Лесной Царь" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с П.И. Чайковским, высоко ценившим его талант (см. "Жизнь П.И. Чайковского", соч. Модеста Чайковского). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды ("Руководство к практическому изучению гармонии", "1000 задач" к нему и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки"), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко. В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., "Сон на Волге", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) "Рафаэль" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера "Наль и Дамаянти" (либретто М. Чайковского по Жуковскому) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца Рябинина. В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес - для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла "Essais sur des rhytmes oublies". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады - "Кубок" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и "Волки" для соло и оркестра, хоры ("Анчар"), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: "Отче наш", "Херувимская", "Хвалите Господа", "Христос Воскресе" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет "Ночь в Египте" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру "Маргарита Готье" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе И.С. Тургенева (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: "Был у Христа младенца сад". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - "Буря" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона, издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова ("Сон на Волге") и Бородина. Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1861-1906) российский композитор, пианист, дирижер. Оперы "Сон на Волге" (1888), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1903), балет "Ночь в Египте" …
  • АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1861 - 1906), российский композитор, пианист, дирижер. Музыке Аренского присущи лиричность, элегическая созерцательность. Работал преимущественно в камерно-инструментальных жанрах. Автор опер …
  • АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1861-1906), русский композитор и педагог; наибольшей известностью пользуется его фортепианная и камерная музыка. Аренский родился 12 июля 1861 в Новгороде. …
  • АНТОН в Словаре воровского жаргона:
    - двоpник, …
  • АНТОН в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством …
  • АРЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Антон Степанович — профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании …
  • АРЕНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АР́ЕНСКИЙ Ант. Степ. (1861-1906), рос. композитор, пианист, дирижёр. Оп. "Сон на Волге" (1888), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1903), бал. …
  • АРЕНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Антон Степанович - профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании …
  • АНТОН
    Имя автора "Вишневого …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя классика русской литературы, написавшего …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АНТОН в словаре Синонимов русского языка:
    антоний, антонин, …
  • АНТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Антон, (Антонович, …
  • АРЕНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Антон Степанович (1861-1906) , российский композитор, пианист, дирижер. Оперы «Сон на Волге» (1888), «Рафаэль» (1894), «Наль и Дамаянти» (1903), балет …
  • НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-20 Time: 08:55:11 Навигация Тема = Николай Гумилёв Википедия = Гумилёв, Николай Степанович Викитека = Николай Степанович Гумилёв Викисклад …
  • МОЛЧАЛИН, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-11 Time: 12:20:36 Молчалин Алексей Степанович — герой комедии «Горе от ума». *Я только нес их для докладу, Что …
  • ГЕРАСИМ СТЕПАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-24 Time: 09:08:03 Навигация Тема = Герасим Лебедев Википедия = Лебедев, Герасим Степанович Викитека = Гера?сим Степа?нович Ле?бедев (1749—1817) …
  • АНТОН ШАНДОР ЛАВЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-14 Time: 16:44:40 Навигация Тема = Антон Шандор ЛаВей Википедия = ЛаВей, Антон Шандор Антон Шандор ЛаВей (""Anton Szandor …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ ПЛАХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-08-30 Time: 18:16:56 Андрей Степанович Плахов (р. 1950) — российский кинокритик и киновед. …
  • ЧИСТОСЕРДОВ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чистосердов Дмитрий Степанович (1861 - 1919), протоиерей, священномученик. Память 26 декабря и …
  • УСПЕНСКИЙ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Успенский Павел Степанович (+ …
  • СТЕПАНОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Степанов Федор Степанович (1869 - 1937), священник. Родился в 1869 году. Священник в …
  • СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скобелев Михаил Степанович (1887 - 1937), священник, священномученик. Память 18 сентября и …
  • СЕРГИЕВСКИЙ ИРОДИОН СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергиевский Иродион Степанович (1780 - 1830), протоиерей. Окончил курс Коломенской духовной семинарии и …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Ортутай (1914 - 1977), протоиерей. Родился 12 марта 1914 в селе …
  • ГУНДЯЕВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Гундяев (ок. 1878 - 1969), священник. Родился около 1878 года. Работал машинистом …
  • ГРИМАЛЬСКИЙ ЛЕОНТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримальский Леонтий Степанович (1869 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • ГРИБКОВ НАЗАРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грибков Назарий Степанович (1879 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 28 ноября, …
  • ВЕРШИНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вершинский Дмитрий Степанович (1798 - 1858), протоиерей, в свое время пользовался известностью и как …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 - 1825), русский композитор. Родился в 1751 г. в г. …
  • БОГОЯВЛЕНСКИЙ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Богоявленский Николай Степанович (1878 - 1962), протоиерей. Родился 17 октября 1878 года. В …
  • ЯЦЕНКО АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ
    Яценко (Александр Степанович, 1842 - 1897) - хирург. Окончив курс в юрьевской 1-й гимназии в 1861 г., он поступил на …
  • ФИЛИПП (В МИРУ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ КОЛЫЧЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Филипп, святой - митрополит московский и всея Руси, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 г. Принадлежа к одному …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • БЮШИНГ АНТОН-ФРИДРИХ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бюшинг (Busching), Антон-Фридрих - известный географ (1724 - 93). Занимался сначала богословием и под влиянием Баумгартена написал "Introductio in epistolam …
  • ЧЕБОТАРЁВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ
    Александр Степанович , советский геодезист, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). В …
  • СОБОЛЕВ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Степанович [р. 17(30).5.1908, Луганск, ныне Ворошиловград], советский геолог, академик АН СССР (1958). После окончания Ленинградского горного института (1930) работал …
  • НЕСТЕРОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Степанович , русский лесовод. В 1884 окончил лесное отделение Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. …
  • МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Степанович , русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской …
  • МАКОВЕЙ ОСИП СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Осип Степанович (настоящее имя; псевдонимы: Евмен, Spektatoг, О. Степанович и другие) , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в …

