Алфавит гитариста. Словарь музыкальных терминов

Альтерация - alteratio - изменение, повышение или понижение какого либо звука без изменения его названия.

Аппликатура -нем. Applikatur, от лат. applico - прикладываю, прижимаю. Теперь это незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем случае на струны.

Барре - это гитарный прием, положение указательного пальца, при котором он прижимает не одну, а несколько струн одновременно.

Бекар - это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит.

Бемоль - это знак альтерации, обозначающий понижение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Гамма - это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Гармония - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть музыкальная гармония.

Гитарный бой - это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть разным.

Диез - это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один полутон.

Капода́стр (итал. Capo - головка, верх; и итал. tasto - лад; дословно: верхний порожек) - зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина), для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн.

Колки - Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых, суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн.

Лады - это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор - один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Медиатор - это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная, пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец.

Мелодия - это последовательность музыкальных звуков.

Минор - один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных произведений воспринимается как «темная» и «грустная».

Музыкальный звук - это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота - от латинского nota это знак, условный графический знак.

Нотный стан, нотоносец - называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

Октава - называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.

Перебор - последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра - форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Тоника - первая ступень тонального ряда.

Транспозиция - перенесение мелодии из одной тональности в другую.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Aficionado (афсионадо) - восторженный последователь, фанат или хорошо осведомленный наблюдатель фламенко. Слово также означает любителя (непрофессионального участника).

Afillа (афила) - тип фламенковского голоса, который является хриплым, низким и глубоким.

Aflamencado (афламенкадо) - "подвергшийся влиянию фламенко". Этим словом обозначаются песни и танцы андалузского или другого фольклора, исполняющихся с характерными для фламенко ритмом и интонациями, а также для описания зон, где музыкальный фольклор имеет черты фламенко.

Aire (аире) - описание выразительности, атмосферы или общего характера выступления (концерта) фламенко.

Alante (аланте) - положение «анфас», лицом к зрителям; передняя часть сцены.

Alboreas (альбореас) - форма песни и танца, которые имеют чисто цыганское происхождение. Традиционно, alboreas исполняются только на свадьбах и воспринимаются несчастливым знаком в качестве исполнения для других случаев. Таким образом, это – основная цыганская свадебная песня, исполняемая в ритме булериас (compаs bulerias). До словно " alba " означает рассвет или зарю, которые могут показать, что alboreas были первоначально спеты на рассвете или как символическое представление зари новой жизни.

Las Alegrias (алегрия, алегрияс) - радостная песня и танец имеющие двенадцати счетный ритм, обычно исполняемые в ключе А мажор. Главные особенности этого стиля фламенко - богатство его гитарного сопровождения, запутанность танца, требования его трудного ритма и живого звука. Алегриас - потомок семьи Soleares. Слова "alegria" (которое является единичным) и alegrias (которое является множественным) обычно взаимозаменяемы и означают одну и ту же самую вещь. Хотя многие исследователи считают, что своим происхождением алегрияс обязаны традиционной народной арагонской музыки, принесенной в область Андалусии солдатами во время войны за Независимость, в начале Девятнадцатого столетия. Истоки происхождение этого танца обнаружены в хотах Кадиса, города, расположенного на Юге Испании. Его название происходит от испанского слова "alegria" - радость. Действительно, песни алегриас - одни из самых жизнерадостных во фламенко. Это пение унаследовало от земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. Песни алегриас обычно не длинные и состоят из трех частей: "преамбуло" (preambulo - вступление), "меольо" (meollo - сама копла, куплет) и "эпилого" (epiogo - заключение). Вступление обычно бывает задорным и сложным для исполнения; "меольо" это середина, сущность всей песни, а заключение - это мягкий по звучанию припев, где кантаор может показать всю красоту и оттенки своего голоса. Ритмически алегриас близки к солеа, но они более легкие и воздушные. Эти песни считаются одними из самых красивых среди всех стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и поэтому полны живости, динамизма и грации.

Alegrias Por Rosas (алегриас пор розас) - часто известный просто как "розы," это - alegrias, обычно играемый в E Мажор, который типично является несколько медленным и довольно печальным в мелодии.

Alzapua (альсапуа) - техника игры, которая использует правую руку. Большой палец используется, чтобы играть вниз-и-наверх удары поперек одной или группы струн в комбинации с исполнением простых нот в стиле apoyando. Может быть, что эта техника развивалась как имитация манеры, в которой средневековый арабский музыкальный инструмент в форме лютни, игрался с деревянным плектром.

Ambiente (амбьенте) - атмосфера или окружение.

Anacrusis (анакрузис) - один или более количество шагов, которые можно услышать немедленно до главного акцента фразы (такие как четыре шага redoble).

Andalucia (Андалусия) - региональная область расположенная на Юге Испании, которая состоит из восьми Провинцей (Областей). Андалусия является общепринятым традиционным местом рождения искусства фламенко.

Anular (анулар) - безымянный палец и гитарное примечание для правой руки, обозначенное строчной буквой "a".

Apagado (апагадо) - техника заглушения гитарного звука, которая может быть достигнута любой рукой и используется, чтобы прервать звук. Apagado также упоминается как "parado", что означает, "остановится".

A Palo Seco (а пало секо) - несопровождаемый музыкой стиль пения, за исключением ритмичных ударов вертикальной тростью в пол. Буквально, фраза означает "глухой звук".

Apoyando (апояндо) - гитарный термин, который означает играть ноты, используя классический стиль "остаточного удара". Все пассажи пикадо (picado) играются этим принципом.

Arabesco (арабеско) - украшение из нескольких мелизмов в песне или в игре на гитаре.

Aro (аро) - используется для описания кривой стороны гитары. Это буквально означает "обруч".

Arpegio или Arpeggio (арпеджио) - аккорд, в котором ноты играются последовательно в противоположность одновременной игре... аккорд, разбитый на ряд отдельных нот.

Arrastre (аррастре) - техника игры на гитаре, при которой безымянный палец придерживает струны от третей до баса.

Atrаs (атрас) - положение в профиль, боком к зрителям; задняя часть сцены.

Ayeo (айео) - вступление кантаора перед песней, которое следует за тьенто (tiento). Название происходит от слова "ay". Ay - это протяжное сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется без слов и состоит из протяжных "Ay".

B

Bailaor (-а) (байлаор/-а) - танцовщик/танцовщица.

Baile (байле) - танец.

Bambas (бамбас) - Этот стиль появился в одной деревушке в провинции Севилья, которая называется Асналькaсар (Aznalcazar). Согласно народной традиции, там существует обычай во время летних и весенних праздников устраивать состязания в силе между жителями деревни. Каждый район или улицы состязаются в том, кто поднимет самый высокий и тяжелый столб. В состязании женщины принимают участие наравне с мужчинами. Самый огромный столб, который удается поднять, называется "бамба" (bamba). Один участник команды поднимает его, а остальные поддерживают столб за привязанные к нему веревки. Все это сопровождается куплетами, которые называются "бамбас".

Bamberas (бамберас) - народная Андалузская песня средневековой традиции, которая может быть кельтской по происхождении. Слово "bamboleo" означает "качаться". Bamberas - одна из более неясных форм песен фламенко.

Boca (бока) - звуковое отверстие гитары. Непереносное значение слова - "рот".

Bolero (болеро) - хотя не полагавший быть компонентом фламенко, стиль болеро (Bolero) тем не менее играл важную роль в развитии некоторых более знакомых формах танца. Слово происходит от глагола "volar", что означает "лететь".

Bout (боут) - корпус ("тело") гитары.

Braceo (брасео) - работа и расположение рук, специфика техники испанского танца, которая включает непрерывное движение одной или обоих рук, проходящее от одного положения к другому. Термин также символизирует движения руками /упражнения, при котором движения "текут" и происходят из центра спины (точки между лопатками).

