Алексей кондратьевич саврасов. Алексей кондратьевич саврасов, биография и картины. Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы, он сыграл выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи. Художник поднял пейзажную живопись на огромную высоту, завоевал ей широкое общественное признание. Саврасов первым сумел показать прелесть простого русского пейзажа, его бесхитростную красоту, в то время, как официальное искусство по-прежнему стремилось к идеализированному, приглаженному, в основном, западноевропейскому, пейзажу. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в семье московского купца. Любовь к искусству у него проявилась в детстве, он в 12 лет копировал романтические пейзажи известных художников. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника, а позже за представленные в Совет Академии художеств два пейзажа, написанные в окрестностях Ораниенбаума, был удостоен звания академика.

В своих первых пейзажах Саврасов тяготел к романтическому изображению природы, но увлечение романтизмом длилось не долго. Все больше художнику хотелось полнее отразить реальный мир природы.

В 70-х годах Саврасов активно занимается преподавательской деятельностью. Основа его преподавания - работа с учениками на природе, на натуре. "Изучайте и чувствуйте", - внушал он молодым художникам.

В последние десятилетия 19-го века жизнь и творчество Саврасова пошли на спад. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы он жил в абсолютной нищете и умер одиноким, тяжело больным человеком в больнице для бедных.

Значение Саврасова в истории русского пейзажа трудно переоценить. Он начинает собой блестящую страницу пейзажной живописи второй половины 19-го века. Его картины наполнены волнующим лирическим чувством. Бесконечная любовь Саврасова к родной земле, такая живая, восторженная, служила постоянным источником творческого вдохновения. Как никто другой до него чувствовал Саврасов задушевную красоту скромной русской природы. Этим он и обогатил русскую пейзажную живопись, открыв перед ней новые горизонты.

Задворки села, сараи, наполовину скрытые забором, старая церквушка с шатровой колокольней, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, талый посеревший снег. Пейзаж, типичный для средней полосы России, скромный, непритязательный, чуть грустный и очень задушевный.

Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Подули теплые ветры, в полях почти стаял снег, обнажилась темно-бурая, напитавшаяся влагой земля, потемнел оставшийся в затишье снег. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Еще нет ослепительного солнца, почки только начинают набухать, небо затянуто свинцово-белыми облаками. Дышится легко и свободно! Сдержанная гамма бело-голубых и серо-коричневых тонов созвучна с неприметной прелестью простого и скромного пейзажа.

Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.
Грачей прилетные стада кричат и весело, и важно.
Меж круглых, рыхлых облаков невинно небо голубеет
И солнце ласковое греет в затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо! Как в забытьи каком стоишь
И слышишь прелый запах сада, и теплый запах старых крыш.

(Ф.Тютчев)

Здесь изображены пасека и старик-пасечник, склонившийся над дымящимися угольями, шалаш и деревенька с соломенными крышами. Для художника здесь самым важным является то, что объектом эстетического переживания является самый непритязательный пейзажный мотив, природа, обжитая человеком, в ее повседневном, будничном облике.

Сколько трогательной красоты и поэзии в этих осыпанных розовыми цветами яблонях, молодых березках, одетых первой зеленью, пушистом светло-зеленом ковре недавно выступившей травы. Как чист и прозрачен воздух, как широки просторы полей, весенний разлив голубой реки.

Саврасов стремится здесь создать широкий пейзажный вид и в нем передать тихую прелесть простой, скромной среднерусской природы.

Неяркие, нежные краски пейзажа, слегка тронутые золотистым светом восходящего солнца, высокое светлое небо с тающими в нем облачками, прзрачная голубизна далей, голубая гладь реки с отражающимися в ней деревьями, смягченные очертания ее берегов, поросших лесом, - все выражает гармонию и покой раннего утра. Художник включает здесь фигуру крестьянина-рыбака, возвращающегося с рыбной ловли - этим он показывает природу, окружающую человека в его повседневной жизни, обжитую им.

Изображение в картине сильно приближено к зрителю. Детально выписана мшистая поверхность валунов, хорошо передана их объемность, прорисованы змеящиеся по земле корни спиленного дерева, стебли трав. Первый план погружен в тень, а поляна поодаль залита солнцем. Красиво выделяется пронизанное солнечным светом кружево листвы старого дуба, распростершего свои ветви над поляной. Вдалеке синеет море.

Это одно из своих первых произведений, в которых он еще тяготеет к романтизму.

