Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. Анализ поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) Что предвидел гоголь в поэме мертвые души

Анализ поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

В 30-е годы XIXвека Н.В.Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и поэтому радостно воспринимает «подсказку» Пушкина - сюжет о «мертвых душах».

В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. По первому впечатлению «Мертвые души» - скорее роман. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, - таков первый признак романа. Но Лев Толстой говорил: «Возьмите «Мертвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле (нет крупных исторических событий), но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: «хотя с одного боку», но «вся Русь».

Сюжет и композиция были угаданы Пушкиным, кото­рый, по свидетельству Гоголя, «находил, что сюжет «Мерт­вых душ» хорош... тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично: покупка мертвых душ. Но невероятное прочно соединено с реальным: читателю чаще всего и не приходит в голову мысль, что покупка мертвых душ невозможна. Павел Ива­нович Чичиков олицетворяет собой нечто новое, пугающее его собеседников своей необычайностью, но вовсе не не­возможное с их точки зрения. Проект Чичикова не так уж фантастичен сточки зрения помещичьей психологии. Кре­постная патриархальная дикость - благодатная почва для прожектерской «негоции» Павла Ивановича, новоявленно­го российского буржуа.

Гоголь постоянно открывает в галерее помещиков черты, объединяющие их с главным персонажем. Казалось бы, что общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? «Маниловщина» - самостоятель­ная тема в «Мертвых душах». Образ человека «...так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» W классический образ социального тунеядства и бесхарактер­ности.

Однако автор находит психологический «мост» между внутренними мирами Чичикова и Манилова. Дело не толь­ко в их одинаковой «приятности» обращения. Страсть к прожектерству - вот что роднит их. Пустопорожнее пас­сивное мечтательство сходится с мечтательством, опираю­щимся как будто бы на деловой проект. Манилов - равнодушный помещик. Имение, хозяйство и все крестьяне отданы под управление приказчика, главной страстью ко­торого являются перины и пуховики. И ничего не известно Манилову о бедных крестьянах, и сколько их умерло - тоже «совсем неизвестно».

Ноздрев - бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа не имела никаких нравст­венных преград, как и все его жизненные поступки. Поэ­тому его не может удивить чичиковская идея - она близка его авантюрной натуре. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневается в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.

Единство воссоздания мира характеров не разрушается и образом Плюшкина. Величайший художественный тип, Плюшкин - олицетворение скряжничества и духовного распада. Читатель может проследить, как неглупый и не­праздный человек превратился в «прореху на человечест­ве». Истинно мертвая душа, Плюшкин и распространяет вокруг себя смерть: распад хозяйства, медленное умирание забитых «заплатанным» барином голодных крестьян, жи­вущих в строениях, где «особенная ветхость», где крыши «сквозили как решето». Чичиков сразу приступает к ком­мерческим переговорам с хозяином. Общий язык находит­ся быстро. Только одно заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки. Успокоенный заявлением Чичикова о готовности взять на себя издержки по купчей, Плюшкин сразу же заключает, что его гость совершенно глуп. Два участника сделки - духовные братья, несмотря на скаредность одного и мни­мую щедрость другого.

Единство Чичикова с галереей помещичьих образов выражено в еще одной особенности повествования - в портретной стилистике центрального образа. Мимикрия - наиболее точное слово, которым можно охарактеризовать внешний и внутренний облик Павла Ивановича. Присмот­ревшись к сценам встреч Чичикова с помещиками, заме­чаешь, как он почти копирует внешние манеры своих собеседников.

Этот художественный прием демонстративен, и встре­чу у Коробочки Гоголь сопровождает прямым коммента­рием относительно того, как в России человек по-разному

разговариваете владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «... хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки». С Коробочкой Чичиков, сохраняя некоторую ласковость, об­ращается уже без особых церемоний, и грубоватому лекси­кону хозяйки здесь созвучен совсем не артистический стиль гостя.

Облик Собакевича, олицетворяющий в глазах «него­цианта» некую дубовую прочность, основательность поме­щичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести разговор о мертвых душах как можно обстоятель­нее: «... начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большой похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя рим­ская монархия не была так велика...» Стиль угадан, и торг идет успешно.

Чичиковская мимикрия демонстрирует единство глав­ного персонажа с внутренним миром встретившихся ему людей - и в бесчеловечности принципов их поведения, и в общности их конечных социально-нравственных идеа­лов. Это единство продолжается и в «городской» теме «Мертвых душ». Город здесь связан с помещичьими усадь­бами не только сюжетно (Чичиков приехал оформлять покупки мертвых душ), но и внутренне, психологически, он - часть того же образа жизни, ненавидимого Гоголем и с поразительной рельефностью им воспроизведенного.

Сатирический эффект повествования начинает приоб­ретать большую остроту, новый политический оттенок. Уже не одна усадьба, а целый губернский город во власти «прорех на человечестве». Голод, болезни, пьяные драки, неурожай и разбитые мостовые, а губернатор... вышивает по тюлю.

