Анной одинцовой. Помогите срочно! Образ Анны Сергеевны Одинцовой отношение к герою окружающим и отношение героя к окружающим

1. Загадка женской души в литературе.
2. Неординарная личность Одинцовой.
3. Новый тип женщины в литературе.

Во все времена писателей интересовало состояние и загадки женской души, отсюда такое большое разнообразие женских образов в русской литературе. Представительница слабого пола с ее подвижной психикой, склонностью к эмоциональному выражению собственных чувств представлялась авторам идеальным объектом для исследования и изучения, не говоря уже о таинственности и непредсказуемости именно русского женского характера. При этом каждый писатель наделял свою героиню теми качествами, которые бы хотел видеть в ней в идеале, в зависимости от того, какое место и предназначение в этой жизни он ей предусматривал.

К примеру, Л. Н. Толстой видел представительницу прекрасного пола в качестве хранительницы домашнего очага, матери многочисленного семейства. Именно такая участь была уготовлена его самой любимой героине Наташе Ростовой из романа «Война и мир» после замужества с Пьером. Если же женщина по тем или иным причинам не желала вписываться в строгие рамки, это сурово каралось справедливым возмездием. Достаточно вспомнить несчастную Анну Каренину, завершившую свою жизнь под колесами поезда.

Совсем иное мнение о предназначении женщин у другого великого мастера слова Ф. М. Достоевского. Он видел представительницу слабого пола прежде всего преданной спутницей мужчины, нежной и заботливой подругой, для которой возлюбленный и муж, и отец, и ребенок. Именно поэтому героини писателя склонны разделять мировоззрения своего избранника, а еще более мягко направлять, нравственно облагораживать его и заботиться о духовном развитии. Достоевский считал, что настоящая женщина по складу своего характера более остро способна ощутить несправедливость и ложь, а значит, она должна ограждать своего мужчину и своих близких от неприятностей, идти ради этого даже на самопожертвование.

В произведениях Н. В. Гоголя женщины, как правило, умны, задорны и держатся с мужчинами на равных. Они могли и схитрить, поплакав для дела, и проявить чудеса выдержки и бесстрашия. В целом это расчетливые особы, которым приходилось выживать в этом нелегком мужском мире. В большинстве рассказов А. П. Чехова представительница прекрасного пола выступала как легкое, воздушное создание. Многие его героини отличались миловидными личиками, детскими выходками и легкомысленностью. Но это совершенно не мешало им прекрасно разбиваться в событиях общественной жизни и верно оценивать обстановку. Блистая на балах и семейных торжествах, очаровывая сослуживцев и начальство мужа, прелестница нередко становилась чуть ли не единственным аргументом, продвигающим ее суженного вверх по карьерной лестнице.

У И. С. Тургенева, несомненно, было свое видение характера представительниц прекрасного пола. В своих произведениях он мастерски нарисовал немало женских образов, что послужило поводом для выделения среди реально существующих дам типа так называемой тургеневской девушки.

Одной из ярких представительниц авторской галереи являлась Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети». С первых мгновений знакомства с героиней читатель может понять, что перед ним предстала сильная, неординарная и цельная личность. Она разительно отличается от городских дам своей уверенностью, чувством собственного достоинства, даже некоторой властностью. При первом же взгляде на нее Аркадий мгновенно сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в этой жизни. Его интуиция не подвела. Рано осиротевшей и оставшейся с малолетней сестрой на руках, Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть и самой заняться небольшим имением, оставшимся в наследство, долгами отца и препятствиями, которые непременно всегда встречаются на пути неопытных девушек. Однако Одинцова не позволила отчаянию взять вверх. Она сама нашла выход из сложившегося положения: занялась хозяйственными делами, выписала престарелую тетку. Ради благополучия маленькой семьи Анна Сергеевна вышла замуж за богатого старика, который вскоре оставил ей хорошее наследство.

Молодая женщина с несвойственной многим дамам высшего света рассудительностью взялась за управление своих владений и даже ввела в своем имении строгий порядок, полагая, что без этого в деревне «со скуки умрешь». Анна Сергеевна сразу поразила главных героев своим умом, независимостью, отсутствием предрассудков, а также равнодушием к различным сплетням и пересудам, распространяющимся по местному светскому обществу: «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения». Молодая женщина, сознательно поселившаяся в деревне, сторонилась городской суеты, редко показывалась на балах, однако живо интересовалась всеми новыми идеями и достижениями науки. Отличаясь прекрасным образованием, она старалась вести свое хозяйство в ногу со временем. Для сего даже выписывала из столицы и внимательно изучала некоторые научные издания. Безусловно, ее внимание не мог не привлечь новый молодой человек, отличающийся суждениями, идущими вразрез общепринятых представлений. Молодых людей сближало то, что каждый из них старался жить своим умом, не признавая общественные авторитеты.