Небо в картине затянуто клубящимися облаками. резкие порывы ветра, контрасты света и теней, бурное движение, которым пронизан пейзаж, - во всем видно стремление показать действие стихийных сил природы, придать пейзажу патетическое звучание. Но Саврасов дополняет картину бытовыми деталями - совсем не романтические шалаш и женщина с ведром усиливают ее правдивое звучание.

В этой картине художник воплотил трогательное внимание к подробностям жизни природы, любовь и поразительную способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения. В легкой, свободной манере, и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой и пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.

Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена.

Художник изображает ржаное поле перед бурей, он вкладывает в картину свои чувства, тревогу, переживания, которые переполняли Саврасова тогда.

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830-1897) - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» - Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния , где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы - быть ливню».

В 1852 году после поездки по южным губерниям России он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи».

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 году.

В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова.

В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.

В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.

Вместе с В. В. Пукиревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 - «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 - «Домик в провинции».

В 1871-1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 - в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая - «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874).

Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках - венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», - вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 - картина «Весна. Огороды».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Грачи прилетели

Что встает перед глазами при имени художника Алексея Саврасова? Те, кто окончил школу во времена СССР, вспомнят «Грачи прилетели». Более просвещенные назовут ещё два-три пейзажа…

Может быть «Радугу» или «Лосиный остров в Сокольниках», «Чумаков» или «Дворик»? И «общеизвестные» факты из биографии гения русской живописи – царская действительность погубила великий талант, Саврасов спился и умер в нищете. Однако, так ли всё было на самом деле?

Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова

Художник Алексей Кондратьевич Соврасов (именно так писалась фамилия художника в 19 веке) родился 12 мая 1830 года в семье зажиточного московского купца. Кондратий Соврасов торговал изделиями из шерсти недалеко от Красной площади, сумел приобрести свой дом в Москве, нажил капитал средней руки.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Фото

Алексей с самого раннего детства, вопреки воле отца, который видел в сыне помощника в коммерческих делах, увлекся живописью – целыми днями перерисовывал гуашью красивые картинки из иллюстрированных журналов. Отец гневался и однажды изгнал сына, за пристрастие к живописи, из дома – Алексей некоторое время жил на чердаке.

Он отнес свои «картинки» на Ильинку в лавку, которая торговала старыми книгами, лубками и гравюрами. И, неожиданно для себя, продал рисунки за 6 рублей за дюжину.

Когда молодому Саврасову исполнилось 14 лет, он поступил в училище живописи на Мясницкой улице. Отец протестовал, но требующиеся для обучения деньги (2 рубля в месяц) Алексей зарабатывал сам.

Именно в училище на Мясницкой он встретил и близко сошелся с людьми, которые в последующем оказали большое влияние на судьбу художника – судьбу живописца и судьбу человека.

Это и первый настоящий учитель – Карл Иванович Рабус, и любимый товарищ по классу рисования Константин Герц, который стал добрым другом, а в последствии и родственником. Это Константин приведет Саврасова в старый двухэтажный дом в Архангельском переулке. Дом семейства Герцев, наполненный старыми традициями и старинной мебелью, настоящими картинами на стенах, покажется молодому Саврасову настоящим дворцом. А родные сестры Константина Герца – Софья Эрнестина (старшая) и Аделаида (младшая), - существами из какого-то другого мира. Мира возвышенного и утонченного, недоступного и такого манящего. И эти возвышенные существа так хорошо приняли застенчивого Саврасова, особенно любезной была Софья Эрнестина…

В возрасте 20 лет Саврасов заканчивает училище, но не порывает связи с педагогами и друзьями – занимается в классах, выставляет свои работы. Это картины и этюды с видами Москвы, целая серия работ, которые молодой живописец привез из путешествия по Малороссии.

Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Случилось так, что в 1854 году училище посетила великая княжна Марья Николаевна, сестра императора и большая любительница искусств. Мария Николаевна для своей картинной галереи приобрела семь картин, в том числе две саврасовские. Прошло совсем немного времени и художник Саврасов получил приказ прибыть в Санкт-Петербург – художник должен был поселиться на даче великой княгини и написать несколько видов.


Вид в окрестностях Ораниенбаума

Для молодого талантливого художника покровительство великой княгини, сестры императора – это разве не удача? Даже отец, который до того момента очень критически относился к занятиям своего чада, вдруг зауважал сына и заважничал – его Алексея пригласила сама сестра императора!