Buleria или Bulerias (булерия) - высокоскоростная форма песни и танца фламенко, которая произошла из Хереса-де-ла-Фронтеры (Jerez de la Frontera) на Юге Испании и как полагают, развилась как более быстрая версия Alegrias. Хотя возможно, что и развивалось, также, как и Soleares, от простого стиля. Однако, в отличие от Soleares, Bulerias имеет быстрый и живой ритм, полный забавы и легкомыслия. Фактически, остается самым быстрым во всем фламенко и как полагают некоторые, самым трудным. Bulerias обеспечивает огромные возможности для импровизации со стороны танцовщиков, певцов и гитаристов, будучи очень гибким в ритме и открытый для внезапных взрывов спонтанности и мелодичных изменений. Bulerias является диким, взбешенным и живым, в то время все еще содержащим в своей основе печаль и горе, которые почти всегда присутствует в любой форме фламенко. Булерия занимает центральное положение в любом танцевальном показе или гитарном репертуаре и часто исполняется как яркий финал выступления. Слово является комбинацией "barullo", что означает "шум", и "burla", что означает "шутка" или "насмешка". Булерию можно назвать мозаикой фламенко. Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для творчества. Кантаор булериас это импровизатор, способный сплести воедино самые разные мелодии - в булериас отзвук всех песен Андалусии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеарес. Считается, что колыбель булериас - Средиземноморское побережье, и их звучание напоминает нам о шуме моря - то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном, способном поглотить корабль с экипажем. В булериас умещаются все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, но при этом всегда узнаваема. Она очень личностная и основанная на импровизации больше, чем другие стили, несмотря на ее сложность для исполнения и довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности булерии - это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Булерия - это живая грация цыганского юга Андалусии. Сначала единственным предназначением этого пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте (Cafe Cantante) в конце XIX века и исполнялась в качестве "десерта" после того напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Buleria Al Golphe (булерия аль голпе) - стиль bulerias, который выдвигает на первый план удар полной стопой " golpe" или "сигнал".

Buleria Por Solea (булерия пор солеа) - более медленный вариант bulerias.

Buleaeros (булеаерос) – артисты, специализирующиеся на исполнении bulerias.

C

Cabales (кабалес) - эксперты Фламенко.

Cabeza (кавеза) - глава (голова) гитары.

Cadenas (каденас) - комбинация работы ног в тройках, начинается с полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.

Cafe Cantante (кафе кантанте) - кофейня, кафе где происходят показы фламенко. Эти учреждения первоначально организовались как места где пелось фламенко, но в конечном счете популяризировались настолько, что стали охватывать все формы фламенко. Конец 1800-ых, как говорят, является "Золотым Веком" Cafe Cantante.

Cajon (кахон) - ритмический ящик фламенко... ударный инструмент, подобный в дизайне пустой деревянной коробке, которая несколько похожа на маленькую чайную коробку с круглым звуковым отверстием, на оборотной (задней) стороне. Исполнитель сидит на кахоне (cajon) и двигаясь вниз ладонями по передней стороне, ударяя извлекает звук.

Cales (калес) - цыганское слово для обозначения цыган.

Calo (кало) - испанский цыганский язык.

Campanas (кампанас) - музыкальная секция в zapateado, которая подражает звуку колокольчиков.

Campanilleros (кампаньерос) - традиционно, кампаньерос (campanilleros) исполняются в течение религиозных процессий, которые начинаются на рассвете и сопровождаются звоном маленьких колокольчиков. Хотя не строго связаны с фламенко, они часто исполняются и играются некоторыми артистами как часть их репертуара. Происхождение этих песен связывается с сельскими монахами. Существовал обычай, когда в конце каждой недели или месяца один из монахов должен был разбудить своих соседей, чтобы они были готовы к утренней молитве. Чтобы привлечь к себе внимание, он звонил в колокольчик (по-испански campanilla). Иногда его сопровождали еще несколько человек, которые ударяя по пустому кувшину и металлическому треугольнику. Таково происхождение стиля кампанилльерос, а его становление в качестве одного из направлений фламенко приписывается кантаору Мануэлю Торресу, исполнительский талант которого превратил кампанильерос в серьезный музыкальный жанр. Он исполнял эти песни в сопровождении таких знаменитых токаоров как Ниньо Рикардо и Куррито де ла Херома.
Cana (канья) - форма фламенко, который близко связан с soleares и, возможно, даже был его предшественником. Cana, является обычно cante jondo в природе и общепринятый как одна из самых старых форм фламенко. Это считается самым истинным и красивым. Канья относится к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными, например, от каньи берет свое начало поло. Считается, что название стиля происходит от арабского слова "gamia" ("песня"), которое позднее трансформировалось в "канья". В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют "чистым золотом" канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в канье второстепенная - она находится на втором плане и лишь подчеркивает голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно, цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно - цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакон.

Cantaor (-а) (кантаор/а) - певец / певица.

Cante (канте) - песня или пение.

Cante a compas (канте а компас) - песня, исполняемая в соответствии с четким ритмом и согласованностью между кантаором и токаором.

Сante a palo seco (канте а пало секо) - пение без гитарного аккомпанемента, в сопровождении лишь хлопков в ладоши или ударов каблуками слушателей, отбивающих ритм.

Сante ad libitum (канте ад либитум) - пение, не подчиняющееся строгому ритму.

Сante alante (канте аланте) - дословно "пение впереди". Пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Название произошло от того, что кантаор располагался на передней, ближней к слушателям, части сцены.

Сante Atras (канте атрас) - дословно "пение позади", это пение, предназначенное только для слушанья. Название произошло от того, кантаор находится в глубине сцены, чтобы уступить место танцорам.

Cante Bonito (канте бонито) - дословно "красивое пение". Так говорят про песню, которую кантаор исполняет, чтобы показать все достоинства своего голоса и все свое мастерство, украшая и усложняя ее, смешивая различные стили.

Cante Chico (канте чико) - третья из трех общих классификаций песен фламенко. Это направление является беззаботным, праздничным, фольклорным и несколько фривольным в представлении. Название буквально означает "небольшую песню" - "малое пение". Это песни праздничного характера, не относящиеся к древнейшем стилям.

Сante corto (канте корто) - дословно "короткое пение". Песня с небольшим числом куплетов или та, фразы которой кантаор не удлиняет.

Cante de faena (канте де фаэна) - так называют песни, созданные для исполнения во время работы.

Сante de las minas (канте де лас минас) - так обозначают песни Леванта, берущие свое начало в шахтах Альмерии, Хаэна и Мурсии (такие стили как картахенера, таранта, минера).

Cante de ida y vuelta (канте де ида и вуэльта) - это песни, возникшие на основе испано-американского фольклора и подвергнувшиеся влиянию фламенко.

Cante Flamenco (канте фламенко) - песня фламенко.

Cante Grande (канте гранде) - первая из трех общих классификаций песен фламенко. Так называемые основные песни, которые, как полагают, являются самыми ранними формами фламенко. По своей природе, это - глубокая форма, которая является также cante jondo. Название означает "важную песню".

Cante Intermedio (канте интермедио) - вторая из трех общих классификаций песен фламенко... Произвольная "средняя" классификация между cante grande и cante chico. Название буквально означает "среднюю песню."

Cante Jondo (канте хондо) - глубокая песня или стиль пения, которое покрывает и темноту и серьезные аспекты фламенко, часто кажущийся резким и примитивным к нетренированному уху. Песни стиля Jondo страстны и глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной энергетикой исполнителем.

Cante Largo (канте ларго) - это песня с большим количеством куплетов или та, где кантаор удлиняет фразы различными украшениями и мелизмами.

Сante para bailar (канте пара байлар) - пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Также называется сante alante.