Получает развитие тема страха: он имеет конкретные, физические последствия - переполох в городе, вызванный назначением нового начальства и слухами о таинственном чичиковском предприятии, приводит к неожиданной смер­ти прокурора. Комический оттенок в ее описании мотиви­рован авторской характеристикой полной бессмысленнос­ти жизни прокурора: «О чем покойник спрашивал, зачем он умер, или зачем жил, - об этом один бог ведает».

В повести о капитане Копейкине прямо выражена мысль об «управляющей» роли столицы в создании атмосферы страха, обстановки беззакония и бесчеловечности. Поэтому цензура запретила публикацию этих страниц. Для понимания социальной позиции Гоголя важно то, что писатель очень активно стремился сохранить в тексте книги эту повесть, не имеющую прямого отношения к сюжету. Измученный бедствиями, голодом, возмущенный равнодушием начальства, инвалид - герой Отечественной войны 1812 года, капитан Копейкин становится атаманом «шайки разбойников», действующей в рязанских лесах. И Гоголь еще добавляет, что вся эта деятельность взбунтовав­шегося офицера достойна специального большого расска­за: «... тут-то и начинается, можно сказать, нить, завязка романа». История капитана Копейкина делает еще гранди­ознее и без того колоссальную художественную мысль в «Мертвых душах», охватившую «всю Русь».

Но есть и еще одна сторона содержания поэмы. Пред­принимательство «нового» человека, Чичикова, анекдотич­ность помещичьей жизни, мертвый губернский город, не­смотря на существование в нем «дам приятных во всех отношениях», бессердечность в столице, бунт Копейки­на - все освещено светлой мыслью о великом предназна­чении России. Герцен говорил, что за мертвыми душами видны «души живые». Это надо понимать широко. Разуме­ется, и бегло упоминаемые умершие крестьяне, талантли­вые русские люди-труженики, и сам образ автора с его печальным и горьким смехом и сатирическим гневом - «живая душа» удивительной книги.

Но это и прямой гимн будущему России. «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится разорванный ветром в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», - таким мажорным аккордом заканчива­ется первый том этой великой и печальной книги, аккор­дом, оправдывающим ее жанр - «поэма». Пусть не смуща­ют читателя гоголевские слова о «божьем чуде», которым представляется созерцателю несущаяся Русь-тройка - это пока скорее эмоциональная формула, нежели концепция. Религиозно-мистические идеи придут к Гоголю чуть позд­нее.

Герцен говорил, что «Мертвые души» потрясли всю Россию. Смысл этих потрясений раскрыл Белинский, ска­зав, во-первых, что беспрестанные споры о книге есть вопрос и литературный, и общественный, а во-вторых, что эти споры - «битва двух эпох». Эпохи - это силы старой и нарождающейся России.

В 1842 году Гоголь начал писать второй том поэмы, но уже через три года сжег рукопись. Еще через три года он возобновил работу, а за несколько дней до смерти снова сжег написанное - законченную книгу. Случайно сохра­нились только пять глав. Эта драматическая история книги отражала внутреннюю драму писателя.

Гоголь пытался создать образ положительной России. Образ молодого помещика Тентетникова во втором томе «Мертвых душ» уже давно справедливо поставлен в один ряд с художественными типами, подобными Онегину, Рудину, Обломову. Рефлексия провинциального мыслителя со слабой волей и ограниченным взглядом на мир передана с немалой психологической достоверностью.

Не уступает первому тому по изобразительной силе такой персонаж, как Петр Петрович Петух - один из классических образов российского обжоры. Колоритный полковник Кошкарев являет собой особый вариант канце­лярщины, самодовлеющую страсть к бумажному волокит­ству. Идеальный помещик Константин Федорович Костанжогло, сторонник патриархальности, изолированной от новейшей цивилизации, представляется писателем как че­ловек, нужный мужикам. Молодого российского буржуа, откупщика Муразова, Гоголь наделяет всеми добродетеля­ми, в частности, и тем, что вкладывает в его уста слова, осуждающие страсть к приобретательству. Но парадоксаль­ный замысел привел к художественному поражению: полу­чилась чистая схема, беллетристическая иллюстрация лож­ной идеи.

То же самое случилось и с образом Павла Ивановича Чичикова, который по воле автора должен был стать на путь нравственного воскрешения. Гоголь не нарисовал идеальной картины жизни преображенного Чичикова, но, к сожалению, художественная тенденция второго тома «Мертвых душ» вела именно к подобной картине (предполагался и третий том, где она, вероятно, должна была быть представлена в полном объеме).

Сожжение рукописи перед смертью - этот драмати­ческий факт с достаточной силой объясняет сомнения писателя в правильности своего художественного пути пос­ледних лет.

