Анализ стихотворения гумилева жираф. Анализ стихотвореня гумилева "жираф"

Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место, озеро Чад с его обитателем жирафом. Он называл себя «мастером сказки». Описание природы действительно больше напоминает дивный мир. Нереальные картины, описанные строчками стиха, с такой легкостью возникают перед глазами что невольно становишься зрителем в постановке автора.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Но это лишь поверхность. Середина стиха обличает душевные терзания. Бегство от реальности, поиск райского места на Земле где сердечная боль не найдет человека. Поэт глубоко несчастен. Обессилен в попытках достучаться до той, кого любил с юных лет. Он снова и снова зовет ее с собой, туда, где они могли бы быть счастливы вместе.

Анализ стихотворения Жираф по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

    Стихотворение Брюсова Антоний впервые появилось в печати в апреле 1905 года. В данном стихотворении затрагиваются темы имеющие большое значение для Брюсова.

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

Задачи:

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

Структура урока.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.)

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лиричекий герой.)

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе ?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Итоги урока.

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Анализ стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"

Николай Гумилёв сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности поэт сумел вложить в стихотворную форму.

Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.

Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт…

В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны.

Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному.

В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент. Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой поездки Гумилёва в Африку).

Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается. Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении представить тот или иной оттенок: шкура жирафа, которую украшает волшебный узор, мне представляется ярко оранжевой с красно-коричневыми пятнами, тёмно-синий цвет водной глади, на котором золотистым веером раскинулись лунные блики, ярко оранжевые паруса корабля, плывущего во время заката. В отличие от мира, к которому мы привыкли, в этом пространстве воздух свежий и чистый, он впитывает испарения с озера Чад, "запах немыслимых трав"…

Лирический герой, кажется, настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой, экзотическими запахами и звуками, что готов без устали рассказывать о бескрайних просторах земли. Этот неугасаемый энтузиазм непременно передаётся читателю.

Николай Гумилёв не случайно остановил свой выбор именно на жирафе в данном стихотворении. Твёрдо стоящий на ногах, с длинной шеей и "волшебным узором" на шкуре, жираф стал героем многих песен и стихов. Пожалуй, можно провести параллель между этим экзотическим животным и человеком: он так же спокоен, статен и грациозно строен. Человеку также свойственно возвеличивать себя над всеми живыми существами. Однако, если жирафу миролюбие, "грациозная стройность и нега" даны от природы, то человек по своей натуре создан для борьбы прежде всего с себе подобными.

Экзотика, присущая жирафу, очень органично вписывается в контекст сказочного повествования о далёкой земле. Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

Мелодия стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге). Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки.

Есть поэты среди лириков Серебряного века, чье влияние на потомков и современников было особенно значительным. К ним принадлежит, конечно, Гумилев Николай Степанович. В этой статье мы проанализируем его стихотворение "Жираф".

План анализа

Анализируя стихотворение, следует выделить следующие моменты.

К какому направлению в литературе принадлежал его автор.

Жанр данного стихотворения.

Идея, тема.

Композиция.

Лирический герой.

Литературные приемы, которые использует автор повтор, символ и др.), а также поэтическая лексика (неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы) и поэтическая фонетика (диссонанс, аллитерация).

Основываясь на этом плане, мы проведем анализ стихотворения "Жираф" Гумилева. Однако применять его можно и к другим поэтическим произведениям.

Автор произведения

Начнем "Жираф" с представления автора. Этот поэт известен был как один из руководителей и создателей школы акмеизма. Сам он относился к собственным стихам весьма критически, работал скрупулезно над их содержанием и формой. Гумилев - один из самых взыскательных и строгих учителей, прививавших молодым поэтам вкус к отточенности высказывания.

К какому направлению принадлежал Гумилев?

Гумилев, как мы уже упоминали, принадлежал к такому направлении, как акмеизм. Это придуманный Николаем Степановичем стиль, который подразумевал отражение действительности емкими и легкими словами.

Лирический герой

Намеренно лирический герой закрывает глаза на будничность жизни, окружающей его. Он ей противопоставляет полный приключений, яркий мир свободного странника. Привлекают его красивые названия, экзотические места. Целеустремленность и воля - духовный стержень всей поэзии Николая Степановича.