Замечательный русский композитор - лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в весьма музыкальной семье. Отец, доктор, играл на виолончели, мать была хорошей пианисткой. Выдающиеся музыкальные способности Аренского проявились тогда, когда он начал брать уроки игры на фортепиано. Ему было в это время около семи лет. Вначале руководителем Аренского в занятиях теорией музыки был профессор Зикке, дальнейшее же музыкальное образование он получил в петербургской консерватории, которую с блеском окончил в 1882 году по классу композиции профессора Римского-Корсакова. В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Среди его учеников С.В.Рахманинов, Г.Э.Конюс, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер и многие другие.

В 1895 году он оставил московскую консерваторию и был назначен управляющим Придворной певческой капеллы по рекомендации М.А.Балакирева. Должность управляющего Придворной певческой капеллы Аренский занимал до 1901 года, когда вышел в отставку. Он много концертирует как пианист и дирижер в России и за рубежом. Однако это не мешает ему писать много музыки и в вокальном и в инструментальном жанрах, музыки, для которой характерны элегически - созерцательные настроения. При этом нельзя не отметить значительного влияния на творчество Аренского русских композиторов и, прежде всего, П. И. Чайковского.

Главные сочинения: оперы «Сон на Волге» (поставлена на сцене Большого театра в Москве в 1892 году), «Рафаэль» (поставлена в 1894 году), «Наль и Дамаянти» 1899 год; музыка к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина (соло, хоры и оркестровые номера), кантата на десятилетие коронования Императора Александра III; балет «Египетская ночь» (1900 год); две симфонии, фортепианное трио, фортепианный квинтет, два струнных квартета, концерт для фортепиано и фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина, концерт для скрипки, три сюиты для двух фортепиано, множество романсов и пьес для фортепиано в две и четыре руки, для скрипки, виолончели, светских хоров, а также духовно-музыкальных сочинений. Кроме того, Аренским изданы: «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к этому руководству и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки».

Антон Аренский умер в феврале 1906 года, в возрасте 45 лет, в Перкярви. Он занимал выдающееся место среди современных ему русских композиторов. Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день - красота, мелодичность и грация.

Виктор Каширников