Открыв миру «всю Русь», прежде всего ее смешные, печальные, драматические стороны (но не только эти, а и героические), пророчески сказав о ее прекрасном будущем, Гоголь создал книгу, которая являлась подлинным откры­тием в художественной культуре, оказала большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

Урок 2 Анализ 1 главы «Мертвых душ»

Цель: подготовить учащихся к изучению поэмы, ввести в понимание идейного замысла писателя, возбудить интерес к поэме Гоголя

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

1)Вступительное слово учителя

Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» - самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества. Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет-с осени 1835 г. по осень 1841 г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы. Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г.сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошёл второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его. В дальнейшем у нас речь будет идти всё время о первом томе поэмы Гоголя.

Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки - сценки и наброски с натуры, - Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров. «Как, - воскликнул он, - с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большее сочинение!» Пушкин дал Гоголю сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.

Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.

По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору». Гоголь в «Ревизоре» рассказал суровую правду о чиновническом произволе, о взяточничестве, царившем во всех уголках России.

В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков - тогдашних «хозяев жизни».Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ»., «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, - писал он Жуковскому, работая над поэмой, - но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками».

Подсказанный Пушкиным сюжет - поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ - был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя. Гоголь был очень доволен данным ему Пушкиным сюжетом. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! - восклицает он в письме к Жуковскому в ноябре 1836 г., работая над поэмой. - Вся Русь явится в нём».

Таким образом, не внешняя история- приключения Чичикова - составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов «Мёртвых душ»- помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит в своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.

Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народна» Русь. Величественным образом Руси - необгонимой тройки». несущейся вперёд, - заканчивается поэма.

2.Беседа в целях объяснения непонятных слов

«канифасовые панталоны» (брюки из канифаса-полосатой бумажной ткани),.

«трактир» (ресторан; впоследствии - ресторан низшего разряда), «демикотонный сюртук» (сюртук из плотной бумажной ткани),

«сбитенщик» (продавец сбитня-горячего напитка из мёда с добавлением пряностей),

«коллежский советник» (гражданский чиновник; в царской России было 14 чинов;

коллежский советник - средний чин в табели рангов) и т. д.

3.Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы).

а) Начало поэмы - въезд Чичикова в город.

Учител

Поэма не имеет предисловия. Как увидим далее, предисловием к ней можно считать лирическое отступление о путнике, возвращающемся домой, и о двух типах писателей, помещённое в начале седьмой главы. В начале поэмы нет и биографии Чичикова, которая перенесена в конец «Гоголь в воспоминаниях», стр. поэмы, дана в одиннадцатой главе. Сам Чичиков описан в начале поэмы весьма неопределённо. Сначала показывается довольно красивая, небольшая рессорная бричка, в которой ездят холостяки, помещики среднего достатка-«господа средней руки». Таким образом, Чичиков характеризуется через описание его брички: в такой бричке ездят холостяки, помещики среднего достатка. И далее мы не видим даже описания внешности Чичикова. Ничего об этом не говорит Гоголь, а ведь он был величайшим мастером портрета!

б)-Что Гоголь пишет о Чичикове?

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Учитель. Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отказом дать ему характеристику Гоголь указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков - человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях передаёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

в) - Начиная, свою поэму, Гоголь рассказывает только о Чичикове?

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой- представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

г)-Как выглядела гостиница? Чтение текста

Особенно характерна такая подробность: в «покойной» комнате, отведённой Чичикову, за дверью устраивается сосед, «молчаливый и спокойный» наблюдатель-представитель полиции

Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя - Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих.

д) Как Гоголь описывает общую залу? Чтение текста.

Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

«Какие бывают эти общие залы - всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены... та же копчёная люстра... те же картины... словом, всё то же, что и везде...»

е) Заглянул Чичиков в городской сад.

- Как Гоголь описывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

Обратите внимание на то, что было в действительности, каков был действительный сад и как сад был описан в правительственных газетах, какими словами в правительственных газетах расписывали мнимые чувства граждан к господину градоначальнику: «...хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику».

ж) Почему Гоголь не даёт определённого имени изображаемому им городу?

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом, цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.

Чичиков отправляется смотреть город. «Чичиков... нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам». Все города были тогда примерно такими же. Вот магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Фёдоров».

Вот другая типичная деталь города: «Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконической надписью: «Питейный дом».

3. Выводы, обобщения в результате проделанной работы .

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель - не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

3. Чичиков на вечеринке у губернатора

А)- Какие две характеристики чиновников дает Гоголь в первой главе поэмы?

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам...» и до конца.

Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой насмешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали свои бакенбарды и -т. д.

Толстые чиновники также рисуются в смешном виде: лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки. Они, «служа богу и государю», наживают себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя. Замечательны следующие слова Гоголя: «Наконец, толстый, послуживши богу и государю...» и т. д.

Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни толстые, а другие тонкие.

Этот приём исчерпывающей характеристики человека через описание двух-трёх чёрточек его внешности мы встречаем всё время у Гоголя. Прокурор, например, полностью охарактеризован тем, что у него весьма чёрные густые брови да подмигивающий левый глаз.