Больше месяца Саврасов работает на даче, бродит по берегу Финского залива, делает зарисовки. Мария Николаевна приехала на дачу всего один раз, встретилась с художником, посмотрела рисунки и спросила о планах на будущее…

Просить о покровительстве, поступить в Академию художеств и за государственный счет посетить Италию. Что же вы пожелаете милостивый государь? И застенчивый Саврасов попросил соизволения… вернуться в Москву. Княгиня удивленно посмотрела на художника, пожала плечами и ушла.

Картины, которые Саврасов написал на даче в Сергиевке выставили в Академии художеств. За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Алексей Кондратьевич Саврасов был удостоен звание академика живописи. Академику на тот момент исполнилось аж 24 года. Самый молодой академик в истории Академии художеств.

Позднее «Вид в окрестностях Ораниенбаума» приобрел Третьяков.

Да, жизнь удалась. Художник молод и уже знаменит, его любит публика и критики, у него огромное количество заказов и, как следствие, стабильное материальное благополучие.

Вот тут-то про Саврасова «вспомнила» Софья Эрнестина Герц – ей уже тридцать лет (она старше Саврасова на четыре года) и она трудится учительницей в лютеранской церкви. И чего ей ждать от жизни? А Саврасов занимает место преподавателя с окладом 500 рублей в год серебром, он академик и имеет чин титулярного советника. И он ещё так молод. А с годами будет и выслуга лет, и повышение по службе… А ещё Алексей Кондратьевич застенчив и малообщителен.

В сентябре 1857 года состоялась свадьба. У молодых рождается две дочери, но первая умирает в младенчестве. Саврасовы получают бесплатную казенную квартиру – не нужно платить за наём и даже отопления квартиры за государственный счет.

Пять лет спустя, в 1862 году, Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают в заграничную командировку. Саврасовы оставляют годовалую дочь на попечении родственников, приглашают с собой сестру жены Аделаиду и отправляются в далекий, но такой приятный, путь. Англия, Германия, Франция, Швейцария, музеи, выставки, знакомства с художниками и любителями живописи. Их принимают в лучших домах Европы, публика восхищается Саврасовым.

У Софьи кружится голова – она уже мечтает о своем европейском доме, с прислугой и экипажами, заграничные вояжи, приятные и влиятельные знакомые, высшее общество…

И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Художник просто сломлен этой чередой смертей. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. В Ярославле беременная Софья простужается и рожает преждевременно – девочка вскоре умирает. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Спустя три года он напишет картину… Пожалуй, единственную картину, которая связана с его личными переживаниями.

И там же, на ярославском берегу, он напишет пейзаж, который обессмертит его имя. Это знаменитые «Грачи прилетели». Эту картину художник покажет на выставке передвижников. Третьяков выкупит «Грачей» ещё до выставки для своей Третьяковской галереи.

Однако, у художника начинаются большие неприятности в семье – Софья Карловна требует всё больше денег… Она светская дама, да и дочери уже выросли и требуют всё больших денежных расходов. Художник начинает писать «для денег», но критика принимает эти работы не просто холодно – ужасные отрицательные рецензии.

Саврасов начинает выпивать, но он ещё борется. Он набирает класс и просит вернуть ему казенную квартиру - отказ. Просит разрешить ему преподавать в училище пейзажную живопись – и снова отказ.

Софья Карловна забирает детей и уезжает к своей сестре Аделаиде, которая к тому времени удачно вышла замуж. Дочери пишут отцу слезные письма с просьбой прислать денег «на башмаки и жизнь на даче».

Художник совсем одинок. Его одиночество скрашивают ученики – эти 14-15 летние романтики, которые полны надежд и мечтаний. Константин Коровин, Исаак Левитан и многие другие.

В 1882 году Саврасова увольняют из училища за пьянство с ежемесячным содержанием 25 рублей.

Он ещё пишет, но его работы покупают не великие князья, а ловкие перекупщики, которые платят художнику копейки, и перепродают его картины с большой выгодой для себя. Сам Саврасов страшно нуждается. Он бросил пить, но денег не хватает даже на то, чтобы писать.

Саврасов женится на мещанке Евдокии Моргуновой. В этом браке рождается сын и дочь. Но тут художника настигает другая беда – он слепнет.

А нам, зрителям, осталась красота, которая струится из каждой работы великого художника. Художник не был счастлив? Был. Он был счастлив в своем творчестве, и в этом своём счастье он не умер, как не могут умереть его действительно великие полотна.

Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов


Чумаки
Швейцарский вид
Соборная площадь в Московском кремле ночью
Скоро весна
Сельское кладбище в лунную ночь
Рожь
Радуга
Лосинный остров в Сокольниках
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду Зимний пейзаж. Москва Зима Весна Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен) Весна
Весна. На большой реке
Зимний пейзаж (Оттепель)
Осень. Деревушка у ручья Зимний пейзаж
Весна
Весенний день
Лунная ночь
Дворик
Зимний пейзаж
Зима

А лексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.

«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника

Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство - делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи , Рафаэле и Гёте . Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу» . В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Между романтической традицией и реализмом

Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни.

Стремление к правдивому слову о русской действительности, о тяжелой судьбе крестьянства... столь характерные для той поры, наглядно проявились и в искусстве. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Все более конкретным, «бытовым» становилось и восприятие природы.

Владимир Петров, искусствовед

Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей - романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала.

На полотне «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» 1851 года на первом плане художник изобразил бегущую от дождя женщину. Он населял свои картины фигурами не романтических мечтателей, а крестьян и рыбаков, окруженных предметами повседневного быта. И в тоже время, отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в этом полотне художник отразил и позднеромантическую традицию. Видовой пейзаж соединен здесь с эффектным мотивом ветра, который колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.

Алексей Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Степь с чумаками вечером. 1854. Музей изобразительного искусства, Архангельск

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского , которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.

Поэтические пейзажи Алексея Саврасова

В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.

В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».

Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов , основатель галереи Павел Третьяков , мастер исторической живописи Михаил Боткин.

В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию , Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.

В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.

На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане - местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»

Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

«Грачи прилетели»

Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан , которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно» . Весна была любимым временем года художника.

Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.

В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» - под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине - типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.

«Грачи прилетели» - чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского ! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает.

Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок . Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму - 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.

Кризис последних лет жизни

В конце 1870-х годов период расцвета сменился острым кризисом: Саврасов тяжело заболел, и от него ушла супруга. В творчестве он возвращался к прежним мотивам, к романтическим эффектам. Его ученик, художник Константин Коровин, в книге «Моя жизнь» так вспоминал об этом периоде:

«В училище говорили, что Саврасов болен. Когда мы собрались в мастерской, приехав из разных мест, то стали показывать друг другу свои летние работы, этюды. Неожиданно, к радости нашей, в мастерскую вошел Саврасов, но мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель… «Ну что, - сказал он, как-то странно улыбаясь, - давно я не был у вас. Да, да... давно. Болен я и вообще...»

Художника уволили из училища, в котором он работал 25 лет. Друзья старались помочь ему, но безрезультатно. Он продолжал писать, а его работы этого периода за бесценок скупали перекупщики.

Алексей Саврасов умер в 1897 году в Москве. Он воспитал целую школу художников. Среди его учеников были такие мастера, как Михаил Нестеров , Константин Коровин, Лев Каменев, которые с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя. Исаак Левитан писал: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества» .

24 мая 1830 года в Москве в семье купца родился художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Его по праву называют одним из самых поэтичных живописцев России.

Обозреватель Владимир Бычков в эфире радио Sputnikо судьбе выдающегося мастера.

«Талант Саврасова проявился еще в детском возрасте. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества получил звание академика. Потом он в этом училище преподавал.

И оказалось, что Саврасов не только гениальный пейзажист, но и талантливый педагог. Среди его учеников были Константин Коровин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Сергей Светославский, которые всегда с теплотой вспоминали о своем учителе.

Коровин позднее рассказал, как Саврасов постоянно учил их видеть и уметь передавать красками красоту русской природы: "Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное – чувствуйте..."Тогда же Саврасов создал свой главный шедевр – «Грачи прилетели». Об этой картине столько сказано, написано, что отмечу лишь одно: натурные этюд художник писал в марте 1871 года в селе Молвитино, ныне поселок Сусанино Костромской области.

Саврасов любил эти верхневолжские места, много полотен написал в тех краях...Однако, в те же годы у Алексея Кондратьевича наступает творческий кризис, который он пытался заглушить алкоголем. А в 1882 году умирает его друг – Василий Григорьевич Перов. Они были не просто друзьями, но и вместе преподавали в училище живописи. Перов часто заступался за друга, выгораживал и защищал его перед начальством. Но вскоре после смерти Василия Григорьевича Саврасова уволили из училища за пьянство и пропуски занятий. Он лишился казенной квартиры и практически всех средств к существованию – лишь небольшая пенсия. От него ушла жена с двумя малолетними дочками. Гиляровский в рассказе, который так и называется – «Грачи прилетели» - вспоминал, как они с художником Н.В. Невревым пришли на квартиру Саврасова (вернее, в меблированные комнаты):

«В комнате никого не было. Неврев пошел за перегородку, а я остановился перед мольбертом и замер от восторга: свежими, яркими красками заря румянила снежную крышу, что была передо мною за окном, исчерченную сетью голых ветвей берез с темными пятнами грачиных гнезд, около которых хлопочут черные птицы, как живые на голубом и розовом фоне картины.