Однако Анна Сергеевна быстро рассмотрела в Базарове бунтаря, который никогда не удовлетворится спокойной и размеренной жизнью, так оберегаемой женщиной. Добившись определенной внешней и внутренней гармонии, Одинцова сильно дорожила этим своим состоянием: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них». Свое спокойствие и благополучие Одинцова ставила на первое место. Именно поэтому женщина никогда не позволяла себе увлекаться чем или кем-либо: «Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию». Ее боязнь разрушить однажды уже созданную гармонию и рассудочность в самом зародыше гасит ее душевные порывы. Анна Сергеевна производит впечатление холодной неприступной особы. «Эко, как она себя заморозила», — подмечает Базаров при знакомстве с этой женщиной. Однако по-другому, Одинцова возможно бы и не выжила. Ей пришлось принять такой стиль поведения, чтобы с одной стороны вполне сносно уживаться в окружающем мире с другими его обитателями, а с другой духовно не чувствовать себя в чем-то ущербной, оставить себе пространство для внутреннего развития. Вполне понятно, почему временами Анна Сергеевна чувствует себя одинокой. Ей, как и любой женщине, хотелось бы настоящей любви, сильных чувств и увлечений, о чем она и говорит Базарову. Однако это могло бы угрожать устроенности ее жизни, поэтому минутная слабость быстро преодолевается и не оставляет никаких следов в ее душе: «Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле».

Таким образом, можно сделать вывод, что Тургенев воспринимал женщин, как равных себе по складу ума и положений, он оставлял за ними право на свободолюбие и независимость. Именно такие характеры были ему интересны. С цельной натурой, рассудительной и спокойной, на любое явление жизни имеющей свое собственное мнение, всегда приятнее иметь дело, нежели с прелестной, но легкомысленной кокеткой. В произведениях Тургенева явно просматривалось и такое общественное явление XIX века, как женская эмансипации. Прекрасные дамы становились более независимыми от мужчин. Они довольно трезво понимали, что удачное замужество просто необходимо любой женщине, поскольку способно придать некоторый вес в обществе. Однако добившись определенного благосостояния, они были склонны отказаться от брачного союза, освещенного церковью.

Эти женщины прекрасно знали себе цену и не позволяли чувствам взять верх над разумом. То есть в России складывался совершенно новый тип женщин, способных прекрасно обходиться без сильной половины, самостоятельно управлять хозяйством, и обретать экономическую независимость.

Меню статьи:

Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети» очень противоречивый. С одной стороны у читателя к ней возникает чувство жалости и сострадания, с другой стороны, ее неумение и нежелание идти по зову сердца и мечты обескураживает.

Внешность Одинцовой

Анна Сергеевна Одинцова обладает необычно красивой внешностью. На момент повествования ей 28 лет. Этот возраст сама Одинцова считает уже немолодым и поэтому причисляет себя к старухам. Однако ее внешность говорит об обратном. Женщина выглядела молодо и свежо. Тело ее было очень стройное и привлекательное». Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана».

Предлагаем ознакомиться с образом Николая Петровича Кирсанова

Роста она была высокого, что придавало ей дополнительный шарм. Черты ее лица были прелестны, правда, нос был немного толстоват, что было характерно для всех русских, но остальные черты были идеальны. Кожа ее лица была светлой и чистой. Глаза ее были светлого цвета, в них проглядывалось что-то нежное и в то же время умное: «ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». Волосы ее были, напротив, темного цвета. Длинные волосы красиво обрамляли ее лицо: «гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».
Гардероб ее также отличается утонченностью и изысканностью. Одинцова умеет красиво носить одежду – даже самые простые наряды смотрятся на ней необычно и очень красиво.

Анна Сергеевна умеет пленить человека с первых минут знакомства, ее внешность располагает к себе, по мнению Базарова, ее можно изучать в качестве анатомического пособия. Мужчины без ума от нее, а женщины ей завидуют.

Биография Одинцовой

О детстве Одинцовой, в девичестве Локтевой, и ее прошлом мало что известно. Родители ее давно умерли. Мать ушла из жизни еще в то время, когда они жили в Петербурге, а их семья процветала и была богатой и зажиточной. Она принадлежала к обедневшей семья знатных аристократов Х…Отец ее был хорошим человеком, но имел пагубное пристрастие к карточным играм, поэтому вскоре спустил все сбережения семьи за карточным столом, и тоже умер, оставив свои двум дочкам крошечное наследство. На момент его смерти старшей – Анне, было 20, а младшей – Катерине – 12 лет.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Базарова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

После смерти родителей Анна берет на себя воспитание младшей сестры и справляется с этим вполне успешно – Катя обучается всему необходимому в жизни аристократки, однако особенности характера ее сестры действуют на девушку губительно, она была практически запугана сестрой и подавлена ее авторитетом.

