Александр Пушкин — Поэт и толпа: Стих. Пушкин. Поэт и толпа. Анализ стихотворения

Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету «Поэт и толпа». В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным. Были до этого мгновения, когда поэт задумывался частенько – какую же роль по-настоящему играет поэт в жизни людей? Этот вопрос очень важен, и по-другому нельзя никак оценивать этот момент. Ведь те, кто пишет произведения, уже в какой-то степени подвергаются нападению со стороны общества. Это очень важно, так как мысли писателей и поэтов влияют на мысли других людей. Ведь поэты могут заставить волноваться и нервничать общество, или же наоборот – заставить их вздохнуть с облегчением, так как все – уже нормально, как в жизни, так и в быту.

Пушкин размышляет обо всех аспектах в этой области, ведь это очень важно понимать. Поэт думает, что роль поэта важна в жизни других людей, и не важно – каков их статус. Хот он также понимает, что толпа иногда может быть очень груба и невежественна, что порождает глупость и несправедливость. Пушкин также, не хотя особенно обижать простых людей, все же, как бы показывает в произведении, что чернь и творческие личности – это совершенно разные люди, то есть они не совместимы, даже если быть очень лояльным. Эта грань четко выделена на протяжении всего произведения.

Поэт также показывает, для чего созданы поэты, почему и как они существуют. Пушкин пишет, что мы, поэты и творческие люди, просто созданы для того, чтобы вдохновлять, чтобы писать прекрасные звуки слов, которые будут в свою очередь вдохновлять других людей. Но он также отмечает, что остальные люди погрязли в заботах настолько сильно – что и не всегда замечают и уже тем более замечают простых людей.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Поэт и толпа по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Среди звезд

    Многие стихотворения А. А. Фета представляют философские размышления автора над своей судьбой. При этом его мысли настолько глубоки, что реальная картина порой затмевается вымышленными представлениями.

  • Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс сочинение

    Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20-х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида. В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная , рука рассеянная ). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно ). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий ), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные ), сравнения (душе противны вы, как гробы ). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны ). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, которое будет полезным при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1828 году.

Тема стихотворения – Роль творца в истории своей страны.

Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Метафоры – «червь земли», «хладные скопцы ».

Эпитеты - «вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный ».

Олицетворения - «душа вкушает хладный сон ».

Сравнения - «душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна ».

История создания

20-е годы 19 столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрел славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.

Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.

Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем - и весь мир.

Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стих назывался «Чернь», однако он был переименован поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.

Тема

Центральная тема произведения - роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто « рожден для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.

Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа лишь удивленно переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чем прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.

В ответ « чернь » настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря - истинные ценители искусства и те, кто не видит в нем смысла - никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, что тратить свои силы на их просвещение.

Также Пушкин открывает еще одну насущную проблему своего времени - желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные под заказ произведения зачастую имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.

Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.

Композиция

Произведение написано в виде диалога между непризнанным поэтом (лирический герой) и толпой (« чернь »). Стихотворение условно можно разделить на четыре части.

В первой части показана непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Ей невдомек, для чего нужна поэзия, какова от нее реальная польза.

Во второй части поэт упрекает « чернь » в том, что он беспокоится лишь о собственной корысти.

В третьей части « чернь » наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.

В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что все равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывает удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и приземленной « чернью ».

Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.

Жанр

Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Средства выразительности

В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры (« червь земли», «хладные скопцы »), эпитеты (« вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный »), олицетворения (« душа вкушает хладный сон »), сравнения (« душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна »).

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин выбирает условную форму представления поэтической идеи, предлагая ситуацию беседы некоего абстрактного поэта и собирательного образа — толпы. Эту беседу правильнее назвать спором, отражающим диаметрально противоположные взгляды на назначение поэзии. В продолжение разговора Поэт остаётся непреклонным в своем мнении, оно лишь укрепляется, толпа же уклончива и лукава, её доводы меняются, потому что для неё важна не истина, а достижение своей цели — заставить поэта служить себе, своим интересам.

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Толпу же автор называет по-разному, но во всех случаях наделяет её уничижительными прозваниями: «чернь», «чернь тупая», «бессмысленный народ». Дело в том, что слово «толпа», обозначающее массу людей, лишённых индивидуальности, какого-либо глубокого чувства или разума, было далеко не в чести у литераторов. Пушкин уточняет это определение, чтобы за толпу не принимали простых людей, народ в широком смысле этого слова, поэтому предваряет стихотворение эпиграфом, взятым из поэмы древнеримского поэта Вергилия: « Procul este , profani ». Под непосвящёнными Пушкин понимает не простых, необразованных людей; непосвящённые — это те, кто не способен понять, что, помимо их мелких материальных нужд, существуют понятия высокие, явления возвышенные. Поэтому Пушкин всячески проясняет это, называя чернь словами «чернь тупая» и «бессмысленный народ». Важно осознать, что чернью может быть, как показывает Пушкин, и человек из социальных низов, и знатный, даже внешне образованный человек, если не видит божественного отблеска в окружающем мире, или, пользуясь словами Жуковского, «присутствия Создателя в созданье».

Слова Поэта в стихотворении «Поэт и толпа» могут показаться излишне резкими, даже несправедливыми, но это не так — следует внимательно присмотреться и подумать, чем вызвана такая эмоциональная отповедь толпе. Например, Поэт с гневом говорит: Поденщик, раб нужды, забот!

Так что же, человек виноват в том, что он нуждается, должен каждый день добывать себе хлеб и жить в заботах? Нет, конечно, беда человека — не его вина, а ежедневный труд его обязанность и урок. Пушкин словами Поэта порицает духовную бедность и ничтожество человека, живущего только ради практической пользы. Именно с этой позиции следует читать стихотворение «Поэт и толпа», чтобы понять пафос и правоту Пушкина, утверждающего, что мы точно рождены

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв, —

то есть не для пустой и мелкой суеты, не для подчинения своей жизни накоплению денег и уж верно не для войны.

Стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», безусловно, возникло под влиянием жизненных обстоятельств, в ответ на требования некоторых критиков и издателей сделать свою поэзию сугубо моралистической, служащей практическим целям. Пушкин же вовсе не отрицал огромную воспитательную силу поэзии, но был твёрд в главном для себя — поэзия не служанка, а мировая сущность, что уже выразил в «Пророке». Поэтому мнение, распространённое раньше и возникающее иногда в наши дни, что Пушкин утверждал принцип «искусства для искусства», неверно.