Современников захватил облик лирического героя Гумилева, сочетавший в себе мужество, отвагу, способность предсказывать будущее, а также страсть к путешествиям и детское любопытство к окружающему миру.

История создания произведения "Жираф" (Гумилев)

Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. "Романтические цветы" - сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски. Он - то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник. За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью. В сборник под названием "Романтические цветы" не случайно вошло стихотворение "Жираф", написанное в 1907 году. Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его в литературе.

Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы. Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, "Жираф". Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.

Жанр стихотворения

Как и многие другие стихотворения данного автора, этот стих написан в жанре философской лирики. Анализ стихотворения "Жираф" Гумилева, кратко изложенный в этой статье, позволяет говорить о том, что перед нами поэт предстает "мастером сказки", в своем произведении сочетая описание быстро меняющихся, ослепительно ярких картин прекрасной далекой страны с музыкальностью и мелодичностью повествования.

Тема и идея

Лирический герой стихотворения "Жираф" для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про "стройные пальмы", "тропический сад", про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: "Далеко, далеко на озере Чад..." бродит изысканный жираф.

Выражение "далеко-далеко" пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое. Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек. Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими. Однако они совсем близки в масштабе земли. Про то, что находится "здесь", автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только "тяжелый туман", который мы привыкли вдыхать ежеминутно. Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев ("Жираф"). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались "здесь". Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает. Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.

Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит "много чудесного". Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами "тяжелого тумана" и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад. Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.

Художественные образы

Вот уже мы переносимся вместе с героиней стихотворения в загадочную Африку для того, чтобы попасть в "тропический сад", дотронуться до стволов прекрасных "стройных пальм", вдохнуть воздух далекой земли, напоенный благоуханием растений и цветов и увидеть удивительное животное, которому дана "грациозная стройность и нега".

Романтически условен облик этого африканского животного. Много в стихотворении "придуманного" изящества. Можно отметить здесь строчку о том, что он "прячется в мраморный грот" на закате. Однако поэтическая форма оправдывает это, поскольку предполагает уже изначально наличие таинственного и чудесного.

В данном стихотворении Николай Гумилев остановил не случайно свой выбор на жирафе. Присущая ему экзотика вписывается очень органично в текст повествования о загадочной далекой земле. С длинной шеей, стоящее твердо на ногах, с "волшебным узором", украшающим шкуру, это животное стало героем множества стихов и песен. Можно, пожалуй, провести параллель между ним и человеком, который так же грациозно строен, статен и спокоен. Однако жирафу "нега" и миролюбие даны от природы. А по собственной воле возвеличивает себя над другими живыми существами.

Литературные приемы, которые использует Гумилев

Проведя анализ стиха Гумилева "Жираф", мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он "подобен цветным парусам корабля". Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.

Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: "грациозная стройность", "изысканный жираф", "цветные паруса", "волшебный узор", "тяжелый туман", "радостный полет", "немыслимые травы", "таинственные страны", а также метонимия ("бродит жираф"), повтор ("далеко, далеко"), олицетворение ("осмелится только луна", "много чудесного видит земля").

Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения "Жираф" Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание. Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог). Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп. Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ. Гумилева "Жираф" - стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.

Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд - Чад), анафору ("особенно грустен", "особенно тонки"). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя - дождя, дана - луна, стран - туман и т.д.).

Нельзя не включить в анализ стихотворения "Жираф" Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов. Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета. В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.

Гумилева "Жираф" - произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.

Композиция

Завершает наш анализ стихотворения "Жираф" Гумилева композиция произведения. Это прекрасная сказка. Для нее, как и для многих других, характерна кольцевая композиция. Заканчивается действие там же, где оно и начиналось. Этот прием в данном случае демонстрирует желание Гумилева рассказать читателям о "рае на Земле" для того, чтобы заставить посмотреть их по-новому на мир. Создается впечатление по мере прочтения, что еще не окончена сказка о таинственной и прекрасной Африке. Кажется, что лирический герой настолько увлечен богатой палитрой цвета, экзотическими звуками и запахами, что без устали готов рассказывать о них, рисовать яркие, пышные картины. И нам невольно передается этот неугасимый энтузиазм. Мы с нетерпением, как в сказках Шахерезады, ожидаем продолжения и находим его с благодарностью, обращаясь к творчеству Гумилева, в других его произведениях.