Жизнь Одинцовой была полна сложностей. Ей довелось преодолеть немало трудностей. «Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы».

Первый брак Одинцовой

Спустя некоторое время Анна Сергеевна выходит замуж. Ее мужем стал некто Одинцов – он был немолодым человеком, но очень богатым и поэтому Анна согласилась стать его женой. Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести».

Анна не любила своего мужа, в некоторой мере, он даже вызывал у нее отвращение: «Покойного Одинцова она едва выносила». Окружающие считали такой ее брак очень странным, но сама Анна не видела в этом ничего плохого и думала, что это вполне нормальное явление.

После смерти мужа Анна становится богатой женщиной. Она хоть и не любила своего мужа, но после его смерти соблюдала все приличия и требования как вдовы: «Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу».

Жизнь в деревне

После заграничной поездки Анна Сергеевна вместе с сестрой возвращаются в деревню – Никольское – «Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями» – и дальше живут в глуши и уединении.

Время, проведенное в деревне Анна не тратит зря, она обучается ведению хозяйства и осваивает навыки управления имением, чего раньше не умела, хотя ее образование были исключительным. Также в деревне Анна читает книги и изучает русский язык – в результате она становится умной и проницательной женщиной, а ее знания русского языка удивляют и поражают. Одинцова редко выбирается из Никольского – исключительно по делам и практически все время проводит в деревне.

Характеристика личности

Анна Сергеевна Одинцов обладает необычным типом личности. В первую очередь ее отличает от большинства представительниц женского пола равнодушие и даже определенная нелюбовь к светским обществам. У Одинцовой такие мероприятия вызывают усталость и, если и выполняются ней, то с чувством долга и необходимости.

Второй ее отличительной чертой является исключительный ум – Одинцова читает книги не из-за модных веяний, заучивая определенные фрагменты текста, чтобы казаться умнее, а действительно изучает определенные вопросы и материал, предоставленный в литературе. Она понимает и осознает тему обсуждения. «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги».

Следующей ее отличительной и между тем необычной чертой является независимость. Анна Сергеевна не стремится никому угодить, она в некоторых моментах поступает по-мужски, определяя таким образом свое место в обществе.

По своему темпераменту она спокойная и уравновешенная личность. Анна Сергеевна во всем ценит прежде всего спокойствие, поэтому не стремиться менять что-либо в своей жизни – ей нравится такая обыденность и предсказуемость ее бытия, но между тем, одна и решительная личность – если этого требует ситуация, она умеет действовать четко и резко.

Несмотря на свои знания, Анна Сергеевна не является разговорчивой личностью, в обществе она предпочитает молчать и слушать разговоры других людей. По отношению к другим людям она всегда любезна и приветлива. У окружающих создается впечатление о ней как о милой и прелестной женщине во всех смыслах этого слова.

Образ Одинцовой лишен терпения и уравновешенности – она слишком нетерпелива и не может выполнять работу, требующую усидчивости.

Анна Сергеевна очень требовательная и настойчивая женщина, она часто придерживается своего мнения и готова его отстоять.

Однако эта идеальная женщина не остается без изъяна. В ее случае это проявляется в особой любви к роскоши и комфорту. Именно эти два критерия она ценит превыше всего, и именно они являются ключевыми двигательными силами в ее жизни.

Анна Сергеевна считает, что во всем следует придерживаться порядка – в ее доме все происходит по определенному графику, благодаря такому четкому режиму дня ее жизнь в деревне не наскучивает ей.

В доме Одинцовой царит исключительная чистота, она не любит, когда что-то лежит на своем месте или в доме неубрано: «все было чисто, всюду пахло каким – то приличным запахом, точно в министерских приемных».

Анна Сергеевна никогда никого по настоящему не любила, некоторые люди вызывают у нее чувство симпатии и даже мимолетной страсти, как, например, в случае с Евгением Базаровым. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно».
В глубине души женщина очень несчастна, но не знает как ей исправить ее положение.

Одинцова и Аркадий Кирсанов

Правильней было бы сказать, что отношения Анны Сергеевны Одинцовой и Аркадия Кирсанова закончились не начавшись. Когда Аркадий впервые увидел Одинцову, то не смог скрыть свое восхищение молодой женщиной – ее красота и ум напрочь пленили ум и сердце молодого человека. После их встречи, он все дни напролет мечтал о ней, поэтому ее приглашение в Никольское Аркадий воспринял как праздник – это была прекрасная возможность улучшить отношения с Одинцовой и, вполне вероятно, развить их. Однако со стороны Одинцовой все выглядело совсем в ином свете – она прекрасно понимала, какие чувства испытывает Кирсанов, но, к сожалению, не испытывала к нему ничего кроме легкой симпатии – в ее понимании Аркадий был милым человеком, способным поддержать с ней разговор, но в качестве возлюбленного она его не воспринимала.