Когда всё же приходится Гоголю в какой-то мере говорить о нравственных качествах его «героев», он всегда сопровождает это оговоркой, подчёркивающей, что отмечаемое им в «герое» душевное качество было «особого» рода.

Так, говоря, что губернатор «впрочем, был большой добряк», Гоголь тут же добавляет, что он настолько был добр, что даже сам вышивал иногда по тюлю. Читателю становится ясным, что за «доброта» была у губернатора. Говоря о прокуроре с чёрными густыми бровями и подмигивающим глазом, он продолжает: «человека, впрочем, серьёзного и молчаливого». Здесь опять-таки ясно, какова серьёзность прокурора. Характеристика почтмейстера выдержана в этих же тонах: «почтмейстер был низеньким человеком, но остряком и философом».

Следует подчеркнуть, что дело здесь не во внешнем комизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь показывает смешную сущность изображаемых им героев, у которых не было за душой ничего человеческого.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы - показать мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной примитивностью помещиков и чиновников.

Б) Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе.

Разоблачая Чичикова, Гоголь пишет: «В приёмах своих господин имел что-то солидное и... высмаркивался чрезвычайно громко». После ужина Чичиков заснул крепким сном, храпя «вовсю насосную завёртку, как выражаются в иных местах обширного русского государства».

Гоголь сознательно, с целью применил к Чичикову эти грубые, простонародные выражения, чтобы раскрыть подлинную суть Чичикова: Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь всё время говорит о своём герое с тонкой насмешкой.

Говоря с трактирным слугой, Чичиков задавал ему не всё пустые вопросы: он с чрезвычайной точностью расспросил о всех высших чиновниках города. Вот, оказывается, что значит для Чичикова серьёзные, не пустые вопросы.

Говорил Чичиков «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует, словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

Опять нам смешно, что вывод о том, что Чичиков был очень порядочным человеком, сделан на основе того, что ой. «говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Заключительные замечания Гоголя о Чичикове также смешны, они полностью характеризуют и главного героя, и чиновников, раскрывают подлинную сущность и Чичикова, и чиновников.

«Губернатор о нём изъяснялся, что он благонамеренный человек» («благонамеренный» означало в то время, что никаких «вольных» мыслей в голове Чичикова не было, что он не имел либеральных взглядов, почитал начальников и т. д.); прокурор о нём сказал, что он дельный человек (опять ирония; как мы узнаем позже, сам прокурор был величайшим бездельником); жандармский полковник сказал, что он учёный человек (здесь смешно нам от сопоставления жандарма и учёности). Впоследствии детям можно давать задания выявлять черты сатиры и юмора в описании помещиков.._,

Работая над усовершенствованием своих произведений, Гоголь стремится к тому, чтобы сказать короче, освободиться от иностранных и вообще книжных слов, от слов расплывчатых и неясных. Везде, где только представлялась возможность, он заменяет иностранные и книжные слова словами русскими, простыми, разговорными, народными, которые ближе к жизни, реально и образно передают характер изображаемого предмета и лица.

Гоголь широко раздвинул границы литературного языка, обогатил его яркими, меткими словами и оборотами. Работая над образами поэмы, мы встречались с такого рода словечками Гоголя.

Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у кого-либо из наших писателей не найти такого количества народных слов и оборотов, как в языке Гоголя.

4. Задание на дом:

Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:

а) Как описан Манилов в первой главе поэмы?

б) Как характеризуется Манилов от имени автора во второй главе поэмы?

в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?

г) Какова бытовая обстановка Манилова?

д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым в седьмой главе?

Белорусский Государственный Университет

Филологический факультет

Кафедра теории литературознания

Целостный анализ произведения

«Мертвые души» Н.В. Гоголя

Студента 1-го курса

Отделения славянской филологии

(польская и русская филология)

Свистунова Вадима Александровича

Преподователь:

Морозова Т.А.

Мінск – 2006 год

В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”.

По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом "Мертвых душ" писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.

Проблематика в поэме двухплановая – национальная и социокультурная. Национальная проблематика заключается в изображении отношения Гоголя к России того времени. Возникает вопрос - куда идет Россия - который автор раскрывает двухсторонне. С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Социокультурная проблематика выражается авторской акцентировкой черт повседневной культуры и быта у различных персонажей поэмы. Тут же с проблематикой близко связана и идея поэмы: писателя волнует вопрос о человек, о смысле и назначении его в жизни. Так же показывается все бесправие, вся темнота и пошлость интересов как губернского общества, так и помещиков.

Несомненно в поэме «Мертвые души» присутствует сатирический пафос. На мой взгляд, в отношении помещиков, да и самого Чичикова, можно применить такое определение, как инвектива. Действительно, сатирически обличая, например, в Плюшкине все его дурные стороны, объект насмешек становится настолько жалок, что смеха уже не вызывает.