Сante para escuchar (канте пара эскучар) - это пение, предназначенное только для слушанья. Также называется сante atras.

Сante por lo jondo (канте пор ло хондо) - исполнение древнейших стилей фламенко, относящихся к канте хондо.

Cantes de Trilla (Trilleras) (кантес до трилья - трильерас) - Это пение относится к части репертуара фламенко, связанного по своему происхождению с работой ("trilla" переводится как "молотьба"). Этот стиль сформировался в результате воздействия фламенко на традиционные песни. Когда жатва закончена, в конце рабочего дня, приходит время кантес де трилья, простого и светлого пения, которое опирается не на размеренный ритм гитары, а исполняется лишь под аккомпанемент молотилок и голосов крестьян, понукающих мулов. В песнях поется о весне, лете, красивых девушках, природе и обо всем том, что сопровождает работу в поле.

Las Cantinas (кантинас) - семейство песенных и танцевальных форм из Кадиса, которые включают alegrias, romeras, mirabras, rosas и сaracoles. Предполагается, что слово первоначально означало средневековые песни из Галисии, с Севера Испании.

Capo (капо) - сокращение от "capotasto", перемещаемое устройство, устанавливаемое поперек струн гитары, чтобы поднять высоту звука. По традиции, ее цель состоит в том, чтобы поднять высоту звука инструмента к голосу певца.

Los Caracoles (караколес) - форма песни и танца, которая является одной из группы песен, известных как " cantinas". Название буквально означает "улиток", и это является синонимом беззаботности в природе. Этот стиль ритмично идентичен alegrias. Этот стиль сначала появился в Кадисе в течение середины девятнадцатого столетия. Позже, эта форма стала ассоциироваться с Мадридом, хотя (как и вся музыка фламенко) происходит по существу из Андалусии. Curro Cuchares и "эль Tato," которые работали на аренах боя быков и были также хорошими певцами, привезли этот стиль в Мадрид (столицу Испании), где сделали его очень популярным.

Carceleras (карселерас) - тип тонас (tonas), песен первоначально спетых цыганами, заключенными в тюрьмы Андалусии. Это - одна из самых старых форм песни фламенко, описывающих потерю певцом свободы и жизнь в тюрьме. Название этого стиля происходит от испанского слова "сarcel" - "тюрьма". В карселерасе поется о страданиях и надеждах заключенных. Эти песни по происхождению цыганские, они степенные и медленные, в них рассказывается о заключенных, которые мучаются и испытывают отчаяние от того, что совершили преступление. Они раскаиваются и чувствуют, что совершили его в состоянии помрачения рассудка, из-за гнева или гордости, и ни за что не решаться на повторный такой поступок всю свою оставшуюся жизнь. Известно, что коплы карселерас часто сочинялись с целью передать какие-нибудь известия родственникам, находившимся на свободе.

Cartageneras (картахенерас) - свободная форма песни, которая базируется на основе фанданго (fandangos) и берет это название от области происхождения - Картахена. Это - одна из песен, известных как cante de levante и как полагают, развилась от tarantas. Картахенера возникла на основе таранты под влияние малагеньи, и по глубине и экспрессии это пение находится между этими двумя стилями. Как и таранта, картахенера относится к "канте гранде" - "большому пению", к древнейшим истокам канте хондо. Как и таранту, происхождение картахенеры связывают с шахтерами, эмигрировавшими из Андалузии в Картахену для работы в угольных шахтах как раз в то время, когда начало распространяться канте хондо. Картахенера - это медленное грустное пение, полное тяжелых мыслей. Но все же, по своему настрою оно немного менее горестное, чем тарантас. В ее основе - все та же печаль и жалоба, но есть место и более светлым и мягким оттенкам, надежде.

В гитарной терминологии часто встречаются различные специальные слова, которые незнакомы начинающим гитаристам. Чтобы упростить жизнь новичкам, сайт рассказывает, как устроена акустическая гитара и предлагает глоссарий основных гитарных понятий.

Словарь гитариста: как устроена акустическая гитара. Содержание:

Устройство акустической гитары: основные термины

12-лад и 14-лад (12-fret/14-fret)

Термины используются для обозначения позиции на гитарном грифе в месте соединения с декой. У большинства акустических инструментов пятка располагается в районе 14 лада, в то время как 12-ладовое соединение встречается реже.

Нижняя дека и обечайка (Back/Sides)

Когда речь заходит о материале, из которого сделана акустическая гитара, то чаще всего говорят о материалах нижней деки (дна) и обечайки. Конструкция нижней части бывает двух видов:

  1. Резонанс (Solid Top);
  2. Ламинат (Laminated Top).

Резонанс изготавливается из цельного куска дерева, что сказывается на вибрационных качествах инструмента. Такое решение обычно встречается на дорогих моделях акустических гитар. В свою очередь, ламинат изготавливается из нескольких слоев древесины - это благоприятно влияет на прочность.

Канты (Bindings)

Канты располагаются по контуру инструмента. Помимо визуального эффекта, они придают корпусу прочности и защищают торцы деки от внешнего воздействия. Рядом с кантом дополнительно может быть размещен какой-нибудь орнамент.

Система пружин (Bracing)

Пружины (англ. brace) представляют собой деревянные бруски, приклеиваемые внутри корпуса к верхней деке и дну. Они увеличивают прочность инструмента, а также сказываются на его акустических свойствах.

Существует несколько базовых вариаций крепления пружин, влияющих на вес и объем инструмента. Традиционным вариантом считается X-образное крепление, изобретенное в 1920-х годах компанией Martin.

Х-образная система пружин.

Подставка (Bridge Plate)

Деталь из прочной древесины, приклеенная к деке гитары. Придает гитаре жесткости, необходимой для сопротивления натянутым струнам.

Вырез (Cutaway)

Вырез позволяет дотянуться до верхних ладов. Инструменты с вырезом часто используют гитаристы, играющие соло или лид-партии. Существует три основных вида вырезов:

  1. Острый (Florentine);
  2. Мягкий или плоский (Soft);
  3. Закругленный (Venetian).

Острый (Florentine)

Плоский, мягкий (Soft)

Закругленный (Venetian)

Накладка грифа (Fingerboard/Fretboard)

Деревянная накладка, приклеиваемая к гитарному грифу и скрывающая анкерный стержень. Придает инструменту дополнительной прочности. Защищает гриф от внешнего воздействия.

Ладовый порожек (Fret)

Металлический профиль, устанавливаемый по всей длине грифа. При зажатии того или иного лада длина колеблющейся струны сокращается, что позволяет изменять высоту звука и нот.

Головка грифа (Head)

Располагается выше верхнего порожка. В этой части инструмента находятся колки для натяжения струн. Как правило, состоит из двух частей: тела головки и накладки.

Накладка на головку грифа (Headplate)

Тонкая пластина плотной древесины, устанавливаемая на лицевой стороне головки. Обычно в качестве материала используют тот же вид дерева, которые применяется для изготовления корпуса инструмента. Накладка укрепляет голову, а также скрывает шов на месте склейки грифа и головы.

Пятка (Heel)

Выступающая деталь грифа, соединяющая его с корпусом гитары. Фиксируется с помощью болтов или клея.

Верхний порожек (Nut)

Опора струн на гитарном грифе. Чаще всего изготавливается из кости, синтетических материалов или плотного дерева.

Пьезозвукосниматель (Piezo pickup)

Специальные звукосниматели, воспринимающие вибрации деки, а не струн. Чаще всего такие датчики устанавливают в районе бриджа - это обеспечивает более качественное звучание. После обработки, вибрации преобразуются в электрический сигнал и в дальнейшем могут быть обработаны предусилителем.

Предусилитель (Preamp)

Предусилитель обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателей или микрофона. Благодаря специальным элементам управления, таким как эквалайзер и фазовые переключатели, предамп может влиять на тональные характеристики инструмента. Как правило, предусилители являются активными, а питание осуществляется с помощью батареек.