В Никольском Аркадий все больше и больше осознает этот факт и постепенно сближается с сестрой Анны – Катериной. Катерина оказывается ближе по характеру и мировоззрению Аркадию – постепенно горечь разочарования и отторжения сменяется у Аркадия истиной любовью к Катерине.

Анна Одинцова и Евгений Базаров

В то время, как мысли Аркадия Кирсанова были заняты Анной Сергеевной, сама Анна Сергеевна была пленена другом Кирсанова – Евгением Базаровым. Этот прагматичный и в некой мере грубый человек сумел заинтересовать женщину, его видение определенных моментов в жизни общества настолько отличалось от общепринятого, что невозможно было не обратить внимание на этого человека. К тому же Базаров обладал естественным шармом и обаянием, что также располагало к его личности.

В Никольском Анна Сергеевна все больше и больше начинает сближаться с Базаровым отдаляя себя от общения с Кирсановым.

Базаров, привыкший часто быть в центре внимания на этот раз чувствует себя не в своей тарелке – он впервые влюбился, и это чувство заставляло его совершать поступки и мысленно принадлежать только одному – своей влюбленности. Базаров всегда высмеивал привязанность к романтическим чувствам и любви в целом, но теперь сам оказался сам заложником любви и это еще больше обескураживало его. Анна Сергеевна, которая, по сути никогда не любила никого, а подобно Базарову, всегда руководствовалась умом, а не чувствами также была в смятении – она испытывала тягу к этому человеку и страсть, но поддаться этому чувству не решалась.


В результате, когда их отношения достигли эмоционального пика, Базаров решается на первый шаг, но Одинцова, которая всегда остерегалась перемен в личной жизни не торопилась ответить возлюбленному взаимностью, в результате, в их отношениях случился коллапс – зашедшие отношения в тупик требовали срочного решения, но совершать что либо в этом направлении не торопился никто. Одинцова фактически мечтала, чтобы эта ситуация решилась как-то сама собой – Евгений определенно вызывал у нее значительно большие чувства, чем симпатия, но его положение в обществе ее не устраивало – связь с Базаровым была бы причиной дисбаланса в ее стабильности и системности жизни, и, даже, возможно, стала бы причиной расставания с некоторыми элементами комфорта роскоши, к которым Одинцова так привыкла, усиливало эту ситуацию его и тот факт, что Базаров был простым человеком.

В конце концов, их отношения прекратились – несмотря на то, что персонажи не хотели окончания их отношений конфликтным способом, мирных и дружеских отношений в результате разрыва у них не получилось.

Жизнь Одинцовой после разрыва отношений с Базаровым

После того, как отношения Евгения и Анны Сергеевны прекратились, Одинцова осталась в Никольском и детали того, как она пережила расставание, были читателю не известны.

Можно предположить, что она не сильно переживала разрыв, ведь, по сути, именно из-за ее желания и поступков развития отношений с Базаровым стали невозможны.

Базаров же, сильно обжегшись, возвращается в родительский дом – ситуация с его влюбленностью стала причиной ухода из жизни Базарова сразу двух людей – Одинцовой и Кирсанова. В то время как о Кирсанове и раздоре с ним Базаров переживал мало, то личность Одинцовой его существенно занимала.

Ни Базаров, ни Одинцова после расставания не искали встречи друг с другом – их встречу определил случай – Базаров был болен и находился в шаге от смерти. Его последним желанием было увидеть Анну Сергееву и Одинцова, как бы она не была прагматична и горда – приехала к Базарову. Помочь ему она уже ничем не могла, но фактически облегчила последние минуты Базарова своим присутствием.

Смерть Базарова не лучшим образом повлияла на Одинцову, но не балованная судьбой женщина вскоре смогла оправиться от этой трагедии и вышла замуж. Ее мужем стал вновь-таки не любимый ею человек, судя по всему, Одинцова в этом браке по расчету не стала счастливой.

Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова в романе Тургенева является носителем холодной красоты и ума – она не стремится сделать счастливыми других людей, даже самых родных и близких – так как женщина никогда не испытывала счастья и любви, она не знает как подарить эти чувства другим людям. Ее жесткость и грубость становятся причиной отсутствия симпатии с родной сестрой, которую она запугала и подавила своей принципиальностью и авторитетом.

Неопределенность в чувствах не дает ей возможности стать счастливой в отношениях с Евгением Базаровым – человеком, который испытывал к ней искренние чувства. Анна Сергеевна так и не смогла обрести счастье – ней все восхищались и хотели быть похожи, но на самом деле не знали, как тяжело и печально быть Анной Одинцовой.

Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе “Отцы и дети”: внешность и характер в цитатах

3.8 (76.67%) 6 votes

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».

Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.

Биография

Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный. Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь. Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.

Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она - рано повзрослевшая дочь - смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.

Внешность и характер Анны Одинцовой

Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе "Отцы и дети" (фото художественных репродукций это подтверждают).

Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.

Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.

Разум и хозяйственность

Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.

Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.

В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе. Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами. Словом, она предпочитает «синицу в руке».

Одинцова и ее духовный вакуум

В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести...

Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины - опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом. Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». С цитатами из этого характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.

Особенность персонажа

Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум. Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.

Цитатная характеристика

Иван Сергеевич Тургенев со свойственным ему талантом преподносит читателям образ Одинцовой в романе "Отцы и дети". Таблица, представленная ниже, познакомит с цитатной характеристикой этой героини.

Ирония Тургенева

И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.

Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь - как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды - не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?). Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе "Отцы и дети"? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.

Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.

Заключение

Тургенев-классик известен в литературе своими удивительными женскими образами. Общеизвестен даже любимый им типаж представительниц прекрасного пола, который называют тургеневскими девушками. Среди них - Наталья Ласунская, Лиза Калитина. Эти образы считаются одними из самых изящных в мировой литературе.

Вовсе не таким выступает в романе «Отцы и дети» образ Одинцовой Анны. Она при всей своей красоте пуста изнутри, поэтому и не относится к ним. Эта героиня романа Тургенева выступает как иллюстрация человека, теряющего человеческое. Впрочем, не секрет, что подобные дамы таки существуют. И их нигилизм души, в отличие от Базаровского, отнюдь не несет созидательного начала.

Испытание любовью: Павел Петрович и Базаров. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, - в этом был убежден Тургенев <…>. - Система - точно хвост правды, а сама правда как ящерица: оставит хвост в руке - а сама убежит…» Убедиться, что правда жизни сложнее любых «систем», теоретических построений предстоит не только Базарову. Параллельно с ним тот же путь проходит его антагонист, Павел Петрович. В сфере любви - дважды. Первый раз - в Петербурге. Удачливый офицер узнал, что блестящая карьера может в одночасье рухнуть от одного «загадочного взгляда», а удовлетворенное самолюбие не приносит радости, если любимая несчастна. Крушение чувства, непоправимо исковерканная судьба заставили его замкнуться в броню аристократических «принсипов». Теперешняя его влюбленность в Фенечку вдвойне парадоксальна. Она не только противоречит принятой на себя рыцарской обязанности хранить верность любви и памяти княгини Р. Между простой и прелестной именно этой простотою Фенечкой и аристократической светской дамой нет ничего общего. Павел Петрович невольно лукавит с самим собою, когда усматривает сходство «особенно в верхней части лица». И все же он прав - княгиня и Фенечка «в том же роде». Бессильный объяснить самому себе истоки поздней страсти, Павел Петрович восклицает в полубреду: «Ах, как я люблю это пустое существо!» Но подобное впечатление производила на него и княгиня. Молодой офицер встретил ее на балу, где «язык ее лепетал самые пустые речи». Он танцевал с княгиней мазурку, «в течение которой она не сказала ни одного путного слова». Позднее он понял, что ее «небольшой ум» подчинен «власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил». С точки зрения умного мужчины (а Павел Петрович, бесспорно, умен) обе женщины достаточно наивны. В них нет ничего, что могло бы привязать к себе человека навсегда. Но ведь привязывают! Любовь, одна из загадок жизни, оказывается сильнее рассудка. Загадку жизни олицетворяет в романе сфинкс. А любовь приближает к разгадке.

Подобное испытание выпадает на долю Базарова. Интерес к Одинцовой у него зародился до знакомства, когда услышал о ней от Кукшиной и Ситникова. По их рассказам Анна Сергеевна смогла возбудить невольное любопытство как женщина смелая, свободная и независимая. Тем больше было оснований ожидать, что с ней можно завести свободные отношения, к которым в «Обрыве» призывал Веру Марк Волохов. Встретив Анну Сергеевну на балу, Базаров понял, что ошибся. И хотя он продолжает смущать Аркадия намеками на «богатое тело» Одинцовой, с этого момента стрелка жизненного компаса неуклонно смещается с плотского интереса - к духовным. «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», - пишет автор, характеризуя красоту Одинцовой. Перед нами истинно русская красота, красота «величавой славянки». С этого момента Базаров знает, что есть человек, который равен ему силою ума и духа. Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. «Ломание Базарова <…> неприятно подействовало на нее <…>; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение…» Более того, Одинцова поняла причину их сближения, общую незаурядность и приподнятость над окружающими: «Мы оба уже не первой молодости <…>; мы пожили <...>, мы оба - к чему церемониться? - умны». Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой <…>, небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Тонкого полемиста она «убивает» одним ироническим замечанием: «Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка». Базарову ничего не остается, как сухо согласиться: «Именно так-с, сударыня».