Чтобы в полной мере передать всю убогость и опущенность помещиков, Н. В. Гоголь очень мастерски использует различные художественные детали, в первую очередь внешние. Рассмотрим одну из художественных деталей – портрет – на примере различных помещиков. Ноздрев - портрет описание: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Так же портрет раскрыт с помощью описания манеры поведения и натуры Ноздрева: «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем этом бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Собакевич – портрет-сравнение: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

Значительно место среди художественных деталей у Гоголя занимает пейзаж. Так описательный пейзаж виден у Манилова: «Деревня Маниловка немногим могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили мелколистные жиденькие вершины.».Психологический пейзаж так же можно увидеть, если вспомнить погоду, которая была при посещении Чичиковым Коробочки – была ночь и лил очень сильный дождь. Характерно и то, что Чичиков собирался ехать к Собакевичу, но заблудился и попал к Коробочке. Все это не сулило Чичикову ничего хорошего – именно Коробочка впоследствии и рассказала о странных его сделках.

Однако существенное место среди художественных деталей, наравне с портретом, занимает мир вещей. Гоголь открыл почти новую функцию в использовании вещных деталей. Но все таки я обозначу эту функцию как психологическую. Так с помощью вещей раскрываются особенности Плюшкина: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.»

Хронотоп поэмы абстрактный. Гоголь через неназваный город N показывает всю Россию.

Героев поэмы ярко характеризует их собственная речь. Так у Ноздрева очень большой запас слов разных языковых окружений.В его речи встречаются французские варваризмы: «безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»; жаргонизмы: «банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»; профессионализмы собаководства: «мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»; и множество вульгаризмов: «свинтус», «каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей». Так же в произведении есть архаизмы: «ключник», «барин», «кучер»; и историзмы: «осьмнадцать». Речь Манилова очень богата различными тропами, которые служат для придания речи возвышенности, учтивости и любезности: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие», «какого горя не вкусил».

Композиция поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть "миллион. В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.
Следующие пять глав (завязка и развитие действия) посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах..Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом, внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.

Кульминация поэмы – разоблачение Чичикова сначала Ноздревым, а потом и Коробочкой. А развязка попадает на бегство Чичикова из города.
Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Вставной эпизод - это «Повесть о капитане Копейкине». Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно-полицейской России, нарисованную в “Мертвых душах”. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность – вот мысль в произведении Гоголя.

В поэме фабула совпадает с сюжетом. Конфликт на содержательном уровне.

Система персонажей была сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою".

Его поместье – это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы. Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебелью стоят кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство. По натуре Манилов обходителен, вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Даже речь Манилова слишком туманна: "какая-нибудь этакая наука", "паренье этакое". Он никому не доставил пользы и живет пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Итак, Манилов – человек "так себе, ни то ни се".

Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя это название формально не соответствовало тогдашнему пониманию поэмы как жанра. Отличительным признаком поэмы Белинский считал, что она «охватывает жизнь в ее внешних моментах». Это определение соответствовало широко распространенному в русской литературе жанру героической поэмы-эпопеи.

В литературе XIX века до Гоголя большим успехом пользовалась романтическая поэма, где внимание сосредоточивалось на сильной и гордой личности, на ее трагической участи в условиях современного общества.

Произведение Гоголя не похоже ни на героическую эпопею, ни тем более на романтическую поэму. Не случайно определение «Мертвых душ» как поэмы явилось одним из поводов ожесточенных нападок на Гоголя реакционной критики, стремившейся истолковать комическое у Гоголя как карикатуру, сатирическое — как следствие холодности и нелюбви писателя к отечественному или склонностью к шутке, острословию, к мистификации читателя.

Нашлись и такие критики, для которых жанровое определение «Мертвых душ» послужило поводом для восторженной апологии Гоголя и его нового творения. Но такие похвалы оказывались опаснее прямой брани критиков-реакционеров, ибо за этими похвалами скрывалось то же стремление выхолостить из поэмы ее критический, сатирический пафос.

К. Аксаков ставил поэму Гоголя в один ряд с «Илиадой», ее создателя провозгласил новым Гомером, возрождающим древний эпос, а утверждающийся в повествовательной литературе роман считал ничем иным, как измельчанием и вырождением древнего эпоса.

Белинский, полемизируя с К. Аксаковым о жанровой природе «Мертвых душ», отверг его утверждение о «Мертвых душах» как о своего рода «Илиаде» нового времени. Критик показал, что поэма «Мертвые души» диаметрально противоположна «Илиаде», ибо в «Илиаде» жизнь «возведена на апофеозу», а в «Мертвых душах» она «разлагается и отрицается». Великое значение произведения Гоголя, писал критик, заключается в том, «что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей и мелочам этим придано общее значение». Белинский oтверг утверждение Аксакова о романе новейшего времени как о свидетельстве измельчания древнего эпоса. Он указывал, что характернейшей чертой литературы нового времени является анализ жизни, нашедший художественное выражение именно в романе. «Илиада» же Гомера есть выражение жизни древних греков, их содержания в их форме

Произведение Гоголя, писал Белинский, представляет собой широкую картину жизни современной России. Самый характер идейно-художественного задания писателя идет прежде всего и от Пушкина, много размышлявшего о прошлом и о путях исторического развития своей Родины. Масштабность проблематики «Мертвых душ» может быть соотнесена с проблематикой «Медного всадника» или философических писем Чаадаева. Поставленные в них вопросы были узловыми в 30-е годы. Они определяли размежевание борющихся сил, а поэма Гоголя обостряла и ускоряла это размежевание. Учитывал Гоголь и традиции социального и нравственно-описательного романа России и Запада.