Орнамент (Purfling)

Декоративный элемент, украшающий деку инструмента.

Розетка (Rosette)

Декоративный элемент, украшающий резонаторное отверстие. Изготавливается из пластмассы, бумаги, перламутра или древесины.

Нижний порожек (Saddle)

Клиновидная пластинка, плотно прилегающая к подставке.

Мензура (Scale length)

Мензура - это расстояние от верхнего порожка до центра 12 лада. При указании длины мензуры в характеристиках инструмента, обычно используют формулу «Длина от верхнего порожка до 12 лада, умноженная на два».

Длина мензуры влияет на мягкость струн и тональные характеристики инструмента. Чем длиннее мензура, тем ярче выражены низкие частоты в звуке инструмента.

Дека (Soundboard/Top)

Верхняя часть акустической гитары, отвечающая за передачу вибраций струн в воздух. Комбинация качеств деки и системы пружин играет решающую роль в тональных характеристиках инструмента. Чаще всего изготавливается из цельной древесины (резонанса).

Резонаторное отверстие, резонатор (Soundhole)

Круглое отверстие в деке, уравновешивающее давление воздуха, что позволяет ей свободно вибрировать.

Анкерный стержень (Truss rod)

Стальной стержень, установленный внутри гитарного грифа. Основное предназначение стержня - компенсировать натяжение металлических струн и не давать грифу гнуться под его воздействием. Регулируя анкерный стержень, можно изменять прогиб грифа. Это может пригодиться при изменении климатических условий, в которых находится инструмент.

У классических гитар нет анкерного стержня, так как на них устанавливаются нейлоновые струны, натяжение которых не способно согнуть гриф.

Для большего удобства, сайт подготовил словарь терминов на английском языке с их русским переводом. Все термины разделены по алфавиту и сопровождены указателем, которые поможет найти нужное слово в списке.

Словарь гитариста. Алфавитный указатель:

А

Acoustic - акустика, акустическая гитара;

Adjustable neck - шейка с регулируемым углом наклона;

Armrest Binding - окантовка обечайки и деки под правую руку.

B

Back - дно, нижняя дека;

Back bars - пружины дна;

Back button - кнопка дна;

Back Config - конфигурация задней деки;

Back curve - свод дна;

Back Reinforcing Strip - усиливающая полоса по нижней деке;

Back/Side Wood - древесина дна и обечаек;

Backstrap Finish/Backstrap Wood/Edge Trim - крепление для ремня;

Bar frets - порожки лада прямоугольной формы в поперечнике;

Binding - кант, окантовка;

Body - корпус;

Body Length - длина корпуса;

Body Width - ширина корпуса;

Body Depth - глубина корпуса;

Brace - пружина;

Bracing - система пружин;

Bridge Pins - бриджевые конусообразные кнопки;

Bridge Plate - пластина;

Button - пуговица/кнопка колковой механики.

C

Cog - шестеренка колковой механики;

Cutaway - вырез, удаленный сегмент гитарного корпуса, открывающий доступ к высоким ладам;

Cutaway Venetian - венецианский вырез на корпусе гитары.

E

End Block - нижний клец;

Endpin - нижняя кнопка для ремня;

Equalizer - эквалайзер.

F

Fan Struts/Fan Braces - система пружин веерного типа;

Fingerboard - накладка на гриф;

Fret - ладовый порожек;

Number of Frets - количество ладовых порожков;

Fretboard - гриф;

Fretboard Inlay - украшения грифа;

Fretboard Binding - окантовка грифа;

Friction pegs - фрикционные колки.

H

Head - голова грифа;

Headblock - верхний клец;

Headstock - голова грифа;

Head plate - накладка на голову;

Heel - пятка грифа;

Heel cap - накладка/крышечка на пятку грифа;

Heel length - размер пятки.

I

Integral heel - испанский клец (система, в которой каблук и шейка - одно целое).

J

Jack - разъем типа «джек».

K

Kerfed Linings - контробечайки с пропилами.

L

Ladder brace - система пружин лестничного или стремяночного типа;

Lining - контробечайка;

Lower Bout - нижний овал гитарного корпуса.

M

Machine heads - колковая механика.

N

Nail - гвоздь, усиливающий соединение шейки с блоком шеи;

Neck - шейка;

Neck Width - ширина грифа у шейки;

Neck block - верхний клец;

Nut - верхний порожек.

O

Ornamentation - орнамент, украшение;

Overspun - навитая струна.

P

Peg - конусообразный колок;

Peghead Finis/Peghead Inlay/Peghead Logo - виды украшения головок колковой механики;

Peg shaft roll - колковый валик;

Pickguard - защитная накладка у резонатора;

Pickup - звукосниматель;

Piezo pickup - пьезозвукосниматель;

Pin - конусообразный штифт для крепления струны в бридже;

Plantilla - контур, шаблон;

Preamp - предусилитель;

Purfling - орнамент;

Peghead Purfling - украшения колковой механики.

Q

Quarter cut - радиальный распил.

R

Rib Reinforcing Bars - футеры контробечаек;

Ribs - обечайки;

Roller - колковый валик;

Rosette - розетка.

S

Saddle - нижний порожек;

Scale length - мензура;

Scarf head join - соединение в полунахлест;

Screw - винт регулировки шейки;

Sides - обечайки;

Slab cut - тангентальный распил;

Slipper - подошва верхнего клеца;

Soundboard - верхняя дека;

Soundhole - резонаторное отверстие;

Soundhole Reinforcing - укрепление резонатора;

String - струна;

String length - мензура;

Struts - пружины.

T

T-frets - ладовые порожки Т-образной формы;

Tailblock - нижний клец;

Tie Bridge - бридж/подставка;

Top - верхняя дека;

Transverse bracing - поперечные пружины;

Truss Rod - анкерный стержень;

Truss Rod Cover - накладка на голове грифа, прикрывающая винт анкера;

Tuners - колковая механика;

Tuning machines - колковая механика.

U

Upper Bout - верхний овал гитарного корпуса.

W

Waist - Талия гитарного корпуса;

Wound Strings - Навитая струна;

Worm gear - червяк колковой механики.

А

АККОРД В принципе это то, что наше ухо воспринимает как "дрынь". Но есть и более сложные варианты (см. Арпеджио).

АКУСТИКА Любая деревянная гитара, обычно классическая.

АНКЕР, АНКЕРНЫЙ СТРЕЖЕНЬ (truss rod ) Стальная такая палка-струна в полости грифа гитары, защищающая гриф от изгиба.

АПОЯНДО (от исп. apoyando , опираясь) Слово для выпендрежа перед отсталыми лабухами. В классической гитарной школе - щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну.

АППОДЖАТУРА (от итал. appoggiatura ) См. Аччакатура.

АРКТОП (англ. archtop ) Тип акустических или полуакустических гитар с выпуклой передней декой и эфами (f-образными резонаторными отверстиями) по краям деки.


АРПЕДЖИО (из итал. arpeggio , от arpa - «как на арфе») Перебор струн при исполнении аккорда подобно игре на арфе.

АТАКА Нарастание силы звука, сила удара по струнам.

АЧЧАКАТУРА Слово для выпендрежа перед лабухами, не учившимися в классической гитарной школе (от итал. acciaccatura ). Всего лишь простой форшлаг - быстрое смятое исполнение дополнительного тона, что-то типа резкого "блдымс". В отличие от апподжатуры, не крадет длительность основной ноты.

Б

БАБОЧКА Разговоное название некоторых характерных корпусов. Например, у B.C.Rich.


БАЛЛАДА Металлический медляк.

БАНКА То же, что гитара.