Мы уже упоминали о главном идейном смысле романа: Базарова судят не люди, а судьба. Анна (Благодать Божья) послана судьбой, чтобы доказать ограниченность и его «прынцыпов». Появившись на балу, она привлекает внимание «достоинством своей осанки». О «чувстве собственного достоинства», «уважения к себе» как о главном признаке аристократизма толковал Павел Петрович. Одинцова величественно держит себя не только на балу, где она «непринужденно разговаривала <…> с сановником». Даже в будний день, прогуливаясь в саду, она исполнена величавой непоказной грации: «Изящно, даже изысканно одетая», она, стоя на дорожке, «кончиком раскрытого зонтика шевелила уши» домашней собаки. «Ей бы шлейф сзади носить да корону на голове», - метко определяет ее Базаров.

Отражением хозяйки становится деревенский дом - со множеством лакеев, надменным дворецким, строгим чередованием трапез и отдыха. Подобно Павлу Петровичу, стремившемуся «в деревне, в глуши не ронять себя», Одинцова убеждена, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет». Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. «Хороша герцогиня, - справедливо замечает Аркадий, - с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой». Ненавидимый аристократизм может быть разумным - по крайней мере, в укладе домашней жизни Никольского, где «оттого и жилось так легко».

Поначалу он пробовал, как в доме Кирсановых, подчинить волю окружающих и заставить слушать себя. Но нашла коса на камень. Анна Сергеевна, спокойно и логически объяснив целесообразность своих поступков, «продолжала делать по-своему», «заставляла других покоряться». Теории Базарова она противопоставила логику и опыт. Но самое главное, что женщину аристократичную, богатую, избалованную роскошью, именно такую - он полюбил: «…Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь <…> намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».

Тщетно пытается «самоломанный» герой уничтожить в себе и это чувство: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами <…>, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай…»

Тургенев был убежден в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Ее нельзя объяснить логикой, ее нельзя вывести из дружбы или взаимных симпатий; она - самая большая тайна жизни. В своей повести «Переписка» Тургенев прямо заявляет, что «любовь даже вовсе не чувство - она болезнь <...>, обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка». В повести «Вешние воды» подбирает столь же яркое сравнение: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье…» Разрушен настолько, что у сурового Базарова легко вырываются поэтические слова, похожие на комплименты : «Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?» И Анна Сергеевна с живостью отзывается: «Как? Как вы это сказали?»

Базаров воспринимает эту силу как пришедшую извне, чужую и враждебную - «что в нем происходило», «что-то в него вселилось», «точно бес его дразнил». Писатель не согласен с героем: любовь хоть и чувство ирреальное, но в человеке разворачивает свои возможности - то, что до времени скрывалось, дремало в душе. И уж тем более не враждебная сила, раз может подарить все богатства мира. Прежде Базаров был равнодушен к природе. Но вот он остается наедине с любимой. Анна Сергеевна просит растворить окно в сад - «оно разом со стуком распахнулось». Что же предстает герою (впервые)? «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха». Время идет, а магическое обаяние природы не уменьшается: «…Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание…» Любовь обостряет не только зрение, но и слух. Среди волшебной ночи «звуки фортепьяно долетели до них из гостиной».

Главное, у Базарова начинает меняться взгляд на мир и людей, недавно с такой убежденностью высказанный. Каждый человек, «что дерево в лесу», заниматься им бесполезно и скучно. Общение с Одинцовой, «странным существом», противоречивой, чарующей, - приводит к поразительному итогу: «Может быть <…>, точно, всякий человек - загадка». Базаров, натура, не признававшая над собой никакой власти, убежденная, что самостоятельно строит свое будущее (и не только свое) - вдруг начинает допускать присутствие в мире посторонних, от него не зависящих сил: «…Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? »

Что же Анна Сергеевна? Действительно, «странное существо». В облике своей героини автор подчеркивает холодную безмятежность, что-то сродни Снежной Королеве: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным», «…И заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье». Но в зеркале Одинцова видит себя другой, полной жизни и опасных страстей, «…с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…». Вполне дерзким, вызывающим жестом явилось то, как она «с нерешительною, но хорошею улыбкой» пригласила накануне встреченных молодых людей погостить у себя в Никольском. Нам трудно себе представить всю смелость этого поступка, который наверняка поднял новую волну сплетен вокруг ее имени. Недаром ее тетка, княжна, выражает нескрываемое неудовольствие во все время пребывания молодых гостей: «Княжна, по обыкновению <…>, выразила на лице своем удивление, точно затевалось нечто неприличное…» Эта злая, отталкивающая старуха не случайно сопровождает героиню на всем протяжении любовного сюжета: своего рода живой компас, показывающий, насколько та уклонилась от предписанных светским этикетом правил.

