Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний уют и тепло могут создать иллюзию покоя и безопасности.
1918 год
Велик год тысяча девятьсот восемнадцатый. Но он также и страшен. Киев с одной стороны заняли немецкие войска, с другой - армия гетмана. А слухи о прибытии Петлюры вселяют все большее беспокойство в горожан, и без того напуганных. На улице снуют приезжие и всякие сомнительные личности. Тревога витает даже в воздухе. Такой Булгаков изобразил обстановку в Киеве в последний год войны. А образ дома в романе «Белая гвардия» он использовал для того, чтобы герои его смогли спрятаться, хотя бы на время, от надвигающейся опасности. Характеры главных героев раскрываются именно в стенах квартиры Турбиных. Все, что за пределами ее - словно другой мир, страшный, дикий и непонятный.
Задушевные беседы
Тема дома в романе «Белая гвардия» играет важную роль. В квартире Турбиных уютно и тепло. Но здесь также герои романа спорят, ведут политические дискуссии. Алексей Турбин - самый старший из жильцов этой квартиры - ругает украинского гетмана, самый безобидный проступок которого заключается в том, что он принудил русское население говорить на «гнусном языке». Далее он извергает ругательства в адрес представителей гетманского войска. Однако нецензурность его слов не умаляет правды, которая таится в них.
Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка - все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена - сестра Алексея и Николки.
Но образ дома в романе «Белая гвардия» - это не воплощение семейного очага и не прибежище для инакомыслящих личностей. Это символ того, что осталось еще светлое и настоящее в полуразрушенной стране. Политический перелом всегда порождает беспорядки и разбой. А люди, в мирное время, казалось бы, довольно порядочные и честные, в сложных ситуациях показывают свое истинное лицо. Турбины и их друзья - немногие из тех, которых перемены в стране не сделали хуже.
Предательство Тальберга
В начале романа дом покидает муж Елены. Он убегает в неизвестность «крысьей пробежкой». Слушая уверения мужа в скором возвращении с армией Деникина, Елена, «постаревшая и подурневшая», понимает, что он уже не вернется. Так и произошло. У Тальберга были связи, он ими воспользовался и смог бежать. И уже в конце произведения Елена узнает о его предстоящей женитьбе.
Образ дома в романе «Белая гвардия» - это своего рода крепость. Но для трусливых и эгоистичных людей она - как тонущий корабль для крыс. Тальберг бежит, и остаются лишь те, кто может другу другу доверять. Те, кто не способен на предательство.
Автобиографичное произведение
На основе собственного жизненного опыта создал этот роман Булгаков. «Белая гвардия» - это произведение, в котором герои высказывают мысли самого автора. Книга не является общенациональной, поскольку посвящена лишь определенному социальному слою, близкому писателю.
Герои Булгакова не раз в самые тяжкие минуты обращаются к Богу. В семье царит полная гармония и взаимопонимание. Именно таким себе представлял идеальный дом Булгаков. Но, возможно, тема дома в романе «Белая гвардия» навеяна юношескими воспоминаниями автора.
Всеобщая ненависть
В 1918 году в городах преобладала озлобленность. Она имела внушительный масштаб, так как порождена была многовековой ненавистью крестьян по отношению к дворянам и офицерам. И к этому также стоит добавить злость местного населения по отношению к оккупантам и петлюровцам, появления которых ждут с ужасом. Все это автор изобразил на примере киевских событий. И только родительский дом в романе «Белая гвардия» является светлым, добрым образом, внушающим надежду. И здесь укрыться от внешних жизненных бурь могут не только Алексей, Елена и Николка.
Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» становится пристанищем и для людей, близких по духу их обитателям. Елене и ее братьям родными стали Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они знают обо всем, что происходит в этой семье - обо всех горестях и упованиях. И им здесь всегда рады.
Завет матери
Турбина-старшая, которая умерла незадолго до событий, описываемых в произведении, завещала своим детям жить дружно. Елена, Алексей и Николка сдерживают обещание, и только это их спасает. Не дает погибнуть им любовь, понимание и поддержка - составляющие истинного Дома. И даже тогда, когда Алексей находится при смерти, и врачи называют его «безнадежным», Елена продолжает верить и находит поддержку в молитвах. И, на удивление докторам, Алексей выздоравливает.
Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.
Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа - Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.
«Белая гвардия» - роман, который был издан более 90 лет назад. Когда по этому произведению в одном из московских театров была поставлена пьеса, зрители, чьи судьбы были так похожи на жизнь героев, плакали, падали в обморок. Это произведение стало чрезвычайно близким для тех, кто пережил события 1917-1918 гг. Но роман и позже не потерял актуальности. А некоторые фрагменты в нем необыкновенным образом напоминают и настоящее время. И это лишний раз подтверждает, что настоящее литературное произведение всегда, в любые времена актуально.