БАРИТОН-ГИТАРА, БАРИТОНАЛЬНАЯ ГИТАРА Нечто среднее сежду обычной и бас-гитарой. Увеличенная мензура (более длинные струны) улучшает возможность игры на струнах с меньшей степенью натяжения.


БАРРЭ БОЛЬШОЕ Перекрывание указательным пальцем всех струн на одном ладу.


БАРРЭ МАЛОЕ То же, только не всех струн. Обычно его используют профессиональные гитаристы, чтобы зрители не видели, какие аккорды они берут (зачастую аккорды-то весьма тривиальные).

БАСИСТ Участник рок-группы, издающий самые низкие звуки, и как правило самый ущемленный в правах и свободах (ну, кроме Пола Маккартни, конечно).

БАСУХА Бас-гитара. На ней обычно 4 струны. Бывает, играют и на 6, иногда на трех, если какая-нибудь вдруг рвется.

БЕЗЛАДОВАЯ ГИТАРА Обычно это басуха для выпендрежников в экспериментальных стилях. Звук такой басухи тише, чем у обычных (палец прижимает струну не так сильно, как на порожке), но мягче.


БЕНД (англ. bend ) Подтяжка звука (частоное вибрато) движением пальца поперек грифа. Несколько напоминает вау-эффект, но звучит более продуманно.


БЕНДОВЫЙ ПАЛЕЦ Это третий палец в аппликатуре (безымянный), им чаще всего исполняются подтяжки.

БЛАТНЫЕ АККОРДЫ, ТРИ БЛАТНЫХ Гитарные аккорды Am, Dm, E7. Основа всякого блатняка или "русского шансона", как он теперь называется.

БЛЮЗОВАЯ ПЕНТАТОНИКА Костяк любого рокерского соло. Ступени: 1, b3, 4, b5, 5, 7.


БРИДЖ 1. Мостик струнодержателя. 2. Сама машинка, если мостик входит в ее конструкцию. 3. Переход-связка в песне/композиции.


БУСТ (англ. boost ) Повышение уровня звука, усиление.

В

ВАРКА СТРУН Советский миф о том, что если сварить старые струны, то скопившаяся под оплеткой грязь с жиром вытопится, и струны станут звучать лучше. Некоторые в это верили и варили:).

ВАУ-ВАУ, ВАУ-ЭФФЕКТ, КВАКУШКА Функция примочки, при которой гитара издает звуки, подобные дерганью кота за одно место. Обычно гитарист сам регулирует силу дерганья кота (амплитуду звука). Если стрекотать по только одной струне и интенсивно использовать этот эффект, слушатели на какой-то момент подумают, что вы играете не хуже Мальмстина или Стива Вая.


ВЕРТУШКА Повторяющаяся ритмическая фигура в соло (гитарист как бы зацикливается на куске фразы). Академическое название таких фигур - остинато.

ВЕСЕЛЫЙ АККОРД Аккорд с удвоеним некоторых нот на открытых струнах. Раньше в записи помечался звездочкой (E*, A*). Веселым может быть не обязательно мажорный аккорд. Вот например веселый Em*:


ВИБРАТО Дрожание пальца на струне, изменяющее звук.

ВИУЭ ЛА Компактная 12-струнка, популярная в средневековой Испании. Но и сейчас иногда используется мазохистами (большое натяжение струн, высокий травматизм и т.п.).



ВОЛЧЬЯ КВИНТА Термин, не имеющий ничего общего с вышеописанным волчьим тоном (волчком), но многим лаптям, купившим лопату в овощном отделе, до сих пор кажется, что фальшивят не их кривые ручонки на кривой банке, а виновата сама теория музыки. Если интересно, более подробно про пифагорейские коммы и хорошо темперированный строй можно почитать в Википедии .

Г

ГИБСОН, ДЖИБСОН Одна из лучших гитар классического рока (Les Paul). Считается, что если его поджечь на сцене, он горит дольше "Стратокастера".


ГИТАРА СТ Гитарист. Изначально плохой, а сейчас – любой, даже хороший и гетеросексульный.

ГИТАРНЫЙ ПРОЦЕССОР То же самое, что педалька, только большая и с кучей прибамбасов.


ГИТАРРОН Мексиканская шестиструнная бас-гитара крупных размеров. Мспользуется в мексиканских оркестрах мариачи.


ГЛИССАНДО Плавный переход между нотами.

ГРИФ Это палка, на которой держатся струны. ПРОБЕЖАТЬСЯ ПО ВСЕМУ ГРИФУ - сыграть пассаж начиная с 6 струны, и оканчивая последним ладом первой (выражение обычно чисто фигуральное).

ГРУППЕТО Мелизм в виде проигрыша из четырех нот.

Д

ДАЙВ-БОМБА Быстрое снижение высоты ноты рычагом, создавая звук, имитирующий сбрасывание бомбы. Один из пионеров такого приема - Джими Хендрикс.

ДЕКА Основная часть корпуса гитары. Она-то и придает ей характерное звучание.

ДЖАЗУХА Джазовая школа. Половина гитаристов всего мира косит под выпускников этих школ.

ДЖАМБО (англ. Jumbo ) Популярный у исполнителей кантри тип акустической или электроакустической гитары с большим корпусом и стальными струнами. Одна из наиболее известных джамбо - модель Gibson J-200 (Super Jumbo 200).


ДЖЕК Типичный пальчиковый штекер (джек, джек-папа) гитарного шнура или разьем (дырка, джек-мама).


ДЖЕМ, ДЖЕМ-СЕЙШН (англ. jam session ) Встреча нескольких гитаристов и их совместная импровизация как апогей пьянки.

ДИЛЕЙ, ЭХО-ДИЛЕЙ (англ. delay ) Звуковой эффект запаздывания звука.

ДО БРО (англ. Dobro ) Тип акустических гитар со встроенным металлическим резонатором.


ДОРИЙСКО-БЛЮЗОВЫЙ МИНОР Ступени: 1, 2, b3, 4, 5, b5, #6, b7. Откуда взялось такое название, я не знаю. Вероятно, древние дорийцы как-то выпили с блюзменами...

ДРАЙВ-ДИСТОРШН, ПЕРЕГРУЗ (англ. distortion - искажение) Тип эффекта искажения и примочки - обычно "металлический" звук. На фото - тихий советский ужас "Лель".

ДРАМ-МАШИНА Усложненный вариант метронома со множеством ритмов, имитирующий ударные.

ДЕРЕВЯШКА, ДОСКА, ДЕРЕВО Акустическая гитара.

ДРЕДНОУТ (англ. dreadnought ) Американское прозвище акустических гитар со стальными струнами и большим "плоским" корпусом.

ДРОВА Электрогитары типа "Урал", "Орфей", "Музима", "Аэлита".

ДРОВОСЕК Игрок на таких электрогитарах.

E

ЕЛОВАЯ ДЕКА Дека из ели на акустической гитаре (их обычно делают из ели или кедра). Считается, что еловые деки, в отличие от кедровых, со временем звучат лучше.

Ж

ЖЕЛЕЗО Лады, колки, винты, машинки. В зависимости от контекста.

ЖЭКОВСКАЯ КОМАНДА Группа, репетирующая в служебных помещениях, выступающая на небольших дискотеках etc.

З

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ Планка с миниатюрными микрофонами под каждой струной.

ЗВУЧОК 1. Иногда этот самый микрофон на звукоснимателе, но обычно сам звукосниматель. 2. Звукооператор.

И

ИМИТАЦИЯ Обычно только в классической гитаре при исполнении фуг. Второй голос имитирует первый с небольшим запаздыванием. Умение играть имитации говорит о мастерстве гитариста (независимость движений пальцев).

ИНТРО Вступление. Есть почти в каждой рок-композиции.

ИСПАНСКАЯ ГИТАРА Классическая шестиструнная гитара.

К

КАНИТЕЛЬ Обмотка струн.