Анна Сергеевна не кокетничает, когда говорит о себе, что многое пережила. Наряду с холодностью в ней скрыта наследственная авантюрная жилка. Ведь она была любимой дочерью «известного афериста и игрока». Ее отец поставил все на карту и в конце жизни разорился, оставив Анну с маленькой сестрой на руках. Общественное мнение считало невозможным самостоятельную жизнь незамужней девушки. Анне пришлось приличия ради «выписать» тетку-княжну и терпеть выходки надменной самовлюбленной старухи. Существование в глуши обрекало ее на участь старой девы, второго варианта княжны. В отличие от нее, Анна любила сестру, и готова была отдать всю привязанность маленькой Кате. «Но судьба судила ей другое», - многозначительно замечает писатель. «Судьбу» в немалой степени предопределила ее пленительная красота. Автор не говорит, что сыграло решающую роль - страх пред бедностью или желание быть самостоятельной, - но девушка согласилась на брак с «пухлым, тяжелым, кислым» Одинцовым. Замужество, а затем обеспеченное вдовство вернуло ее на прежнюю ступень социальной лестницы, но не смогло воскресить прежнего отношения к жизни. Пережитое низвело жажду приключений на уровень неясных мечтаний. Оно заставило ценить комфорт и ту независимость, которую он представляет.

На протяжении всех эпизодов в Никольском для читателя остается тайной, питает ли Одинцова к гостю какие-то чувства? Или в ней говорит «сознание уходящей жизни», «желание новизны», опасное стремление «дойти до известной черты»? Она словно балансирует на пороге своего ледяного дворца, вся во власти «смутных», ей самой непонятных переживаний. Порою кажется, что ледяная маска вот-вот спадет с нее. Особенно после первого свидания, когда Анна Сергеевна, «внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова». И только появление свидетеля, горничной, остановило ее порыв.

Снова звучит мысль, высказанная в «Рудине». Показатель незаурядной натуры - способность понять одну- единственную женщину. В отличие от романтически-возвышенного Рудина, парящего в облаках, материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять. Базаров довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова - аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает - от скуки, да от светских сплетен. На первом свидании Одинцова признается, что «очень несчастлива». «Отчего? - изумляется Базаров. - Неужели вы можете придавать <…> значение дрянным сплетням?» «Одинцова нахмурилась. Ей стало досадно, что он так ее понял». Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь <…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне...» Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете». Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. «Нет, - решила она наконец <…>, - спокойствие все-таки лучше всего на свете».

При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась», - объясняет автор, отходя от принципа невмешательства во внутренний мир персонажей. Но теперь это вторжение необходимо: настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания <…>, сильная тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные». «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие».

Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата». «Это условие справедливое, Анна Сергеевна», - подхватывает он. Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения - «как же собою не дорожить?» Для Базарова же любовь - полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой - «не знаю, хвастаться не хочу». Но именно такая страсть - самолюбивая, без желания счастья любимому существу, без самоотвержения - по мысли Тургенева, низводит человека до уровня животного. Недаром он останавливает внимание на «почти зверском лице Базарова». Можем ли мы упрекать Одинцову в холодности, когда эта умная женщина «раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет…нет..нет». При последнем грубом вопросе о ее чувствах, «глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». «“Я боюсь этого человека”, - мелькнуло у нее в голове».

Но это не конец их отношений. Каждый этап своей жизни Базаров теперь поверяет встречей с Одинцовой. После краткого пребывания у родителей Базаров и Аркадий катят в город. Ямщик задает поистине судьбоносный вопрос: «направо аль налево?» Реакция Базарова не приводится, но говорится, что внутренне он «вздрогнул»:

Евгений, - спросил он (Аркадий ), - налево? Базаров отвернулся.

Это что за глупость? - пробормотал он.

Мы знаем, что для Базарова «глупость» является синонимом слов «романтизм», «любовь». Друзья сворачивают к Одинцовой. Ее реакция - надменная, поистине аристократическая, под стать Ласунской в сцене изгнания Рудина. Анна Сергеевна напоминает тетку сменой настроений, капризной брезгливостью - «на меня теперь нашла хандра». Но, во-первых, ее «хандра» аналогична базаровскому ожесточению. Вероятно, она тоже внутри себя болезненно изживает свою любовь. А во-вторых, Одинцова демонстрирует Базарову манеру не стесняемой приличиями свободы поведения, к которой привык он сам. Привык, не желая замечать, что смертельно обижает родителей, Аркадия. Судьба держит перед ним зеркало. Оказывается, бесцеремонность бывает очень обидна. Недаром всю последую дорогу в Марьино Базаров «почти не раскрывал рта и все глядел в сторону <…> с каким-то ожесточенным напряжением».