Сюжет его поэмы весьма прост: это похождения Чичикова. «Пушкин находил, — писал Гоголь, — что такой «сюжет» «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь также неоднократно утверждал, что для того «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». Задача требовала воспроизведения общей картины жизни самодержавно-крепостнической России («Вся Русь явится в ней»), и обращение к жанру путешествия оказалось естественным и закономерным.

Разъезды Чичикова по Руси для скупки мертвых душ оказались очень емкой для художественного обрамления материала формой. Форма эта несла в себе большой познавательный интерес, потому что в поэме путешествуют не только Чичиков, а и незримо для него (но зато вполне зримо для читателя), едет со своим героем автор. Именно ему принадлежат зарисовки дорожных пейзажей, путевых сценок, разнообразные сведения (географические, этнографические, экономические, исторические) о «проезжаемой» местности. Указанные материалы, являющиеся неотъемлемыми компонентами в жанре «путешествия», служат в «Мертвых душах» целям более полного и конкретного изображения русской жизни тех лет.

Именно автор, встречаясь с представителями помещичьего, чиновничьего и народного мира, создает богатейшую галерею портретов-характеров помещиков, чиновников, крестьян, соединяя их в единую, целостную картину, в которой все служит тому, чтобы обнаружить пружины поступков и намерений людей, мотивировать обстоятельствами и психологией персонажей любой поворот в сюжете. «Мертвые души» — это художественное исследование, где все как бы рассчитано, каждая глава имеет свой предмет. Но одновременно в эту строго выверенную схему врываются всякого рода несообразности, неожиданности. Они и в описаниях, и в чередовании планов, историй, в самом характере «негоции» Чичикова, в ее развитии, в суждениях о ней обывателей города N. Вдумываясь в эти несообразности, всматриваясь в развертывающуюся общую картину жизни, современной Гоголю, читатель начинал понимать, что эти несообразности, алогизмы есть характерные черты русской жизни, и не столько Чичиков с его мошенническими «пассажами», сколько огромная эпическая тема, тема России составляет суть произведения, и эта тема присутствует на всех страницах поэмы, а не только в лирических отступлениях. Вот почему нельзя рассматривать персонажи «Мертвых душ» порознь. Вырвать их «из контекста, окружения, всей массы действующих лиц поэмы — это значит рассекать ее на части и тем самым убивать ее смысл», — замечает советский исследователь творчества Гоголя (Гуковский Г. Л. Реализм Гоголя. М., 1959, с, 485—486).

Автор, наполняя свое путешествие большим общественным и патриотическим содержанием, опирается, несомненно, на Фонвизина («Письма из-за границы»), Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Пушкина («Путешествие Онегина»).

Но «Мертвые души» не роман приключений или путешествий. Никакой усложненности сюжета здесь нет, как нет и никакого нарушения жизненной и художественной логики. В произведении не рассказывается о жизни и страданиях одного героя, подобного Онегину или Печорину. В нем нет и поэзии любви, играющей такую важную роль в развитии сюжета в романах «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Гоголь в «Мертвых душах» порывает с семейно-бытовым сюжетосложением и начинает другой, новый тип русского романа. Хотя в его произведении и живописуется частная жизнь, протекающая во «вседневности», но протекает она во «вседневности» социальной. Писатель сознательно отказывается от веками разработанной любовной завязки и любовной интриги. Раскрывая уродства современной ему русской жизни, он показывает, что не любовь, не страсть, а низменные, пошлые «задоры» — и самые сильные из них: «денежный капитал, выгодная женитьба» — оказываются главным стимулом поведения «мертвых душ» помещичьего и чиновничьего мира.

Взгляд па жизнь сквозь «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы», глубина проникновения художника в действительность, суровый и бескомпромиссный ее анализ, гражданский пафос, наполняющий произведение, трагическое значение комического — все эти качества присущи именно реалистическому роману. Тем самым произведение Гоголя — это крупнейшее завоевание русской литературы и составляет новое звено в истории русского реалистического романа XIX века.

С особой силой Белинский подчеркивал сатирический, критический пафос «Мертвых душ», направленный против русской крепостнической действительности.

Считая мерой «достоинства поэтического произведения верность его действительности», Белинский указал на непоправимую ошибку общего замысла «Мертвых душ» как поэмы, заявив о невозможности реализовать этот замысел средствами реализма, ибо «субстанция народа» может быть предметом поэмы как эпического произведения «только в своем разумном определении, когда она есть нечто положительное и действительное, а не гадательное и предположительное, когда она есть уже прошедшее и настоящее, а не будущее только» (Белинский В . Г . Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 420). И все же Белинский нигде не называет «Мертвые души» романом.