КАПОДАСТР, КАПО Штучка такая, прижимающая струны на определенном ладу. Эквивалент нулевого порожка.


КАТАВЕЙ (англ. cutaway ) Вырез в акустической гитаре, который служит для удобного доставания пальцами до последних ладов.

КВАДРАТ Одна музыкальная фраза, отрезок композиции типа четыре раза по четыре такта.

КВАКУШКА, КВАКЕР Вау-вау приставка.

КИВОК Рычаг, позволяющий только ослаблять натяжение струн.

КЛЮШКА Головка грифа характерной формы.


КОЛОК Винтик с барабаном, натягивающим струну.

КОМБИК Этакая тумба с динамиком и усилителем. На нее иногда можно поставить ногу или кружку с пивом.


Л

ЛАБУХ Музыкант, обычно гитарист.

ЛАД 1. Поперечное деление грифа (нулевой лад - открытая струна). 2. Состав звуков, гамма.

ЛАМПА Ламповый усилитель.

ЛАПОТЬ Прозвище неумелого гитариста, считающего, что он играет круто (типа ламера в сети).

ЛЕВША Гитара, не перетянутая, а специально сделанная для левши (перевернутач дека, гриф и т.д.).


ЛЕГАТО В гитарной музыке - обычно извлечение звука без помощи правой руки приемами пул и хаммер.

ЛОПАТА, ВЕСЛО, БАНКА, ТОПОР См. .

ЛЮТНЕР Гитарный мастер.

М

МАХАГОНИ Красное дерево, а также цвет гитары из красного дерево.

МЕДЛЯК Песня в медленном темпе.

МЕЛИЗМ Вид извращения - добавление навороченного рисунка из соседних по длительности нот (форшлаги, трели, морденты - все это мелизмы).

МЕНЗУРА Расстояние от верхнего до нижнего порожка гитары. На самом деле, термин намного сложнее, т.к. есть мензуральная нотация и прочие монстры из теории музыки и физики звука.

МИКРОПОДСТРОЙКА Винтик на машинке над каждой струной, надеюсь, не надо объяснять для чего.

МИКРОФОН Цивильное название звучка электрогитары.

МОРДЕНТ Мелизм в виде легато из трех нот.

МЯСО Жесткий, насыщенный драйв электрогитары.

Н

НАКЛАДКА Полотно в верхней части грифа, куда вбиваются порожки ладов.

НЭШВИЛЛСКИЙ СТРОЙ Означает, что 6-я и 3-я струны строятся октавой выше, чем обычно. Приближенно можно считать, что такой строй у 12-струнки. На "нэшвилле", опущенном на полтона, любит играть Джо Сатриани.

О

ОБДИРКА СТРУН Удаление металлической лены с гумозных совестских струн. Из-за этой ленты струны звучали тихо, поэтому многие гитарасты обдирали ее вручную.

ОБЕЧАЙКА Изогнутый в форме Дженнифер Лопес лист фанеры между деками.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK - fdbk) Возбуждение струны от собственного звука. Неуправляемую О.С. можно получить, просто кашлянув в акустическую деку или поднести электрогитару со звучащей струной к комбику. Управляемая О.С. - вид искусственного флажолета, вызванного звуком струны.

ОВЕРДРАЙВ Тип эффекта искажения и примочки (обычно "блэкморовский" звук).

П

ПАВЕРКОРД, ПАУЭРКОРД Аккорд в среднем или низком регистре, хорошо звучащий на драйв-дисторшне (обычно просто квинта или кварта от аккорда, но только не терция - шумов не оберетесь).

ПАССАЖ Виртуозная пулеметная очередь из нот.

ПЕДАЛЬ См. Примочка.

ПЕДАЛЬНЫЙ ТОН Соло с постоянным возвращением к одной ноте. Простейший вариант - "В траве сидел кузнечик". Если его играть по-пионерски на первой струне - педальным тоном будет "ми" на нулевом ладу.

ПИКГАРД (англ. pickguard ) Панель-накладка на деке электрогитары.


ПИКИНГ Звукоизвлечение.

ПИЦЦИКАТО По-итальянски pizzicare - «щипать». Так то это «щипато», если по-нашему. Более актуально для скрипки, где наиболее заметен контраст, но и на гитаре тоже исполнимо, если глушить струну сразу после щипка.

ПЛЕКТР Устаревшее название медиатора.

ПОДСТАВКА Полочка, к которой крепится со струнами. У электрогитар с машинками (рычагами) подставка плавающая, т.е. держащаяся на пружинах, утопленных в заднюю часть корпуса. Обычно играют на трех пружинах (но не факт).


ПОЛТОНА Интервал между двумя соседними ладами.

ПРИМОЧКА, ПРИМА Такая штучка-дрючка с педалькой для искажения звука. В наше время устарела - все хотят играть через гитарный процессор.


ПУЛЛ, ПУЛЛ-ОФФ Сдергивание пальца при игре легато одной левой рукой (так, чтобы зазвучала нота на заранее зажатом ладу или открытая струна).

ПЯТКА ГРИФА Законцовка грифа с креплением. На современных гитарах пятку стараются сглаживать и утапливать а корпусе, чтобы не путалась под ногами.

Р

РЕВЕРС, РЕВЕР Ревербератор. Штучка-дрючка, дающая многократное эхо.

РЕВЕРСНЫЙ ГРИФ Гриф со всеми колками внизу. Якобы для удобства подкручивания колков, но на самом деле просто для понта.


РЕЙК, ГРАБЛИ Скребок по струне.

РЕПА Репитиция.

РИТМ-ГИТАРА, РИТМУХА, LEAD Гитара, выполняющая всю черновую работу на сцене. На рок-концертах ее молчание обычно обозначает паузу.

РИФФ Совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют музыкальную композицию.

РОЗЕТКА Дырка (резонатор) в верхней деке гитары.

РУБИЛОВО, МОЧИЛОВО Интенсивная часть музыки.

РЫБА 1. Рабочий вариант мелодии, сырая композиция. 2. Песня с фейковыми словами, когда не знаешь оригиальный текст ("йестедей, шабл-дабл дирижабл бей").

РЫБИЙ ХВОСТИК, БАБОЧКА, СТРЕЛА Стреловидная дека.

РЫЧАГ (Машинка) Подставка на пружинах с ручкой для изменения натяжения струн при игре.

С

СВАЛКА Типичная рокерская концовка композиции - все грохочут с максимальной выразительностью.

СВИП (англ. sweep - сметать, смахивать) Скользящий удар медиатором по нескольким струнам - альтернатива арпеджио при игре на акустической гитаре.

СЕКВЕНЦИЯ Какое-нибудь "па-ра-рам", сыгранное несколько раз то понижаясь на одну-две ноты (нисходящая секвенция), то повышаясь (восходящая). Характерный пример: заключительные такты вступления к передаче "Угадай мелодию".

СКАЛОПИРОВАННЫЕ ЛАДЫ, СКАЛОПИРОВАННЫЙ ГРИФ Проточенные лады на манер Ингви Мальмстина (на самом деле Ричи Блэкмора). Наслушавшись Блэкмора, Мальмстин подсел на эти грифы, как Элтон Джон на гомосятину. И заразил остальных. Считается, что на таких грифах сочнее и круче звучит легато, тэппинг и пр., но как правило проточка грифа приводит к полной его замене, поскольку играть на таких ладах для большинства - пытка.


СИНГЛ Звукосниматель с одной катушкой.


СЛАЙД Соскальзывание руки с лада, грифа, касаясь струн (глиссандо).

СЛАЙДОВАЯ ГИТАРА, БОТТЛНЕК Техника игры на гитаре, которая заключается в том, что играют при помощи слайда, т.е. напалечника, скользящего по струнам. В качестве слайда используются разные вещи: бутылка (bottleneck guitar буквально означает «бутылочногорлышковая гитара»), патрон от дробовика, зажигалка Zippo и т.д.