Теперь-то гордый Базаров, убежденный, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» - теперь (думаем мы) с Одинцовой расстался навсегда. И шагу не сделает он в Никольское, несмотря на запоздалое приглашение хозяйки («приезжайте опять <…> через несколько времени»). Но нет! Повод самый «уважительный»: лично рассказать Аркадию (который еще раньше сорвался в Никольское, к Кате) о злополучной дуэли. Но это лишь повод. Недаром аскетичный в одежде Базаров «уложил свое новое платье так, что оно было у него под рукою». В вопросах внешних приличий щепетильна хозяйка Никольского…

В этот приезд Базаров пытается уверить ее и себя, что все кончено. «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости…» - говорит Базаров. Но как меняется строй его речи! Уже сейчас, задолго до последнего свидания, нигилист овладевает лексикой и тоном того романтизма, который отвергал. Лишнее доказательство, что романтизм жил в его душе всегда. Анна Сергеевна с облегчением подхватывает: «Кто старое помянет, тому глаз вон <…>. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Снова Тургенев-художник отказывается от миссии всезнающего и всеобъясняющего волшебника: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

- <…> Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

Евгений Васильевич, мы не властны… - начала <…> Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

Ведь вы свободны, - произнес немного погодя Базаров. «Больше ничего нельзя было разобрать…»

И не нужно. Сбылись предсказания отвергаемой баллады Жуковского. Подобно рыцарю Тоггенбургу, Евгений в ответ на просьбы любви слышит: «Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть, / Но любовию иною / Не могу любить».

Герой способен ревновать. Едва Базаров заговорит об Аркадии - «кипение желчи слышалось в его спокойном, но глухом голосе». Чем искреннее Одинцова радуется, что Аркадий «с Катей совсем как брат», тем грубее Базаров уличает ее в хитрости. Любая женщина, упоминая так часто имя другого, желала пококетничать, проверить чувства к ней. Любая… но не холодная Анна Сергеевна. В свою очередь, и Анна Сергеевна ошибается относительно привязанности Аркадия к ее сестре. «Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!» - восклицает она, получив письмо с просьбой Катиной руки. Базаров не может скрыть «злорадное чувство», «мгновенно вспыхнувшее в груди». Раздается безрадостный смех взаимного поражения. Вот уж поистине «горе от ума»! Уверенные в своей проницательности, наблюдательности, праве даже распоряжаться судьбами близких людей, сестры и друга, оба оказываются бесконечно чужды им.

Поражение «старших» героев имеет еще один аспект. Снова, как в «Рудине», злоключения неудачливой пары оттеняет чета счастливая. Здесь отношения развиваются вполне традиционно. Как подобает влюбленному, Аркадий, мучительно косноязыча, приступает к объяснению: «...Красноречие изменило Аркадию; он сбился, замялся. (“Да помоги же мне, помоги!” - с отчаянием думал Аркадий.)» И Катя держит себя, как подобает скромной барышне: «Казалось, она и не понимала, к чему это все ведет…» Наконец произносятся банальные вроде бы слова, что говорились миллионы раз… Но не сказав их, не узнаешь, «..до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Эти наивные молодые люди оказались в чем-то мудрее, принимая без сомнений скромные дары жизни. А Одинцовой и Базарову остается одно - расстаться, сохранив гордость. «Нет! - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Прощание их горькое - во многом именно потому, что много анализируют, понимают, стремятся проникнуть в тайну бытия. И слишком много говорят… Мысль изреченная не всегда ложь. «Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца», - произносит Базаров. «…Не в последний раз видимся», - заклинает Анна Сергеевна. Довелось же им увидеться уже у постели умирающего.

Одинцова спешит - звук роскошной кареты раздается в деревенской глуши. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен!» - восклицает восторженно Василий Иванович. Действительно, любовь может совершить чудо, воскресить больного. Простодушный старик ошибается в одном - чтобы случилось это чудо, нужна обоюдная любовь. А ее нет. «И теперь вот вы стоите, такая красивая…» Спустя столетие эти поэтические слова Базарова подхватил Маяковский. Но Одинцова - «она просто испугалась <…>. Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». И хотя Анна Сергеевна «великодушно» «села <…> возле дивана, на котором лежал Базаров», пренебрегая опасностью заражения, все же «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша».

Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.

Кто такая Анна Сергеевна Одинцова

Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.

Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.

Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.

Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.

Тест по произведению