В романе «Белая гвардия» исконно русская интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени. Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого 1918 г. Великое несчастье - потеря матери - сливается с другой страшной катастрофой - крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира.
Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса, «инженер и трус, буржуй и несимпатичный». Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол.
Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков.Все честное и чистое как магнитом притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не
пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных.
Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное - сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг - похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.
В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в эпоху лихолетья, Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, «что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира… А он, этот внешний мир… согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен».
Там, за окнами, - беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. Здесь, за шторами, - непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо.
Принцип революции - это принцип саранчи (для поля), топора (для леса), принцип Людовика XV: после меня - хоть потоп! Марина Цветаева
Революция и культура - вот та тема, с которой Михаил Булгаков вошел в литературу и которой оставался верен в своем творчестве. Для писателя разрушить старое - значит уничтожить прежде всего культурные ценности. Он считает, что только культура, мир интеллигенции вносят гармонию в хаос человеческого бытия.
Роман “Белая гвардия”, также как и пьеса по его мотивам “Дни Турбиных”, доставил своему автору, М. А. Булгакову, немало неприятностей. Его ругали в печати, навешивали различные ярлыки, обвинили автора в пособничестве врагу - белому офицерству. И все это за то, что через пять лет после гражданской войны Булгаков осмелился показать белых офицеров не в стиле жутких и смешных героев плакатов и агиток, а как живых людей, со своими достоинствами и недостатками, своими понятиями о чести и долге. И эти люди, заклейменные именем врагов, оказались очень привлекательными личностями.
В центре романа - семья Турбиных: братья Алексей и Николка, их сестра Елена. Дом Турбиных всегда полон гостей и друзей. Следуя завещанию умершей матери, Елена поддерживает в доме атмосферу тепла и уюта. Даже в страшное время гражданской войны, когда город лежит в развалинах, за окнами непроглядная ночь со стрельбой, в доме Турбиных горит лампа под теплым абажуром, на окнах кремовые шторы, защищающие и отгораживающие хозяев от страха и смерти.
По-прежнему собираются возле изразцовой печи старые друзья. Они молоды, веселы, все немного влюблены в Елену. Для них честь не пустое слово. И Алексей Турбин, и Николка, и Мышлаевский - офицеры. Они действуют так, как велит им офицерский задолженность . Настали времена, когда трудно понять, где враг, от кого надо защищаться и кого защищать. Но они верны присяге, той, как они ее понимают. Они готовы защищать свои убеждения до конца.
В гражданской войне нет правых и виноватых. Когда брат идет на брата, не может быть победителей. Люди гибнут сотнями. Оружие берут мальчишки, вчерашние гимназисты. Они отдают свои жизни ради идей - истинных и ложных. Но сила Турбиных и их друзей в том, что они понимают: даже в этой круговерти истории есть простые вещи, которых надо держаться, если хочешь сохранить себя. Это верность, любовь и дружба. И присяга - даже в данный момент - остается присягой, измена ей - изменой Родине, а предательство остается предательством.
“Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности”, - анонсирует автор. Именно такой крысой, бегущей с тонущего корабля, представлен муж Елены Сергей Тальберг. Алексей Турбин презирает Таль берга, уезжающего из Киева с немецким штабом. Елена отказывается ехать с мужем. ДляНиколки предательством было бы оставить тело погибшего Най-Турса незахороненным, и он с риском для жизни похищает его из подвала.
Турбины не политики. Их политические убеждения кажутся иногда наивными. Все герои - и Мышлаевский, и Карась, и Шервинский, и Алексей Турбин - отчасти похожи на Николку. который возмущен подлостью напавшего на него со спины дворника. “Все, конечно, нас ненавидят, но ведь он шакал форменный! Сзади за руку”, - думает Николка. И в этом возмущении - суть человека, который никогда не согласится, что для борьбы с врагом “все средства хороши”. Благородство натуры - характерная черта булгаковских героев.
Верность главным своим идеалам дает человеку внутренний стержень. И этим необычайно привлекательны главные герои романа. Как бы для сравнения рисует М. Булгаков и другую модель поведения. Вот хозяин дома, в котором снимают квартиру Турбины, инженер Василиса. Для него главным в жизни становится сохранение этой жизни любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, “буржуй и несимпатичный”, не остановится перед прямым предательством, а может быть, и убийством. Он “революционер”, антимонархист, но его убеждения превращаются в ничто перед жадностью и приспособленчеством.