СЛЭП Крик души бас-гитары. Удары пальцем правой руки по струнам. У басистов это что-то типа высшего пилотажа в жанре фанк.

СМЫЧОК Медиатор.


СОЛЯГА Или просто партия соло, или соло-гитара. Именно на ней хотят играть все начинающие гитаристы.

СТАККАТО Отрывистое исполнение нот.

СТРАТОКАСТЕР, СТРАТ Эпохальная модель Fender - классическая гитара хард-рока.


СТРОЙ Способ настройки струн. Для шестиструнной гитары исторически сложился классический испанский строй: EBGDAE.

СУСТЕЙН 1. Особое качество звучащего электроинструмента. Словами не передать - нужно слышать. 2. Продолжительность звучания извлеченной ноты.

Т

ТАБУЛАТУРА, ТАБЫ Шесть линеек для записи гитарной музыки. Указана не высота нот - а их положение на грифе.


ТЕЛЕК, ТЕЛЕКАСТЕР Одна из ранних моделей Fender, но тоже популярная.


ТИРАНДО (исп. tirando - дергать) В классической гитарной школе - щипок, после которого палец не опирается на соседнюю, более толстую струну.

ТОКАОР Гитарист, исполняющий фламенко. Изначально был только аккомпаниатором кантаора (певца) или байлаора (танцора).

ТОН Интервал в два лада.

ТОП, ТОП-ХЭД Форма нулевого порожка на винтиках. Особо важна при использовании рычага (чтобы струны не расстраивались при игре).

ТРАНСКРАЙБЕР Гитарист, хорошо подбирающий на слух. Один из величайших транскрайберов - Стив Вай.

ТРАНСПОЗИЦИЯ Смена тональности песни. Сыграйте Am-Dm-E-Am, а затем Hm-Em-F#-Hm. Сыграли? Поздравляю! Вы совершили транспозицию на 1 тон.

ТРЕЛЬ Быстро повторяющаяся смена двух нот.

ТРЕМОЛО 1. Почти то же, что чес, но преследующий более художественные цели. 2. Рычаг гитары, а точнее сама машинка с рычагом.

ТРЕМОЛЯНДО То же, что тремоло, только по нескольким струнам одновременно.

ТРИТОН Увеличенная кварта или уменьшенная квинта. Главное: не спутать с хвостатым обитателем пруда, когда услышите что-то типа: "Мрачные синкопированные тритоны ползут вверх по грифу".

ТЫГЫДЫН-ТЫГЫДЫН МЕТАЛ Жанр, характерный для групп типа «Ария» и их «жалкой заморской копии» - Iron Maiden. Выражение пошло из-за звукоподражания партиям баса Стива Харриса из Iron Maiden.

ТЭП Прижимание струны к грифу пальцем правой руки или ребром медиатора.

ТЭППИНГ, ИГРА КЛОПАМИ (ДАВИТЬ КЛОПОВ) Игра на грифе приёмом "хаммер-он – пулл-офф" обеими руками. При умелом использоании звучит очень эффектно.


ТЮНЕР Старинный девайс для настройки гитары, издающий звуки открытых струн.

У

УКУЛЕ ЛЕ Маленькая гавайская гитара. Название переводится по одной версии как "прыгающая блоха", по другой - "пришлый дар".


УСИЛОК Он же усилитель. С появлением музыкальных центров стал совершенно ненужным бытовым прибором, но в гитарной музыке незаменим. В среде музыкантов, консервативной по своей сути, пользуются повышенным спросом «морально устаревшие» ламповые усилки - они надежнее в плане перегрузок и сто ят дороже обычных.

Ф

ФАНЕРА 1. Фонограмма. 2. Акустическая гитара.

ФЕЙД Угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием - перед вами фанера в первом значении.

ФЛАЖОЛЕТ Удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.

ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ Струна прижата или отжата - не важно, флажолет вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят. Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.

ФЛЕНДЖЕР Эффект набегания звука как бы со стороны. Попахивает эффектом Доплера.

ФЛОЙД РОУЗ Рычаг, позволяющий и ослаблять, и усиливать натяжение струн. Обычно мощная штука такая с микроподстройкой. Названа в честь Флойда Роуза, ее изобретателя.


ФЛЭТТОП Фолк-гитара с плоской верхней декой, приспособленная к использованию металлических струн. Ну, и прическа Ивана Драго еще)).


ФОРШЛАГ Коротенькая нота, ворующая длительность у основной (можно сказать просто "дрынь", а можно "д-дрынь" - как бы "дрынь" с форшлагом "д").

ФУЗ, ФУЗЗ, ФАЗЗ Эффект искажения звука. Слово слишком общее, да и на русском языке звучит неправильно (от глагола fuzz [фазз] - искажать).

Х

ХАМ, ХАМЫ, ХАМБЕКЕР Звукосниматель, состоящий из двух катушек, соединенных встречно, и имеющих противоположную полярность сердечников. Короче говоря, класно подавляет шумы и нежелательные наводки.


ХАММЕР, ХАММЕР-ОН Удар по грифу и струне пальцем правой рукой (так, чтобы зазвучала нота).

ХОЛЛ Эффект примочки с эхом.

ХОРУС Объемное звучание звука. Имитация, будто играет в унисон несколько инструментов.

Ц

ЦИФРА Как и в остальных музыкальных и не только областях, презрительно-уничижительное название для всего цифрового оборудования и звука.

ЦЫГАНСКАЯ ГИТАРА Русская смиструнная гитара. Ее особенность - строй, отличный от строя классической шестиструнной гитары.


Ч

ЧЕК Проверка и отстройка звука перед началом концерта.

ЧЕРНОТА, ЧЕРНАЯ ИКРА Нагромождение коротких нот в партитуре.

ЧЕС, СТРЕКОТ Типично балалаечный прием бренчания на одной струне или паверкорде.

Я

ЯСЕНЬ Древесина, из которой делали корпуса первых серийных электрогитар Fender Stratocaster (потом заменили на ольху). Ну, надо ж чем-то букву "Я" заполнить)).

НЕКОТОРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ТЕРМИНЫ

1 1/2 Бенд на полтора тона.
1/2 Бенд на полтона.
A.Н. (artificial harmony) Искусственный флажолет.
A.Н. PITCH Нота при искусственном флажолете.
BAND Подтяжка.
DON"T PICK Не брать медиатором.
END RHY. FIG. Конец ритмической фигуры.
FDBK Обратная связь.
FDBK PITCH Нота, вызванная обратной свзью.
FREE TIME Вне ритма.
FULL Бенд на целый тон.
GRAD. BAND Постепенный бенд.
GTR. Гитара.
HARM (harmony) Флажолет.
INTRO Вступление.
LET RING (THROUGHOUT) Продолжение звучания.
MUFFLED STRINGS Слышен только скребок по струнам.
MUTING Приглушенное звучание ноты.
N.C. Без аккорда.
PICK SLIDE Снимание пальца с лада как бы смахивая по всему грифу.
PRE-BEND Бенд с недотягиванием до полного тона или полутона. Как бы фальшивый звук.
RAKE Скребок по струне.
RHY. FIG. Ритмическая фигура.
RHY. Ритм.
RHYTHM SLASHES Форма записи ритм гитары. Дается только длительность нот на одной нитке или над нотоносцем и пишутся аккорды.
SL. (SLIDE) Скольжение.
SLACK Ослабить.
T Большой палец.
TREMOLO BAR Игра рычагом.
TRILL Это не корм для попугаев, а трель (приемом хаммер).
UNISON BEND Игра на двух струнах. Одна звучит, в то время как вторая вытягивается ей в унисон.
VIB W/BAR Вибрато рычагом.
W/WAH С эффектом "вау-вау".