Итак, мы рассказали о произведении, которое создал Николай Гумилев ("Жираф"). Анализ стихотворения был проведен с опорой на план, данный в начале статьи. Это лишь краткая характеристика, отмечающая основные особенности данного произведения.

Николай Степанович Гумилев – великий поэт и прозаик, переводчик и теоретик 20 века, именно ему предписывают обоснование теории акмеизма. Однако не только теорией знаменит автор, но и практикой. Многие его стихи известны и любимы русским читателем. Например, «Жираф».

Говоря о поэте, невозможно не вспомнить его жену – Анну Андреевну Ахматову. Семья Гумилёвых вплоть до начала Первой Мировой войны была единственной отрадой для молодого автора, но 1914 год стал неким Рубиконом для Николая Гумилева – начались постоянные разлады с женой относительно образа жизни, взаимные измены и неверие. Можно смело утверждать, что из-за таких сильных переживаний и эмоций, у литератора начинается очень продуктивный период творчества. Человек огромного таланта, к сожалению, прожил очень короткую жизнь: был арестован в 1921 году по подозрению в государственном заговоре и в этом же году был расстрелян, оставив после себя бессмертные произведения. Одним из таких лирических произведений можно смело назвать стихотворение «Жираф».

Всю свою жизнь Николай Гумилев посвятил путешествиям, своей главной страстью поэт считал не литературу, а именно непреодолимое желание найти «рай на земле». Он изведал огромное количество дальних уголков Земли, и вот, вернувшись в 1907 году в России из весьма продолжительного путешествия по Африке, Николай Степанович пишет стихотворение «Жираф» — некий неловкий диалог с таинственной собеседницей.

Жанр, направление и размер

Гумилев – «отец русского акмеизма», именно он наиболее точно и полно изложил положения нового для 20 века литературного модернистского течения. Акмеизм ставил своей целью писать «искусство ради искусства». Первые акмеисты практически полностью отказались от принципов символизма, провозгласили ясность языка и эстетизм в поэзии.

Стихотворение «Жираф» написано амфибрахием с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Согласно статье М. Л. Гаспарова «Метр и смысл», амфибрахий — наиболее подходящий стихотворный размер для изображения легкого, спокойного чувства и бытия, поэтому Гумилев и использует его.

Образы и символы

Присутствие лирического героя в стихотворении ощущается сразу. Произведение открывает обращение рассказчика к своей загадочной собеседнице. Систему образов и символов в «Жирафе» нельзя назвать разветвлённой, Гумилев рисует нам образ «райского места», в котором ему удалось оказаться.

Центральным образом стихотворения становится сам жираф – некое волшебное существо, символ неги, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Темы и настроение

  • Тема счастья . Основой лирического произведения точно можно считать описание идеалистической картины, которую мастерски воспроизводит Гумилев, окунувшись в воспоминания. Зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом – вот что наполняет сердце и душу лирического героя спокойствием и счастьем.
  • Тема мечты . Герой осознает то, что идеальный мир иллюзорен, но это не вовсе не означает для него, что мечта не может быть исполнена. В своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Гумилев продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, а не конкретным экзотическим животным.
  • Проблема тревожности и суетности бытия, побег от реальности . У рассказчика буря чувств и сомнений, от которых невозможно избавиться даже на берегу волшебного озера Чад в компании вольного и свободного жирафа. Но он столь хочет ощутить мечту, что готов убедить и себя, и свою таинственную собеседницу, ведь главное хотя бы на миг забыть эти переживания, чтобы на мгновение приостановить бесконечный поиск рая на Земле.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, чтобы напомнить человеку простую вещь – нужно находить счастье в жизни. Неважно, сколько испытаний встретится на пути, сколько времени займут поиски, но нельзя сдаваться. Лирический герой, как и Гумилев, находится в вечном поиске благодати, но рассказчик позволяет себе насладиться негой ситуации, даже если обстановка не совсем идеальна.

Главная мысль стихотворения – утверждение ценности мечты, ее неизбывная значимость в жизни человека. Только грёзы дают ему приют в пучине будней и тревог. Они же надувают паруса его корабля, который несется навстречу своей гавани.

Средства художественной выразительности

Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

  • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
  • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
  • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
  • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.
  • Интересно? Сохрани у себя на стенке!