О жанровом своеобразии произведения Гоголя JI. Толстой говорил: «Я думаю, что каждый большой художник должен создавать свои и формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразным, то так же и их форма... возьмем «Мертвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

Почему же «Мертвые души» Гоголь назвал поэмой? В слова «поэзия» и «проза» он вкладывал смысл более широкий, чем «стих» и «проза»: и прозаический род, говорил он «может неприметно возвышаться до поэтического состояния и гармонии», отчего ряд произведений, написанных прозой, можно отнести к произведениям поэтическим.

Гоголь разделяет повествовательную литературу на виды и жанры в зависимости от широты охвата действительности. Повествовательная литература тем значительнее, чем убедительнее поэт доказывает свою мысль не прямыми высказываниями от себя, а в живых лицах, «из которых каждое своей правдивостью и верным сколком с природы увлекает внимание читателя». Произведение от этого нисколько не теряет своего воспитательного, «дидактического» значения. Более того, чем естественнее, жизненно правдивее будут развертываться в нем события, тем действеннее его воспитывающее значение.

Гоголя не удовлетворяли существовавшие формы литературы (роман, повесть, драма, баллада, поэма). Он выступает против безыдейных произведений, где отсутствие мысли прикрывается эффектностью происшествий или копированием натуры, а автор предстает простым описателем.

Самое полное и самое великое создание повествовательной литературы, по утверждению Гоголя, — поэтическая эпопея. Ее героем является всегда лицо значительное, вступающее в «соприкосновения» со множеством людей, событий, явлений. Эпопея «объемлет» не отдельные черты жизни — в ней находит свое выражение «вся эпоха времени», среди которого действовал герой, с образом мыслей, верованиями, со всей суммой знаний, каких достигло к тому времени человечество. Эпопея есть высший вид искусства, не стареющего ни в своей познавательной, ни в эстетической сущности, так как в ней дана картина жизни целого народа, а иногда и многих народов. Ярчайший образец эпопеи — «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Роман в представлении Гоголя также может быть явлением поэтическим. Но он не есть эпопея, так как изображает не всю жизнь, а ограничивается только происшествием в жизни — правда, настолько значительным, что оно заставило «обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».

Но Гоголь находил, что в новое время появился еще один, совершенно особый род повествовательной литературы, составляющий «как бы сердцевину между романом и эпопеей» — так называемый «малый вид эпопеи». Герой в «малой эпопее» частное, невидное лицо, не обладающее множеством связей с людьми, событиями и явлениями эпохи, но все же значительное «во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Здесь нет всемирного охвата явлений, как в эпопее, тем не менее «малая эпопея» раздвигает жанровые рамки романа. Роман, но мысли Гоголя, скован в своих возможностях ограниченным кругом избранных для изображения лиц, движением сюжета и суженностью пространства. В романе автор не может по личному усмотрению распоряжаться героями, их связи и отношения между собой и окружающим миром определяются происшествием, в котором они «запутались» и которое должно раскрывать человеческие характеры. Вот почему в романе все должно быть строго продумано: завязка, события, действующие лица.

«Малая эпопея» не знает таких ограничений и в отличие от романа несет в себе «полный эпический объем». Он достигается тем, что автор ведет героя «сквозь цепь приключений и перемен» с тем, чтобы предоставить читателю «вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени». Такое произведение представляет собою широкое полотно жизни, имеет свободную композицию. В нем окажется и большое количество действующих лиц, многие из которых не очень тесно связаны с главным героем, с его судьбой. В таком произведении описательный эпический элемент органически объединяется с элементом лирическим, ибо жизнь раскрывается и через авторские переживания. Наконец, такое произведение одухотворено и высокой целью, так как в его задачи входит стремление автора привлечь «взгляд наблюдательного современника», ищущего в былом «жизненных уроков для настоящего». Оно, по глубочайшему убеждению Гоголя, есть создание поэтическое, хотя и написано прозой.

Нетрудно заметить, что перечисленные признаки «малой эпопеи» могут быть отнесены к «Мертвым душам», потому что в этом произведении «статистически схвачена картина недостатков, пороков и всего, что увидел Гоголь «во взятой эпохе и времени».

«Мертвые души» — новая ступень в развитии поэмы. Это реалистическая поэма—роман, где дана монолитная картина целого, где каждый эпизод масштабен, так как является одним из моментов в великом повествовании о бесконечной по своему содержанию человеческой жизни. Так, Прошка, лицо эпизодическое, появляется в поэме всего только один раз, но он позволяет читателю увидеть бездомную, безрадостную, окаянную жизнь тысяч мальчишек в передней, в сенях помещика, на побегушках у чиновника. И Манилов, и Коробочка, и Плюшкин также представляют собою поистине скорбные страницы из огромной книги, повествующей о том, что подстерегает человека в его жизненной судьбе.