© 2001–2017, Генрих Лиговский

МОУДОД «Детская музыкальная школа № 40», г. Новокузнецк

Краткий музыкальный словарь для подготовки учащихся к техническому зачету по классу гитары

Музыка в жизни человека – мощная сила эмоционального воздействия и могучий источник духовной энергии. На протяжении все многовековой истории музыка – неизменный друг и спутник человека в его радостях и горестях, помощник в борьбе и труде. Настоящая музыка, выражая сокровенные думы и чувства человека, его надежды и душевные потрясения, проникает в сознание слушателей, будит благородные чувства, организует волю, вызывает решимость действовать во имя великих идеалов, подлинного гуманизма. Музыке принадлежит большое и важное место в духовной жизни нашего народа. Много надо потратить усилий и долго дружить с музыкой, чтобы разобраться в тонком механизме превращения звуков в музыку, понять, как звуки приобретают художественный смысл.

Эстетические переживать музыку – тоже своего рода искусство. Полноценное восприятие музыки не является привилегией только музыканта-профессионала. Истинным ценителем музыки может быть в равной степени и профессионал, и любитель музыки. Важно, чтобы их роднило общее стремление к повышению знаний о музыке, к развитию музыкальных способностей и совершенствованию эстетических убеждений, художественного вкуса. Вот для этого необходим словарь. Словарь является справочным пособием для учащихся музыкальных школ по классу гитары, для подготовки к техническому зачету, а также для любителей гитарной музыки. В словаре использованы наиболее употребительные слова и термины на иностранных языках , а также сведения о выдающихся исполнителях-гитаристах и композиторах, пишущих музыку для гитары.

Цель словаря – дать нужные справки, ответить на вопросы возникающие при слушании музыки, чтении литературы о музыке, при дальнейшем музицировании. Помочь при разборе музыкальных произведений учащимся музыкальных школ.

1. Ознакомление учащихся с основными требованиями при подготовке к техническому зачету.

2. Освоение музыкальной терминологии для успешного применения в работе над музыкальным произведением.

3. Расширение кругозора о выдающихся исполнителях, композиторах гитаристах разных стран.

Материал словаря распределен по классам, начиная со 2 класса по 5 класс .

Требования по подготовке к техническому зачету (термины)

ü Основные приемы звукоизвлечения:

Apoyando (апояндо) – играть с опорой на соседнюю струну

Tirando (тирандо) – играть без опоры

ü Открытый строй гитары: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми

ü Знаки сокращенного письма:

Реприза – знак повторения

Вольты – разные окончания

De capo al Fine (де капо аль фине) – повторить сначала до слова конец

ü Знаки альтерации:

Диез – знак, повышающий ноту на полтона

Бемоль – знак, понижающий ноту на полтона

Бекар – знак, восстанавливающий первоначальное значение ноты

ü Динамические оттенки:

pp (пианиссимо) – очень тихо

p (пиано) – тихо

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

mf (меццо-форте) – не очень громко

f (форте) – громко

ff (фортиссимо) – очень громко

cresc. (крещендо) – постепенно усиливая звук

dim. (диминуэндо) – постепенно ослабляя звук

ü Гамма – звукоряд нот от тоники до ее повторения

ü Строение гамм:

Dur (мажорная) – 2 тона полутон 3 тона полутон

moll (минорная) – тон полутон 2 тона полутон 2 тона

Хроматическая – строится по полутонам

ü Апликатура – способ обозначения пальцев

ü Темп – степень скорости исполнения

Lento (ленто) – медленно

Adagio (адажио) – медленно, нежно

Andante (анданте) – не спеша, шагом

Andantino (андантино) – несколько скорее, чем анданте

Moderato (модерато) – умерено

Allegretto (аллегретто) – оживленно

Allegro (аллегро) – скоро

Ritenuto (ритенуто) – сдерживая

ü Строение гитары: колки, гриф, лады, струны, порожки (верхний, нижний), розетка, подставка, дека (верхняя, нижняя), обечайка.

ü Родина гитары:

Испания – шести струнная

Россия – семиструнная

ü Композиторы – гитаристы:

Испания – Сагрерас, Сор;

Италия – Каркасси, Карулли;

Россия – Калинин, Иванов-Крамской, Иванова-Крамская, Козлов, Киселев;

ü Все термины за 2 класс

ü Интервал – расстояние между двумя звуками (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.)

ü Аккорд – созвучие и трех и более звуков

ü Арпеджио – разложенные аккорд

ü Виды арпеджио : восходящее, нисходящее, смешанное

ü Темпы :

Vivo (виво) – живо

Vivace (виваче) – чуть скорее, чем Vivo

Presto (престо) – быстро

Prestissimo (престиссимо) – очень быстро

Rallentando (ралентано) – замедляя

Accelerando (ачелерандо) – ускоряя

ü Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си

ü Порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа

ü Премы игры на гитаре:

Барре – прием, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Бывает: большое (прижимаются все струны) и малое (прижимаются 2,3,4,5 струнн)

ü Все термины за 2, 3 классы

ü Случайные знаки:

Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности

Акцент - выделение ноты

ü Штрихи:

Legato – связано

Nonlegato – не связано

Staccato – отрывисто

Morcato – подчеркивая

ü Динамические оттенки:

sf (сфорцандо) – внезапно громко

sp (субито пиано) – внезапно тихо

ü Обозначения характера музыки:

Dolce – нежно

Grave – тяжело

Graciozo – изящно

Con brio – с огнем

Contabile – певуче

ü Композиторы – гитаристы :

Испания – Санз, Пухоль Альбенис;

Франция – Визе, Кост;

Россия – Асафьев, Сихра, Панин;

ü Все термины за 2, 3, 4 классы

ü Приемы игра нагитаре:

Pizz – игра приглушенным звуком у подставки пульгаром, рука олжитьсяч ребром у подставки

Tremolo – чередование одного звука (a, m, i)

Исскуственный флажелет – звучит на октаву выше места прижатия, как флейта, палец индике касается струны у порожка и звук извлекается пальцем ануляр

Натуральный флажелет – особый тембр звучания струны на определенных ладах: XII, VII, V, IV, III

ü Обозначение характера музыки:

Animato – с воодушивлением

Maestozo – торжественно

Trancuillo – спокойно

Rubato – свободно

Espressivo – с експрессией, выразительно

ü Мелизмы - украшения:

Вибрато (vibr) – движение пальца левой руки из стороны в сторону и кисти и предплечья

Арпеджато – аккорд с украшениями

Мордент – играется с помощью технического легато, бывает: восходящее и нисходящее

Трель – состоит из основног звука, вспомогательного и равна продолжительности основного звука

Форшлаг - исполняется техническим лгато, бывает: длинный и короткий. Изображается ввиде маленьких нот перед главной

ü Композиторы – гитаристы:

Пако де Лусия, Джон Маклафлин, Мертц, Морено-Торроба, Льобет

Список литературы:

1. Михеева словарь в рассказах. - М.: Советский композитор, 1986г.

2. Спутник музыканта. Энциклопедический карманный словарь справочник / Ред.-составитель, М.-Л., Музыка, 1964г.

3. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Издательство "Музыка", 2008 гс.

4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, изд-во «Кифара», Москва, 1996г.

5. Искусство игры на шестиструнной гитаре, I, II, III, IV части, под ред. , Москва, 1991г.

6. Школа игры на шестиструнной гитаре А. Иванов - Крамской, г. Москва, 2008

7. Гаварян С., Рассказы о гитаре. Изд-во «Москва», 1998г.

8. Справочник 2000 года. Классическая гитара. Москва под ред. П. Верещагин, Е. Ларичев, Г. Ларичева, 2000г.

9. Как научить играть на гитаре. Мастер-класс. «Классика XXI века», г. Москва, 2006г.