Да вставай же, Алеша! Пойдем в трактир... Ну же, вставай!

Никакого ответа не было слышно.

Я прошел за перегородку. На кровати, подогнув ноги, так как кровать была коротка для огромного роста, лежал на спине с закрытыми глазами большой человек с седыми волосами и седой бородой, как у библейского пророка. В «каютке» этой пахло винным перегаром. На столе стояли две пустые бутылки водки и чайный стакан. По столу и на полу была рассыпана клюква.

Алеша,- тормошил Неврев.

Никаких!- повторил он и повернулся к стене.

Пойдем, - обратился ко мне Неврев, - делать нечего. Вдребезги. Видишь, клюквой закусывает, значит, надолго запил... Уж я знаю, ничего не ест, только водка да клюква.

Вынул из кошелька два двугривенных и положил на столик рядом с бутылками:

Чтобы опохмелиться было на что, а то и пальто пропьет.

Неврев был в восторге от картины:

Ведь это же старый Алексей Кондратьевич. Вчера утром я подмалевку видел, а сейчас почти зaкончено... Надо присмотреть, чтобы спьяна не испортил... Забегу к нему завтра утром...

Так я в первый раз видел знаменитого художника, одного из основоположников русского пейзажа. Это было 25 марта, в солнечный день, в конце 1880-х годов»…

Потом Саврасов окончательно отрущобился, жил на Хитровом рынке, зарабатывая написанием бесконечных и очень слабых копий своих лучших произведений. Поэт Иван Алексеевич Белоусов вспоминал: «У Саврасова было два места приюта - ночлежные дома Хитрова рынка и рамочные мастерские, в которых изготовлялся товар для Сухаревского рынка. Там за бутылку водки Саврасов писал картины, которые потом продавались на Сухаревке по два, по три рубля с рамой». Саврасов стал героем произведения художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. Картина «Ночлежники» (Ночлежный дом в Москве) 1889 года.

На ней изображен Большой Трехсвятительский переулок, выходящий на Покровский бульвар, в котором была известная ночлежка «Ляпинка», названная по фамилии владельцев – купцов Ляпиных. Первоначально это было бесплатное общежитие для студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества. А потом оно стало просто ночлежкой.

Не из всех же художников получались Васнецовы, Левитаны и Коровины! А жить-то им где-то надо было. Этих неудавшихся художников называли «вечными ляпинцами». Купцы-благотворители Ляпины их не прогоняли. Вот так постепенно общежитие стало обыкновенной ночлежкой. Днем ее освобождали для уборки, а ближе к вечеру постояльцы собирались в очередь под длинным навесом, задолго до открытия. Эта сцена и показана на картине Маковского. На переднем плане, в центре, изображен суровый старик.

Красное от холода лицо, потрепанный сюртук и видавшая виды широкополая черная шляпа, короткие штаны не прикрывают голые ноги. В правой руке – черная папка. В этом старике легко угадывается Алексей Кондратьевич Саврасов.

Гиляровский позднее опишет этот неизменный наряд: «...я увидел огромную фигуру, в коротком летнем пальтишке, в серых отрепанных брюках, не закрывавших разорванные резиновые ботики, из которых торчали мокрые тряпки. На голове была изношенная широкополая шляпа, в каких актеры провинциальных театров изображают итальянских бандитов. Ветер раздувал косматую гриву поседелых волос и всклокоченную бороду».Саврасова пытались спасти друзья и ученики.

На какое-то время он исправлялся, бросал пить. Но потом опять срывался – пропадал («никаких!») в кабаках Хитровки. А от нее до ночлежки Ляпиных – рукой подать. В последние годы жизни Саврасов вроде бы немножко отошел от пьяной и кочевой жизни, вторично женился. Но было уже слишком поздно, чтобы попробовать второй раз начать все сначала.

Гиляровский свой рассказ заканчивает так: «Я его видел только три раза и все три раза в конце марта, когда грачи прилетают и гнезда вьют... В моем альбоме он нарисовал весну... избушку... лужу... и грачей...

И вспоминаю я этого большого художника и милого моему сердцу человека каждую весну - когда грачи прилетают».