Приводя гоголевскую формулу «смех сквозь слезы», исследователи обычно имеют в виду ту горечь, которая наполняла ум и сердце писателя при виде царящих в мире неправды и зла, искажающих природу человека.

Мы полагаем, что это только одна сторона дела. Есть и другая — «смех» и «слезы» стоят в одном эмоциональном ряду, как бы уравнены между собой. Слезы, появляющиеся в глазах сатирика, могут быть и слезами восторга, могут быть вызваны сознанием того, как говорил Салтыков-Щедрин, что порок угадан и по поводу него уже раздался смех.

Книга Гоголя пронизана активным гуманизмом. В ней пет равнодушия, облегченного показа жизни. В ней заключена художественная и жизненная правда в своей суровой, иногда горькой и жестокой беспристрастности. Крик сердца в главе о Плюшкине — одно из проявлений гуманистической устремленности писателя, свидетельство его глубокой любви к человеку, веры в победу светлого в людях. Понять Гоголя — значит проявить чуткость к душевному миру человека, увидеть в обыкновенном необыкновенное, в земном — возвышенное. В его книге торжествует великая идея человечности, гуманности — идея в основе своей прекрасная и жизнеутверждающая, выраженная через конкретные образы и факты. «Мертвые ду-ши» — действенная книга, она будила совесть людей, звала уничтожить злое, пошлое, позорное в жизни.

В «Мертвых душах» на переднем плане действуют персонажи отрицательные, с огромной силой обнажается мертвенная бесчувственность господствующего эксплуататорского класса, задерживавшего экономическое и культурное развитие страны, но название произведения не раскрывает его темы, ибо истинный эпический образ в нем — образ родной земли. Герой произведения — народ, бесправный, забитый, пребывающий в рабской неволе и все же таящий в себе неисчерпаемые силы. Через всю поэму проходит, с одной стороны, Русь собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых — Русь, ежеминутно стоящая перед глазами, хотя и сильная, но мертвая; с другой стороны, — Россия будущего — могучая и прекрасная, Россия живая, стремительно несущаяся в неведомую «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».

В произведении, таким образом, налицо два плана, оба они в своем развитии и движении вступают в сложное взаимодействие. Но направление движения их одно— к гибели «мертвых душ» России помещиков и чиновников и к торжеству живых душ России народной. Это делает поэму произведением мажорным, оптимистическим. Русь реальная воплощена в целой галерее «холодных, раздробленных повседневных характеров» — помещиков, чиновников, Чичикова. Русь будущего вырисовывается из лирических отступлений, которыми «прослоена» композиция поэмы и которые составляют неотъемлемое начало ее поэтической структуры.

Все главные события, составляющие основу сюжета "Мертвых душ" ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город.
Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них "мертвые души". Казна проводила перепись крепостного населения один раз в 10-15 лет. Между переписями ("ревизскими сказками") за помещиками числилось установленное количество ревизских душ (в переписи указывались только мужчины). Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. "Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", - говорит Чичиков ошеломленному Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. "Послушайте, матушка, - разъясняет Чичиков Коробочке, - да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого". Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости - кульминация сюжета. Все поздравляют нового "херсонского помещика" с приобретением крепостных. Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки "почтеннейшего Павла Ивановича". Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город.
Хотя Чичиков активно участвует во всех происходящих событиях, сюжет произведения выходит за рамки истории его жизни, его личной судьбы. "Мертвые души" - это книга о России, а не о Чичикове. Так понимал автор свой великий замысел. Выбранный сюжет давал Гоголю "полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров". В "Мертвых душах" огромное количество действующих лиц. Наглый приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, помещики и крепостные крестьяне - все социальные слои крепостной России представлены в поэме. Да и сам автор выступает в лирических отступлениях: он восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.
Можно сказать, что собирательный образ родины - это и есть главное в "Мертвых душах". Поэтому-то автор определяет произведение как поэму, восходящую к ее классическим образцам. В Древней Греции поэмами назывались народные эпические произведения, в которых изображалась жизнь и борьба всего народа. Такой литературный жанр, как лиро-эпическая поэма, давал возможность Гоголю "озирать всю громадно-несущуюся жизнь", родину "во всей своей громаде".
Соотношение частей в "Мертвых душах" строго продумано и подчинено творческому замыслу.
Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит нас с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками - Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой "благородное" сословие России, "хозяев жизни". В седьмой - десятой главах мастерски нарисовано губернское общество. Городские верхи, мелкие чиновники, дамы "просто приятные" и "приятные во всех отношениях" пестрой толпой проходят перед нашим мысленным взором. В одиннадцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки "Мертвых душ" посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.
Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. "Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие", - пишет автор. Или вот сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель - "Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!" Нельзя не упомянуть и "Повесть о капитане Копейкине", инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить "монаршей милости".
Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановниками. В "Мертвых душах" отразилась вся Русь с ее добром и злом.